Apropos | Клуб "Литературные забавы" | История в деталях | Мы путешествуем | Другое | Форум

графика Ольги Болговой

Архив форумов

Персонажи произведений Л.Н.Толстого

Обсуждение литературных героев -
Льва Николаевича Толстого
(19.09.2009 - 10.01.2014)

Начало обсуждений

Сообщение

ссылка на сообщение Отправлено: 17.11.06 13:28. Заголовок: Персонажи романов Л.Н.Толстого - 2

apropos

Поговорим о персонажах произведений Л.Толстого.

"Наташа Ростова - идеал русской женщины?" -

Начало обсуждений

ссылка на сообщение Отправлено: 19.09.09 15:24. Заголовок: apropos пишет: Геро..

Maria

apropos пишет:

 цитата:
Герои - есть, которые нравятся (но не из главных - главные герои ну совсем не нравятся

С героями и любовью у меня забавно. "по уму" (если подумать, вспомнить примеры из жизни, проанализировать и т.п.) нравится Пьер Безухов, "по сердцу" - князь Андрей. Думаю в жизни с таким человеком я бы на одной лестничной площадке не ужилась, а поди-ка

ссылка на сообщение Отправлено: 21.09.09 14:52. Заголовок: Пьер Безухов мне ник..

apropos

Пьер Безухов мне никогда не нравился - предпочитаю мужчин более умных и мужественных.
Князь Андрей - в юности, да очень нравился. Но потом в нем совершенно разочаровалась.
О своем отношении к нему (сухой, холодный, педантичный, раздражительный зануда и эгоист) и почему я так о нем думаю - довольно подробно объяснено здесь (там рассуждения о князе Андрее получились оффтопом, но зашел разговор...) - click here

На мой взгляд, второстепенные персонажи в произведениях Толстого (во всяком случае в ВиМ и Анне Карениной) получились куда более живыми, чем главные, которые мне видятся скорее ходячими разносчиками взглядов автора.

Левин тоже ужасно не нравится. а Китти и вовсе - в "лучших" традициях представлений Толстого о том, какими должны быть женщины - что-то вроде безмозглого придатка мужчин.((:

ссылка на сообщение Отправлено: 21.09.09 18:54. Заголовок: apropos, про Андрея ..

Maria

apropos, про Андрея прочитала - спасибо за ссылку. Я и говорю - он (и в чем-то старый Джолион) - любовь безрассудная. А так про сухость, неуживчивость и дурные гены (вот уж кто меня бесит, так это старый князь, лучше жить с Анатолем и Элен, чем с ним) и сама все знаю :-). Но все равно, если лично с Андреем не общаться - внутреннее благородство многое искупает

Что касается Пьера, то почему Вы думаете, что он не умен? Единственно глупый поступок - женитьба на Элен произошел, когда Пьеру было около 20 - в это время кто глупости не делал. Мне Пьер представляется в чем-то похожим на моего любимейшего Бильбо Беггинса - больше чем кажется, и больше чем сам о себе думает. Да в обычной жизни он мешковат и мягок, но посмотрите, как быстро, решительно и действенно реагирует Пьер на возможный побег Наташи, как твердо защищает Наташу в обществе! Ни Наташины родные, ни князь Андрей, ни Марья Дмитриевна так не смогли или не захотели

 

ссылка на сообщение Отправлено: 21.09.09 20:59. Заголовок: apropos пишет: Пьер..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
Пьер Безухов мне никогда не нравился - предпочитаю мужчин более умных и мужественных.


Но Пьер - самый приличный мужчина из всей компании. Николай Ростов еще ничего, но тот не склонен к размышлениям, а Пьер - мыслитель, то есть размышлятель. Если отбросить все толстовские идеи, которыми загружен донельзя образ, останется очень милый человек.

Maria пишет:

 цитата:
Мне Пьер представляется в чем-то похожим на моего любимейшего Бильбо Беггинса - больше чем кажется, и больше чем сам о себе думает.


Славное какое сравнение, никогда бы в голову не пришло!

ссылка на сообщение Отправлено: 22.09.09 05:37. Заголовок: Пьер понравился, вер..

Бэла

Пьер понравился, вернее, я смогла его оценить позже, как человека, внешне очень мягкого, но имеющего внутренний стержень и способного на Поступки, как он их, конечно, понимает. А Андрей - это привязанность и очарование юных лет. Тогда - ах! как нравился.

ссылка на сообщение Отправлено: 28.09.09 15:07. Заголовок: Очень интересная пер..

starry sky
Очень интересная первая часть этой темы и статья про Наташу - дает пищу для размышлений.

Наташа на Лидию все-таки не очень похожа, точнее она настолько по-другому описана, что их сравнивать и в голову-то не придет, хотя в их поведении явно прослеживаются параллели. Во всяком случае, я к Наташе никаких отрицательных эмоций не испытывала, только в истории с Анатолем думаешь: "Ну и дура!" И то, это отчасти вина Толстого - надо было лучше расписать анатолевы мужские чары, а отчасти она еще просто девочка, при том очень порывистая, иррациональная натура (эти ее истерики во время отсутствия Болконскoго "Дайте мне его!")

Я не думаю, что вполне правомерно возводить ее в идеалы - точно так же можно и княжну Марью туда же записать. В Наташе действительно куча недостатков - мне приходилось общаться с одной похожей девушкой - большая оригиналка, доложу я вам, таких и правда мало. Такие люди - это несомненно лучики света, они все оживляют, когда они уходят становится банально скучно, но при этом общаться с ними мне очень сложно - постоянные обиды из-за мелочей, непредсказуемость. Однако, очевидно, у русских традиционно больше ценится открытость, веселость, общительность, непосредственность, иррациональность. Отсюда, идеалом становится Наташа. У англичан разум, рациональность больше в почете, потому идеал - Лиззи Беннет. Наверное А Лидия - это либо просто несколько другой тип личности (скорее всего), либо Остен на дух не выносила подобный характер и потому описала его очень поверхностно - без оправдательных черт.

Вообще, в ВиМ мне почти все нравятся (за исключением отрицательных персонажей, естественно). В каждом есть какие-то черты, которые можно понять и которым можно посочувствовать. Если бы мне ни один персонаж не нравился вообще ничем, то я бы и читать книгу не смогла. Для меня персонажи и сопереживание им очень важны, а иначе зачем читать. Дочитала недавно второй том, и в нем персонажи гораздо лучше раскрываются, так что было уже много интересней. Чуть больше других нравятся княжна Марья и Соня. Хотя Сони почти не видать. Очень зря Толстой вырезал всю любовь Долохова к ней и его предложение - такая драма и все "за кадром".

А больше всех понравился старый граф Ростов - такой добрый дядечка . Николай, по-моему, - толстовский идеал мужчины. При чем очень интересно, как Толстой симметрично организовал свои пары - Наташа и Пьер, Николай и Марья.

ссылка на сообщение Отправлено: 28.09.09 15:18. Заголовок: starry sky пишет: б..

Maria

starry sky пишет:

 цитата:
больше всех понравился старый граф Ростов - такой добрый дядечка

добрый, кто же спорит... Только вот семью довел своей добротой и широтой натуры до разорения, а в результате Соня стала в глазах семьи интриганкой, которая вот ужас - замуж за Николая хочет, а у самой денег нет

ссылка на сообщение Отправлено: 28.09.09 17:20. Заголовок: Maria пишет: добрый..

starry sky

Maria пишет:
 

 цитата:
добрый, кто же спорит... Только вот семью довел своей добротой и широтой натуры до разорения, а в результате Соня стала в глазах семьи интриганкой, которая вот ужас - замуж за Николая хочет, а у самой денег нет


Справедливое замечание. Ну что ж поделать, если наши недостатки - лишь продолжение наших достоинств? Мне он понравился в самом начале, еще до того, как он разорился - когда он устраивал обед в честь Багратиона. Понравился своей простотой, любовью к людям и отсутствием "тараканов", в отличие от всех остальных персонажей. Нет, я согласна, что немного практичности, конечно, не помешает, во всем хороша мера и золотая середина, ну да где же вы видали идеальных людей? Всегда что-нибудь будет "не так". Ну а будь он скупердяем и живи Ростовы как Болконские - безвыездно в деревне - тоже было бы не очень хорошо. Потом, скажем, Пьер, тогда ничуть не лучше - ведь он также сорил деньгами, и его также обманывал приказчик

Насчет Сони, сдается мне, что мать Ростова восприняла бы ее в штыки даже если бы дела шли хорошо. Надо сказать, что неприятно поразила та злоба с которой она на Соню накинулась. Вроде сначала показалось такая добродушная особа, ан нет.

ссылка на сообщение Отправлено: 28.09.09 19:37. Заголовок: starry sky пишет: В..

Maria

starry sky пишет:

 цитата:
Вроде сначала показалось такая добродушная особа, ан нет.

Вы сами сказали ключевое для меня слово: Ростовы не добрые, они добродушные
ссылка на сообщение Отправлено: 05.01.10 01:10. Заголовок: Какая интересная дис..

Milagro

Какая интересная дискуссия! Жаль, опоздала я... но не написать не могу, уж больно много надумано :) с 12-13 лет, когда я впервые прочитала ВиМ и АК. Так и перечитываю до сих пор. И мнения, и впечатления меняются все это время. Вот уж действительно гений.

Наташа Ростова мне сначала нравилась безумно (и так же безумно бесила в эпилоге), как раз когда я была в том же возрасте, что и она, т.е. до 20, когда гормон играет, а опыта совсем мало, особенно опыта страданий и разочарований. Сейчас я к ней отношусь примерно так же, как к воспоминаниям о себе самой подростком - с некоторой жалостью, раздражением и в то же время нежностью. Наташа не идеал, конечно, но она очень живой и живо прописанный характер. Все-таки из подростка, живущего эмоциями, она в конце концов вырастает в женщину, живущую более глубокими чувствами, да и мыслями тоже.
Сейчас я совсем по-другому оцениваю ее в эпилоге, видимо, потому что сама прошла этот путь :)
Сама помню, как меня оскорбляла эта характеристика - "сильная самка", "опустилась" и т.д. Но вот при последних прочтениях я уже не воспринимаю ее как характеристику от автора. Наоборот, он специально оговаривает "по общему мнению", "мнению умных людей, особенно французов" и т.д. Мы знаем, как ЛНТ относится к общему мнению умных светских людей :) При этом думающие и духовно богатые (по роману) Пьер и Марья ее ни тупой, ни неинтересной отнюдь не считают. Более того, то, что она выносит из общения с мужем, она в себе перерабатывает и отстаивает затем свое мнение вполне успешно даже против него, хотя ее, конечно, совсем не занимают абстрактные вопросы, она сразу применяет их к жизни. Человек занимается любимым делом, и успешно :) а то, что ей не интересно, она отбрасывает, невзирая на какие-то общие мнения, - и, что поразительно, оказывается права. Ее цель - крепкая семья, и в своем конкретном случае, с конкретным мужем Пьером (а муж он на любителя, прямо скажем, хотя и "золотое сердце") она этой цели добивается наилучшим образом и практически не изменяя себе.
В общем, сегодня я склонна смотреть на Наташу скорее как на очень свободную женщину, как ни странно.

ссылка на сообщение Отправлено: 05.01.10 11:14. Заголовок: Milagro пишет: В об..

Maria

Milagro пишет:

 цитата:
В общем, сегодня я склонна смотреть на Наташу скорее как на очень свободную женщину, как ни странно.

Согласна, Наташа внутренне свободна на протяжении всего романа

ссылка на сообщение Отправлено: 05.01.10 11:42. Заголовок: А зачем нам мужчинам..

Ирбис
А зачем нам мужчинам идеал? Нам вообще-то нужна ПРОСТО ЖЕНЩИНА.  :) пусть даже и с "тараканами" в голове.

Меня коробит когда кого-то называют - секс-символом. Тут хотя бы просто надо вспомнить - "не сотвори себе кумира". Самой красивой женщины на свете все равно не существует. Потому что их миллионы.

ссылка на сообщение Отправлено: 05.01.10 12:05. Заголовок: Milagro пишет: В об..

Хелга

Milagro пишет:

 цитата:
В общем, сегодня я склонна смотреть на Наташу скорее как на очень свободную женщину, как ни странно.



Хотелось бы поспорить. Мне кажется, у Льва Николаевича вообще нет внутренне свободных женщин ( не считая, может, Марьяны из "Казаков") поскольку Толстой не дает женщине такого права вообще. Вероятно, с его точки зрения Наташа и есть идеальная женщина, придаток мужчины, ребро, человек, живущий инстинктами. Ну, с этой точки зрения она свободна. Как хомо сапиенс. (Утрирую, не примите за грубость : )

Ирбис пишет:

 цитата:
Меня коробит когда кого-то называют - секс-символом. Тут хотя бы просто надо вспомнить - "не сотвори себе кумира". Самой красивой женщины на свете все равно не существует. Потому  что их миллионы.


Абсолютно согласна с Вами, то же самое касается и мужчин, то есть людей вообще. Стремление к совершенству не есть стремление к идеалу, а борьба со своими тараканами и преодоление себя.

ссылка на сообщение Отправлено: 05.01.10 12:14. Заголовок: Хелга пишет: с его..

Maria

Хелга пишет:

 цитата:
с его точки зрения Наташа и есть идеальная женщина, придаток мужчины, ребро, человек, живущий инстинктами. Ну, с этой точки зрения она свободна.

А свобода жить инстинктами есть очень у немногих

ссылка на сообщение Отправлено: 05.01.10 12:16. Заголовок: Хелга пишет: борьб..

Ирбис

Хелга пишет:

 цитата:
борьба со своими тараканами



Женщины по своей натуре достаточны хитры, им не надо с ними бороться. Они докажут что это их "изюминка".

ссылка на сообщение Отправлено: 05.01.10 12:35. Заголовок: Maria пишет: А своб..

Хелга

Maria пишет:

 цитата:
А свобода жить инстинктами есть очень у немногих


Возможно, Вы и правы, только иногда эта свобода становится слишком убогого свойства.

Ирбис пишет:

 цитата:
Женщины по своей натуре достаточны хитры, им не надо с ними бороться. Они докажут что это их "изюминка".


Женщины, они разные, бывают и хитрые, бывают и простодушные, вот что не люблю, так это обобщений. Люди разные, независимо от пола.

ссылка на сообщение Отправлено: 05.01.10 18:03. Заголовок: Хелга пишет: Льва ..

Milagro

Хелга пишет:

 цитата:
Льва Николаевича вообще нет внутренне свободных женщин ( не считая, может, Марьяны из "Казаков") поскольку Толстой не дает женщине такого права вообще. Вероятно, с его точки зрения Наташа и есть идеальная женщина, придаток мужчины, ребро, человек, живущий инстинктами.


Это уже зависит от понятия свободы. Я здесь имела в виду не волю и стремление подчинить себе обстоятельства, а верность своей природе, гармонию.
Насчет "придатка мужчины"... так Пьер тоже является ее придатком, он тоже вынужден считаться с ее основными желаниями. В этом смысле Толстой рисует почти идеальный компромисс между супругами, причем такими разными по сути людьми.

ссылка на сообщение Отправлено: 05.01.10 19:27. Заголовок: Milagro пишет: Это ..

Хелга

Milagro пишет:

 цитата:
Это уже зависит от понятия свободы. Я здесь имела в виду не волю и стремление подчинить себе обстоятельства, а верность своей природе, гармонию.

И я имела в виду это же самое. Просто Толстой, как мне кажется, воспринимает женщину лишь, как явление природы, и выделяет ей лишь свободу следовать своим инстинктам.

ссылка на сообщение Отправлено: 05.01.10 21:34. Заголовок: Хелга пишет: Толсто..

Milagro

Хелга пишет:

 цитата:
Толстой, как мне кажется, воспринимает женщину лишь, как явление природы, и выделяет ей лишь свободу следовать своим инстинктам.


Не соглашусь. Рядом с Наташей, живущей, по-вашему, инстинктами (хотя материнство, воспитание детей, отношения с мужем и родными - только ли это инстинкты?) есть еще и графиня Марья, думающая, сомневающаяся, постоянно стремящаяся к росту. Мне всегда казалось, что именно ее Толстой показывал как некий идеал, а не Наташу.

ссылка на сообщение Отправлено: 06.01.10 14:17. Заголовок: Очень интересно чита..

Эвелин
Очень интересно читать вашу дискуссию! Спасибо за тему

Я помню мне никогда не нравилась Наташа Ростова ни в ее юности, ни после того как она сильно изменилась и выросла во всех отношениях.
Эта наивность, простодушность, ребячество, иногда истеричность. В школе я никогда не могла понять как такая героиня может быть идеалом женщины. Совершенно не понимающая себя и мир вокруг себя! В этом плане мне даже больше была понятна корыстная и холодная Элен...
Андрей Балконский казался скучным. Извините, это только мое мнение. Он скорее принадлежит к числу мужчин, ищущих и пытающихся понять свое "высшее предназначение". Очень банальный и скучный)
Намного интереснее было наблюдать за Пьером Безуховым, его развитием...

ссылка на сообщение Отправлено: 06.01.10 14:27. Заголовок: Ирбис пишет: Меня к..

Эвелин

Ирбис пишет:

 цитата:
Меня коробит когда кого-то называют - секс-символом. Тут хотя бы просто надо вспомнить - "не сотвори себе кумира". Самой красивой женщины на свете все равно не существует. Потому-что их миллионы.

Я с вами согласна. Идеал - понятие слишком относительное. И вообще все очень субъективно. Иногда даже некрасивая девушка-женщина кажется красивой. Это проявляется в поведении, внутренней уверенности, цельности человека. Вообще, я считаю подлинная красота - это естественность и искренность.
ссылка на сообщение Отправлено: 16.01.10 21:39. Заголовок: По-моему никто еще н..

Эмма

По-моему никто еще не упомянул "Крейцерову сонату". Как вы находите это произведение?
С некоторыми вещами я согласна. Например, что распутный мужчина, выбирая себе невинную девушку, делает ошибку. После опытных профессиональных девиц, она ему покажется пресной. Особенно, если ее учили, что это нужно только мужчине, а она должна терпеть. Тогда у нее идет отвращение и неприятие к этому на уровне подсознания. А он думает, что коварный пол ловко провел его, заставив жениться. По-моему все неудовлетворение от женитьбы у героя только от этого. И мысли что она его провела, заставив на себе жениться. Не понимаю, почему его не посадили в тюрьму. Или за убийство уже не наказывают? Если так, то все его рассуждения о "свинстве" не стоят ломаного гроша.
 

ссылка на сообщение Отправлено: 16.01.10 22:13. Заголовок: Честно говоря мне не..

Ирбис

Честно говоря мне не нравятся герои нашего признанного классика, они несколько монументальны ,то есть они следуют принципам котором им навязал сам Л.Толстой . В жизни больше люди похоже на героя рассказа "Хамелеон", причем в далеко не карикатурном виде, а способны понять ситуацию.

ссылка на сообщение Отправлено: 16.01.10 22:21. Заголовок: Ирбис, я полностью с..

Эмма

Ирбис, я полностью согласна с Вами!
Принципы у него какие-то странные: женщина должна знать свое место, должна без остановки рожать детей и не думать, что у нее есть мозги.

ссылка на сообщение Отправлено: 17.01.10 16:29. Заголовок: Для меня "Крейце..

Maria

Для меня "Крейцерова соната" вещь прямо-таки волшебная. Я сначала читаю ее на одном дыхании, и только потом задумываюсь, а как это у героев получилось, и насколько ситуация соотнесена не с моралью Толстого, а с реальностью. Причем в следующий раз опять не задумываясь читаю на одном дыхании.
И по-моему один из источников этого волшебства - то, что полностью поступки героев объяснить не возможно. Сколько пар вышли замуж точь-в-точь, как Позднышевы (чем, кстати Левин и Китти так уж отличаются?) и живут счастливо? Сколько пар скандалят, ссорятся, но не разбегаются и о убийстве или самоубийстве и не думают? А тут... даже не понятно - было что-то у жены Позднышева с этим музыкантом или нет.

Эмма пишет:

 цитата:
Не понимаю, почему его не посадили в тюрьму. Или за убийство уже не наказывают?

Насколько я знаю, если на суде присяжных (да при хорошем адвокате) возник вопрос о неверности жены, то могли и оправдать, или дать минимальный срок (по-моему нигде не сказано, сядет Позднышев или нет)
ссылка на сообщение Отправлено: 17.01.10 16:38. Заголовок: А у меня создалось т..

Эмма

А у меня создалось такое впечатление, что Позднышев просто псих. Ему почудилось, что жена обращает внимание на других мужчин, потому что закончила рожальный круговорот, а он бесился, что нельзя его продолжить. Доктора запретили и он от этого и тронулся. Зарезал ни за что ни про что свою жену и выставляется ангелом. Вот, весь мир не понял как надо жить, а я разобрался. Мерзко!

ссылка на сообщение Отправлено: 17.01.10 16:47. Заголовок: Я не знаю ни одного ..

Ирбис

Я не знаю ни одного случая, когда человек, который бы искренне любил свою жену, не смог бы простить ей измену.

Эмма пишет:

 цитата:
просто псих

думаю тоже самое, если бы он был нормальным человеком, тогда какой-бы смысл было бы о нем писать.

ссылка на сообщение Отправлено: 17.01.10 17:01. Заголовок: Ирбис пишет: Я не з..

Maria

Ирбис пишет:

 цитата:
Я не знаю ни одного случая, когда человек, который бы искренне любил свою жену, не смог бы простить ей измену.

почему-то вспомнился "Узорный покров" Моэма - герой этой книги уж точно любил жену, и любил искренне. И поди разберись, кого он не мог простить - ее за измену или себя, за то, что на ней женился. Однако в холерный район жену-таки потащил

ссылка на сообщение Отправлено: 17.01.10 17:36. Заголовок: Это неуравновешенный..

Эмма

Это неуравновешенный человек, бросающийся в крайности, но надо сказать Китти у меня не вызвала ни малейшего сочувствия. В "сонате" жена героя ему не изменяет, она только начинает жить по-настоящему. Я не оправдываю действия Уолтера Фейна, но у него были "основания" для такого поведения. Боль даже не от измены, а оттого, что она его не любит. Я думаю, что если бы Китти любила Фейна, он простил бы ее.
Позднышеву, в отличие от Фейна, измена жены только чудится и его поведение вообще не имеет не только оправдания, но даже понимания.

ссылка на сообщение Отправлено: 17.01.10 20:43. Заголовок: Эмма пишет: Поздныш..

Maria

Эмма пишет:

 цитата:
Позднышеву, в отличие от Фейна, измена жены только чудится

Читала, что в 1м варианте "Сонаты" у жены Позднышева 100% был любовник, а потом Толстой решил оставить это неопределенным. По-моему так и правда гораздо сильнее!

ссылка на сообщение Отправлено: 17.01.10 20:55. Заголовок: Ну, даже если и был,..

Эмма

Ну, даже если и был, что ж теперь убивать? Это просто зверство какое-то! Напоминает католическую церковь, когда они вешали людей просто потому, что им что-то в них не понравилось. И все-таки оправдать убийство никак нельзя! А Толстой оправдывает. Ну, с этим понятно - он же считает женщину низким существом, годным только на то, чтобы рожать детей. Эти его рассуждения, претендующие на понимание религии и Бога... А как же заповеди? Убивать-то грех! Где-то нестыковка...

ссылка на сообщение Отправлено: 17.01.10 21:07. Заголовок: А мне не кажется, чт..

Maria

А мне не кажется, что Толстой оправдывает Позднышева, так же как и Анну Карнину или ее мужа (иначе по "Карениной" не было бы столько споров). Он просто показывает что вот так происходит, и в этом и прелесть (для меня). Да, в послесловии (или предисловии?) к "Сонате" Толстой объясняет, так это пре(после)словия и слабее самой книги намного

ссылка на сообщение Отправлено: 17.01.10 21:24. Заголовок: Вот, честно сказать,..

Эмма

Вот, честно сказать, у меня впечатление, что он оправдывает. Я думаю, надо было посадить его в тюрьму, а он себе преспокойненько по поездам разъезжает. Не нашла ничего прелестного в "Сонате" - у меня возникли только два чувства: чувство гадливости и желание убить Толстого.
Моэм вот не оправдывает Фейна - он дает ему погибнуть, несмотря на то, что он был хороший человек и специалист, а в Позднышеве ничего хорошего нет. И все его "раскаяния" мне кажутся просто дутым блефом.

ссылка на сообщение Отправлено: 01.02.10 18:36. Заголовок: Нашел кое-что у Сани..

Ирбис

Нашел кое-что у Санина Владимира (1928-1989) в повести "Когда я был мальчишкой"

Поначалу нас с Сашкой вполне удовлетворяла теория: мы восхищались тургеневскими феями, затаив дыхание следили за похождениями роковых красавиц Бальзака и чуть не рехнулись от «Крейцеровой сонаты». Она произвела в неподготовленных мозгах такую чудовищную сумятицу, что мы легко и быстро стали циниками. Давно пройдя через период «аистов и капусты» и нашпиговавшись всевозможными сведениями на уже незапретную тему, мы щеголяли друг перед другом снисходительно-презрительным отношением к противоположному полу.

ссылка на сообщение Отправлено: 01.02.10 23:05. Заголовок: Ирбис пишет: Нашел ..

Хелга

Ирбис пишет:

 цитата:
Нашел кое-что у Санина Владимира (1928-1989) в повести "Когда я был мальчишкой"

"Крейцерова соната" - гимн женофобии, по моему скромному...

ссылка на сообщение Отправлено: 16.02.10 21:07. Заголовок: Персонажи ВиМ. Некот..

Виктор

Персонажи ВиМ.
Некоторые друзья одноклубники уж очень строги к Пьеру и Андрею. Это замечательные, честные, умные и мужественные люди. Продукт эпохи. На соседней лестничной площадки таких теперь вряд ли встретишь. Андрей слегка зануден, чересчур самолюбив, да и Пьер со своей склонностью к бесконечным рассуждениям утомляет современного человека. Но ведь это же люди, а не безмозглые супермены.
С женщинами Лев Николаевич пожалуй действительно уж очень суров. Так и слышишь, глядя на его портрет: «Женщина должна знать своё место!». Наташа не то чтобы не нравилась мне никогда, а просто не казалось интересной. То она одного любит, то другого, то поёт, ещё что-то и никогда ни о чём серьёзно не думает.
Мария Болконская – другое дело, тоже живёт чувствами, но умными чувствами.
Мой оппонент по Достоевскому, Хелга, несколько пренебрежительно отозвалась о Николае. Да не философ! Но смел, честен, добр. То, что женщины всегда ищут, да далеко не всегда находят. С Марией Болконской они, я считаю, самая трогательная пара в русской литературе.
В школе я Толстого проходил, а вот читал уже после службы в армии, причём взахлёб. Меня поразило сходство обычаев и нравов военной среды в его и моё время.
Герои второго плана. Тушин. Слава Богу такие тогда ещё были. В лепёшку разобьется, но дело сделает, без треска и блеска, и очень будет доволен притом, если его ещё и не накажут. Желающие всегда найдутся.
Борис Друбецкой. Карьерист на все времена. Женитьба его на Друбецкой чего стоит. Все мы таких видели. Манеры, конечно, не те но суть та же.
Крейцерова соната. Оба они там хороши, я считаю. Сошлись что б жить легко и беззаботно, исключительно для удовольствия, причём каждый для своего, без напряга как теперь говорят. Не получилось так, и не получится никогда. Актуальнейшая, в этом смысле, вещь!

ссылка на сообщение Отправлено: 16.02.10 21:58. Заголовок: Виктор пишет: Сошл..

Ирбис

Виктор пишет:

 цитата:
Сошлись что б жить легко и беззаботно, исключительно для удовольствия, причём каждый для своего, без напряга как теперь говорят. Не получилось так, и не получится никогда. Актуальнейшая, в этом смысле, вещь!



Не знаю, как у вас, но в стремлении жить легко и беззаботно не вижу ничего плохого, главное не причинять другим при этом зла и не за счет других.

ссылка на сообщение Отправлено: 17.02.10 12:40. Заголовок: Виктор пишет: неско..

Хелга

Виктор пишет:

 цитата:
несколько пренебрежительно отозвалась о Николае. Да не философ! Но смел, честен, добр. То, что женщины всегда ищут, да далеко не всегда находят. С Марией Болконской они, я считаю, самая трогательная пара в русской литературе.

Напрасно Вы сделали такой вывод, я просто сравнивала его с Пьером и князем Андреем. И если перевести на земную ноту - то я бы из всех троих предпочла Николая, однозначно...
А пара Николай - Мария самая приятная из всех толстовских пар.

ссылка на сообщение Отправлено: 17.02.10 19:01. Заголовок: Хелге. Да я видимо В..

Виктор

Хелге. Да я видимо Вас не так понял.
Ирбису. Всякую мысль можно довести до абсурда. Жить легко и беззаботно ВСЕГДА, не причиняя зла другим невозможно. Вот два жизнелюба. Васька Денисов и Анатоль Курагин. Есть разница?

ссылка на сообщение Отправлено: 18.02.10 20:56. Заголовок: Эмма пишет: Принцип..

apropos

Эмма пишет:

 цитата:
Принципы у него какие-то странные: женщина должна знать свое место, должна без остановки рожать детей и не думать, что у нее есть мозги.

Боюсь, эти принципы присущи не только Толстому, а большинству мужчин. И если после узаконенного равноправия, многие представители сильной половины вынуждены эти принципы\мысли скрывать, то в 19-м веке и ранее - подобный взгляд на женщину, увы, был практически нормой.

Виктор пишет:
 цитата:
Некоторые друзья одноклубники уж очень строги к Пьеру и Андрею. Это замечательные, честные, умные и мужественные люди.

Кирпичик в мой огород.
Не так уж я и строга - люди априори не могут быть идеальными, в литературе, в том числе. Толстой же пытается выдать своих героев за идеальных (с отдельными недостатками), но что Андрей, что Пьер - мне чисто по-человечески не нравятся. Куда большую симпатию у меня вызывает тот же "страшный" человек Долохов, чем "порядочный" Андрей, крайне жестоко обошедшийся со своей женой - как раз в духе отношения Толстого к женщинам.
Ну а Пьер, с моей точки зрения, и вовсе глуп. А глупость меня раздражает. ((
Виктор пишет:

 цитата:
о Николае. Да не философ! Но смел, честен, добр.

И тоже глуп. Смел и честен - проиграл состояние, разорил семью - и честно признался. Впрочем, ему деньги были нужны, чтобы оплатить карточный проигрыш - деться было некуда. Его отношение к Соне - верх непорядочности - с моей опять же точки зрения.
Он к ней относится - как и Наташа - как к "пустоцвету", человеку, который и не человек для них, в общем. Так, часть обстановки в доме. "Доброта" его к Соне - жестокость бессердечного человека, эгоиста, делающего все только так, как ему - для себя- удобно.
Для меня положительные герои - в данном случае (в ВиМ) - Долохов, Васька Денисов, Тушин.

ссылка на сообщение Отправлено: 18.02.10 21:26. Заголовок: apropos пишет: Ну а..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
Ну а Пьер, с моей точки зрения, и вовсе глуп.

Пьер глуп? Совсем не соглашусь. Он идеалист и наивный романтик, но разве это проявления глупости. Скорее он простодушен излишне.

apropos пишет:

 цитата:
Он к ней относится - как и Наташа - как к "пустоцвету", человеку, который и не человек для них, в общем. Так, часть обстановки в доме. "Доброта" его к Соне - жестокость бессердечного человека, эгоиста, делающего все только так, как ему - для себя- удобно.

Но это не столько его вина, сколько воспитанное в нем отношение к людям низшего ранга.
Кстати, на этом фоне ужасным диссонансом звучит воспевание Толстым того Наташиного танца. Как могла она впитать в себя это народное и прочая... Снисходительное отношение к стоящим ниже на социальной лестнице проявляется постоянно. А Николай мне симпатичен, несмотря ни на что. Он живее и естественней, чем Пьер с Андреем.

ссылка на сообщение Отправлено: 18.02.10 21:55. Заголовок: Хелга пишет: Он иде..

apropos

Хелга пишет:

 цитата:
Он идеалист и наивный романтик, но разве это проявления глупости. Скорее он простодушен излишне.

А простодушие, наивность и "идеалистичность", этакий инфантилизм - не ребенка, но закаленного в боях мужчины - не признак отсутствия ума?
(Напоминает дискуссию о Джейн из ГиПа - она глупа или просто очень добра?))))
Хелга пишет:

 цитата:
сколько воспитанное в нем отношение к людям низшего ранга.

И кузина, конечно, раз бесприданница и сирота, тоже низший ранг, у которого нет чувств?((

Хелга пишет:

 цитата:
Он живее и естественней, чем Пьер с Андреем.

С этим соглашусь. Но и остальное, на мой взгляд, его мало красит.

ссылка на сообщение Отправлено: 18.02.10 22:02. Заголовок: apropos пишет: А пр..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
А простодушие, наивность и "идеалистичность", этакий инфантилизм - не ребенка, но закаленного в боях мужчины - не признак отсутствия ума?


Не вижу аналогии совсем. Инфантилизм - это свойство характера. Великий ученый, делающий невероятные открытия, может в жизни быть инфантильным идеалистом. Он умен или глуп?...

ссылка на сообщение Отправлено: 18.02.10 22:32. Заголовок: Хелга пишет: Он уме..

apropos
Хелга пишет:

 цитата:
Он умен или глуп?

Хм. Если он великий ученый, то, несомненно, умен - в области своей работы. При этом он может быть глуп и доверчив - в житейском плане.
Ростов не ученый, офицер, действующий на поле боя даже не по расчету, а по наитию. Где здесь ум?

ссылка на сообщение Отправлено: 18.02.10 22:38. Заголовок: apropos пишет: Рост..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
Ростов не ученый, офицер, действующий на поле боя даже не по расчету, а по наитию. Где здесь ум?

Я о Пьере. Но и Ростов не глуп, он просто обычный человек, не умный, не глупый. Средний.
ссылка на сообщение Отправлено: 18.02.10 23:27. Заголовок: Пьер глуп настолько,..

Виктор

Пьер глуп настолько, настолько может быть глуп умный человек. Всё мучает себя – Что есть истина? А она всё ускользает и ускользает! Наполеон у него то гений, то ничтожество и куда ему до Каратаева, то в масоны, то в декабристы (и в них он разочаруется наверняка). На всякого мудреца довольно простоты. Тогда самыми умными придётся признать Берга, Друбецкого, а семейство Курагиных, особенно папа и дочь, это просто гении!
Николай Ростов. Да с Соней он, конечно, не по рыцарски поступил. Но рыцарей без упрёка у Толстого нет, как нет их и в жизни. Состояния, кстати, он не проигрывал, разорил семейство, растранжирив деньги жены старый граф. Ну а Николенька в это время, играл, воевал, волочился…Дорогие дамы, Вы таких любите!
Очаровашка Долохов. Храбрец, бретёр! Когда я читал ВиМ первый раз, тоже был им покорён. Друг Марса, Вакха и Венеры! Потом, однако, обратил внимание, что он мастер весело жить за чужой счёт, оскорбить и унизить друга (ведь Пьер считался таковым) это чуть ли не первое удовольствие… И на поле боя, я полагаю, от Тушина куда больше толку было, хотя шума, конечно, меньше.
И ещё. Настоящий офицер всё же больше по расчёту должен действовать, чем по наитию, а Ростов, судя по всему был настоящий офицер.

ссылка на сообщение Отправлено: 27.02.10 21:13. Заголовок: apropos пишет: Его..

Milagro

apropos пишет:

 цитата:
Его отношение к Соне - верх непорядочности - с моей опять же точки зрения.
Он к ней относится - как и Наташа - как к "пустоцвету", человеку, который и не человек для них, в общем. Так, часть обстановки в доме. "Доброта" его к Соне - жестокость бессердечного человека, эгоиста, делающего все только так, как ему - для себя- удобно.

Не могу не вступиться за Ростова, хотя он не самый любимый мой персонаж :)
Он как раз поступал более чем порядочно, и даже того, как влюбился в княжну Марью, считал себя связанным словом с Соней и не вправе бросить ее. Потому и молился так горячо и почти без надежды перед тем как пришло ее письмо, в котором она освободила его от его обещания.
Письмо, напомню, Соня написала только когда уверилась, что Болконский и Наташа снова встретились и любят друг друга, т.е Николай не сможет жениться на Марье. То, что ему потом вдруг станет хуже и он умрет, она не могла предусмотреть.
Я и ее в этом случае не осуждаю, впрочем...

ссылка на сообщение Отправлено: 13.08.12 17:50. Заголовок: Анна Каренина

Teffi


Тут скоро выходит очередная экранизация романа, с Кирой Найтли, простигосподи, в главной роли. Этот ужасающий факт хочу опустить, ибо не о Кире речь.

У меня одной вызывает скуку эта навязшая на зубах интерпретация героини, якобы Страдалицы ради Большой Любви? Ну сил больше нет смотреть одно и то же, только с разными актерами.

Помню, в школе еще читали, я все никак не могла проникнуться этой историей и страданиями Анны. Еще думала тогда, может, я чего не понимаю. Взрослым виднее. Но прочитав роман еще раз, уже взрослой, появилось чувство "а из-за чего весь сыр-бор?". Все стараешься посочувствовать Анне - а не получается. Все ускользает. А ускользает, потому что и нету там ничего, кроме эгоизма и пошлости.

Собственно, все это сказано уже до меня и лучше меня, во всех подробностях вот тут
Очень точно все описано, роман разобран по главам, разбор и анализ текста потрясающий. Я рада, что все мои смутные догадки подтвердились и так отлично и убедительно разложены по полочкам все образы, характеры и события романа.

Прошу прощения, если эта работа уже выкладывалась тут. Она уже 6 летней давности, но новая экранизация дала повод перечитать еще раз и книгу и этот критический "разбор полетов". Там много негативных отзывов автору, но я согласна с ней полностью. А вы?

ссылка на сообщение Отправлено: 13.08.12 22:51. Заголовок: Teffi пишет: А уско..

Хелга

Teffi пишет:

 цитата:
А ускользает, потому что и нету там ничего, кроме эгоизма и пошлости.

И чего же ради тогда Толстой написал этот роман? Ради того, чтобы показать эгоизм и пошлость Анны? (пошлость - в чем?) К творчеству Толстого отношусь неоднозначно, особенно к его трактовке женских образов, но тон "Введения" эссе госпожи Воронцовой-Юрьевой угнетает. Замечательно, что у автора эссе есть свое видение романа и образа Анны (как, впрочем, у многих читателей), но зачем же так хулить несчастных литературоведов и писателей? Лжекритики, алкоголики, потребленцы, чуть ли не идиоты. Разумный человек не строит свои гипотезы, поливая грязью оппонентов, которые не могут ответить. Это что касается эссе и его автора, на которую дана ссылка.
ссылка на сообщение Отправлено: 13.08.12 23:09. Заголовок: Ну, это ее личный бл..

Teffi

Ну, это ее личный блог, так что автор волен писать так посчитает нужным. написано хлестко и зло, но в точку.
Кому интересно, то стоит прочитать хотя бы для того, чтобы найти контраргументы, если не согласен с автором.


ссылка на сообщение Отправлено: 13.08.12 23:31. Заголовок: Teffi пишет: Ну, эт..

Хелга

Teffi пишет:

 цитата:
Ну, это ее личный блог, так что автор волен писать так посчитает нужным. написано хлестко и зло, но в точку.

Хлестко и зло, и наводит на мысль, что автор наслаждается своей хлесткостью и смелостью мышления.
Это ее личные ощущения от романа плюс желание низвергнуть авторитеты. Утверждая, что критикуемые ею литераторы читали роман поверхностно, она сама читает его также точно, только на другой поверхности. А ведь в романе много слоев, и не все так однозначно. Нет на свете чисто черного и чисто белого, есть оттенки серого - в каждом человеке намешано много всего, и в Анне Карениной столь же много.

Мне кажется, то, почему Толстой написал именно такую историю и именно такую Анну, очень объяснимо: он считал женщину существом, которое следует учить и направлять, и именно они, то есть, мы, женщины, отводят мужчину от истинного пути.
Наташа - стала идеальной женой для Пьера, потому что он набравшись мудрости, наставил ее на путь истинный. То же самое произошло и с Катюшей Масловой, имею в виду, что она прозрела от своего греха с помощью мужской мудрости.
Анна не смогла прозреть, потому что у нее не нашлось наставника, и Лев Николаевич обрушился на нее со всей силой своего пера. Вернее, он не дал ей наставника и показал, что происходит с женщиной, живущей в темноте своего неразумного разума.
Разумеется, все это мои измышления, основанные на опыте чтения романов Толстого, его жизни в семье, ну и личном моем опыте. Но осуждать и бросать камни в Анну, называть ее самовлюбленной эгоисткой я бы не стала. Она сделала много ошибок и поступки ее не были достойными, но она была охвачена чувством, которое не поддается разуму, это бывает. Да, страшно, когда такое чувство все сметает на своем пути, доводит человека до безумия, до отчаяния. Но ведь все мы небезгрешны.

ссылка на сообщение Отправлено: 14.08.12 09:39. Заголовок: Teffi пишет: Прошу п..

apropos

Teffi пишет:

 цитата:
Прошу прощения, если эта работа уже выкладывалась ту

Да, ссылка была выложена Вами же - и обсуждали - здесь
Процитирую, что я тогда писала, - и мое мнение как о сем эпатажном материале, как и отношение к Анне Карениной - с тех пор не изменилось.

 цитата:
автор (упомянутого "эссе") претендует - совершенно неоправданно, но при этом безапелляционно - на истину в последней инстанции


 цитата:
Я вижу Анну - не очень умной (как все женщины у Толстого, увы, - не признавал он у них ума), но очень несчастной женщиной, которая вышла замуж за нелюбимого и неприятного ей человека, а потом встретила свою любовь, и ради этой любви поступилась всем, в том числе, собственным ребенком, семьей, добрым именем и проч.
Для Вронского она же оказалась лишь очередным - пусть и страстным - увлечением. Со временем его страсть прошла, он стал тяготиться и соблазненной им женщиной и ее чувствами. От отчаяния Анна - потеряв возлюбленного - покончила с собой.
Очень грустная, трагичная история любви - для героини.
Да, у Толстого специфическое отношение к Анне - он ее наказывает, как женщину, забывшую свой долг, Бога, преступившую некую черту, за которой нет ей прощения и проч.
Мне Анну до боли жалко, потому как понимаю ее чувства, ее безысходность, ее отчаяние.


И ни разу Анна не манипулятор - я о том тоже писала. Эгоистка? Но в любви каждый старается для себя (с) - любовь вообще в крайней степени эгоистическое чувство.
Teffi пишет:
 цитата:
это ее личный блог, так что автор волен писать так посчитает нужным

Да ради Бога - пусть пишет. Но и читатели тоже имеют право высказать свое впечатление о данном материале.

ссылка на сообщение Отправлено: 14.08.12 12:39. Заголовок: Teffi пишет: эта на..

Бэла

Teffi пишет:

 цитата:
эта навязшая на зубах интерпретация героини, якобы Страдалицы ради Большой Любви

По-моему, это история под девизом - "Бойтесь своих желаний. Они могут исполнится". Всё остальное вытекает из этого.

ссылка на сообщение Отправлено: 16.08.12 08:04. Заголовок: Teffi пишет: Тут ск..

Энн

Teffi пишет:

 цитата:
Тут скоро выходит очередная экранизация романа, с Кирой Найтли, прости господи, в главной роли.

Люблю экранизации - на вкус и цвет, как известно, товарища нет, а из такого количества различных экранизаций можно выбрать именно на свой вкус и цвет

От Киры я конечно не в восторге - чего только стоит ее Лиззи в ГиП - но АК с ее участием с удовольствием посмотрю и сделаю свои выводы.

А насчет самой героини... Хм... Не знаю, симпатии она у меня конечно не вызывает, как и отвращения и неприятия тоже. На мой взгляд, такого рода героиня имеет право на существование - скорее даже как пример того, как не нужно любить. Любови бывают разные - и "приходящие тихо", и страстные, всепоглощающие, сводящие с ума (как это было в случае с Анной), и жертвенные... Последние мне как-то больше по душе.

Анна до того зациклилась на своей любви к Вронскому, что забыла обо всем на свете - о детях, о своем долге перед ними, о верности супругу, о своей репутации, даже о ценности жизни... Сочувствую ли я ей?.. Скорее да, чем нет. Жалко людей, которые так бездарно тратят свою жизнь - вращаясь лишь вокруг своих желаний и чувств.

Убить себя, чтобы наказать любимого... Анна явно была не в себе - их последняя ссора не была такой уж страшной, чтобы из-за нее вот так - под рельсы... Да и наказанием своим она не смогла насладиться - наказала в итоге саму себя...

Да, Анна действительно вызывает жалость - как слабая, неуравновешенная женщина, запутавшаяся в самой себе, в своих желаниях...
ссылка на сообщение Отправлено: 07.03.13 19:49. Заголовок: apropos пишет: "..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
"Дружить" ей можно было только с Наташей.
Вообще интересно так представить - если смоделировать ситуацию, при которой Соня вдруг обзаводится в обществе подругой. Мне кажется, Наташа очень бы ревностно к тому отнеслась: мол, как можно без меня - и помимо меня - с кем-то еще общаться, какие-то секреты - на дай бог - иметь? Вряд ли Соне позволили такую вольность (невольный каламбур) - как подруга "на стороне".

Подумалось, что Соня скорее подходит к "идеалу русской женщины" - покорная, униженная, добрая, жертвенная. А эгоистка Наташа, конечно бы завопила: как она посмела без меня что-то сделать!"...

ссылка на сообщение Отправлено: 07.03.13 23:34. Заголовок: Хелга пишет: Соня с..

apropos

Хелга пишет:

 цитата:
Соня скорее подходит к "идеалу русской женщины"

"Пустоцветы" по определению не могут быть женским идеалом, видимо. Но вообще Соня, да, куда ближе к идеалу, нежели ее знаменитая кузина.
Хелга пишет:
 цитата:
эгоистка Наташа, конечно бы завопила: как она посмела без меня что-то сделать!"

Вот и я в том уверена почему-то. Наташа же считала себя центром мироздания - как же без мироздания обойтись?

ссылка на сообщение Отправлено: 07.03.13 23:39. Заголовок: apropos пишет: "..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
"Пустоцветы" по определению не могут быть женским идеалом, видимо.

Разумеется. Только "самки"... А Соня - чудесная женщина, та, которая не предаст, как Наташа.

ссылка на сообщение Отправлено: 07.03.13 23:44. Заголовок: Хелга пишет: чудес..

apropos

Хелга пишет:

 цитата:
чудесная женщина, та, которая не предаст,


Но почему-то это мало кем ценится. Долохов все же разглядел в ней эту суть, но... Ужасно всегда жалела, что Соня отказала ему. Толстой и в этом ее не пощадил.

ссылка на сообщение Отправлено: 07.03.13 23:51. Заголовок: apropos пишет: Но п..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
Но почему-то это мало кем ценится. Долохов все же разглядел в ней эту суть, но... Ужасно всегда жалела, что Соня отказала ему. Толстой и в этом ее не пощадил.

Ей бы было трудно с ним. Хотя, кто знает, как бы все сложилось. Долохов - шикарный мужик! Но нет, Соня отдана на закланье. И особенно бесит, что именно Наташа называет (если не ошибаюсь) Соню пустоцветом. Так и хочется сказать, чья бы корова...
Нравится еще княжна Марья, но та уж совсем бессловесное и подчиненное существо, при том, что дочь своего отца, а не приживалка. Забили папенька с братом девушку.
ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 21:58. Заголовок: Лев Толстой, как зер..

Хелга

Лев Толстой, как зеркало женской эмансипации (:

Озаглавив таким наглым образом свои измышления по вопросу, меньше всего хочу походить на моську, лающую на слонов, как и на воинствующую феминистку – просто пытаюсь иронизировать, возможно, неудачно. Терпеть не могу, когда великие творения или творчество разбирают с некой брезгливой снисходительностью – вот мол, и гении могут ошибаться, а я, такая/ой умная/ый и смелая/ый, их ошибки увидела/л и отважно о них написала/л. Постараюсь выразить мысли в корректной форме, ну а если где-то снесет, прошу списать на мою природную эмоциональность, которую постоянно приходится давить, дабы не обижать и не шокировать окружающих. А это не всегда просто, поверьте.

Просто рискну неловко суммировать свои личные впечатления, которые не раз высказывала, об отношении Льва Николаевича Толстого к женщине. Червяк неприятия возник еще в далекие юные годы, по поводу пресловутой Наташи Ростовой и судьбы ее бедной наперсницы, Сони. Но тогда, конечно, я не осмелилась подвергнуть сомнению и тем более резко протестовать против мнения классика. Затем, спустя какое-то время, прочитала его биографию, узнав о том, что у него была огромная семья и тринадцать выживших детей! К тому времени я сама стала матерью, и понятно, что мировоззрение несколько изменилось. А еще позже я прочитала «Крейцерову сонату», «Недельное чтение», перечитала «Анну Каренину», «Воскресение», и, в общем-то, все встало на свои места, сложилась картинка о Толстом-мужчине и Толстом-писателе. Будучи явно не флегматичным человеком во всех отношениях, он преспокойно, разумеется, в традициях века, обрек свою жену, Софью Андреевну, на многолетнюю беременность и роды, что, видимо, по его мнению, было угодно Всевышнему, ну и ему самому, венцу творения-мужчине. Он прекрасно пишет о разном предназначении мужчины и женщины, о том, что рождение и воспитание детей прерогатива женщины, впрочем, лучше процитировать… «Недельное чтение» «Женщины» click here

 цитата:
Мужчина для исполнения воли Бога должен служить Ему и в области физического труда, и мысли, и нравственности: он всеми этими делами может исполнить свое назначение. Для женщины средства служения Богу суть преимущественно и почти исключительно (потому что, кроме нее, никто не может этого сделать) дети. Только через произведения свои призван служить Богу и людям мужчина, только через детей своих призвана служить женщина. И потому любовь к своим детям, вложенная в женщину, исключительная любовь, с которой совершенно напрасно бороться рассудочно, всегда будет и должна быть свойственна женщине-матери.

Но прежде отмечает:

 цитата:
Призвание мужчины многообразнее и шире, призвание женщины однообразнее и уже, но зато глубже, и потому всегда было и будет то, что мужчина, имеющий сотни обязанностей, изменив одной, десяти из них, остается недурным, невредным человеком, исполнившим все-таки часть своего призвания. Женщина же, имеющая малое число обязанностей, изменив одной из них, тотчас же нравственно падает ниже мужчины, изменившего десяти из сотни своих обязанностей. Таково всегда было общее мнение, и таково оно всегда будет, потому что такова сущность дела.


То есть, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Женщина, изменив одной! своей обязанности падает ниже мужчины, изменившего десяти. Она становится дурной, падшей, и Толстой швыряет ее под колеса поезда, а мужчина просто оступился, встряхнулся и пошел дальше исполнять свои... обязанности… Не знаю, возможно, Лев Николаевич вкладывал в эти слова иной смысл, или кто-то прочитает их иначе, но для меня звучит очень прозрачно: брось камень в грешницу мужской рукой.

Женщина–придаток мужчины в силу данных ей природой качеств. И это все, что Толстой позволяет женщине.

 цитата:
Всякая женщина, отрoжавшая, если у нее есть силы, успеет заняться этою помощью мужчине в его труде. Помощь женщины в этом труде очень драгоценна; но видеть молодую женщину, готовую к деторождению и занятую мужским трудом, всегда будет жалко. Видеть такую женщину - все равно что видеть драгоценный чернозем, засыпанный щебнем для плаца или гулянья. Еще жальче: потому что земля эта могла бы родить только хлеб, а женщина могла бы родить то, чему не может быть оценки, выше чего ничего нет, - человека. И только она одна может это делать.


Вроде бы прекрасные слова, те, что последние, но почему-то все, что сказано выше, сильно подтачивает их значимость.

На эту же тему «Послесловие к рассказу Чехова «Душечка». click here Помните, ту душечку, которая, словно хамелеон, меняющий краски, или пластилин в руках скульптора, проникалась интересами и жизнью каждого из своих мужчин. Женщина, лишенная себя, не знающая, какая она на самом деле. Чехов жестко посмеивается над ней, но для Толстого она – почти идеал.


 цитата:
Я думаю, что в рассуждении, не в чувстве автора, когда он писал «Душечку», носилось неясное представление о новой женщине, об ее равноправности с мужчиной, развитой, ученой, самостоятельной, работающей не хуже, если не лучше, мужчины на пользу обществу, о той самой женщине, которая подняла и поддерживает женский вопрос, и он, начав писать «Душечку», хотел показать, какою не должна быть женщина. Валак общественного мнения пригласил Чехова проклясть слабую, покоряющуюся, преданную мужчине, неразвитую женщину, и Чехов пошел на гору, и были возложены тельцы и овны, но, начав говорить, поэт благословил то, что хотел проклинать. Я, по крайней мере, несмотря на чудный, веселый комизм всего произведения, не могу без слез читать некоторые места этого удивительного рассказа. Меня трогает и рассказ о том, как она с полным самоотречением любит Кукина и все, что любит Кукин, и так же лесоторговца, и так же ветеринара, и еще больше о том, как она страдает, оставшись одна, когда ей некого любить, и как она, наконец, со всей силой и женского и материнского чувства (которого непосредственно не испытала) отдалась безграничной любви к будущему человеку, гимназистику в большом картузе.
 
 цитата:
Удивительное недоразумение весь так называемый женский вопрос, охвативший, как это должно быть со всякой пошлостью, большинство женщин и даже мужчин!

 цитата:
«Женщина хочет совершенствоваться»,— что может быть законнее и справедливее этого?
Но ведь дело женщины по самому ее назначению другое, чем дело мужчины. И потому и идеал совершенства женщины не может быть тот же, как идеал совершенства мужчины. Допустим, что мы не знаем, в чем этот идеал, во всяком случае несомненно то, что не идеал совершенства мужчины. А между тем к достижению этого мужского идеала направлена теперь вся та смешная и недобрая деятельность модного женского движения, которое теперь так путает женщин.

То есть Толстой не знает все же в чем же так называемый идеал, к которому должна стремится женщина (хотя подозреваю, что знает – к мужчине-господину), но осуждает, как и женский вопрос, так и женское движение.
И все практически его героини, за исключением, может быть, Марьяны из «Казаков», которой он, видимо, по молодости и доброте душевной, оставил загадку и свободолюбие, либо расплачиваются за свои грехи страшной ценой, как Анна или Катюша Маслова, или героиня «Крейцеровой сонаты», либо становятся именно теми, кем, по его мнению, должны стать – погруженными в одну семью, детей и мужчину женами. Опять же трудно спорить с тем, что это плохо, ведь в этом и есть предназначение женщины, высшее предназначение. Трудно спорить, но почему так горько и гадко бывает иногда читать Толстого, когда он пишет о женщинах? Мужа женщины, которая всю жизнь ходила беременной, а потом была осуждена за неврастеничность и прочие недостатки. Странно, и с чего бы это она такой стала? Видимо, оттого, что исполнила свое земное предназначение.

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 22:14. Заголовок: Хелга - //jpe...

Klo
Хелга -
Отлично!
Я никогда не могла читать Толстого дальше, чем до середины. Начинала увлеченно, а потом...

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 22:30. Заголовок: Хелга //jpe.ru..

apropos
Хелга

Шикарное эссе!
Все правильно - с моей точки зрения - ты написала, и я полностью разделяю твои мысли по этому поводу.
Толстой именно что не видит (и не считает) женщину личностью, человеком - лишь упомянутым придатком, сосудом для вынашивания и механизмом для рождения детей - не более того. Правда, не совсем понятно, как он вдруг оказал такую честь этим ничтожным существам - как воспитание детей, да еще воспитание достойных и полезных будущих членов общества (в том числе, мальчиков - будущих мужчин) - ведь как оне, эти низшие создания, могут чему-то научить (ну, девочек - там понятное, чему), но разве можно доверить воспитание мужчины - женщине?

 цитата:
к достижению этого мужского идеала направлена теперь вся та смешная и недобрая деятельность модного женского движения, которое теперь так путает женщин

Более всего понравилось, как он легко заключил, в чем чей идеал заключается - и навесил ярлыки.
Ну да - дать женщине свободу, право голоса, выбора, позволить ей забыть свое место - это ж какое безобразие.
Кстати, все той же Соне, которой было назначено стать "пустоцветом" он таки позволил заниматься полезными делами на благо общества, то бишь, семьи Ростовых.
- Ты, Соня, никогда без дела не сидишь, всегда себе занятие найдешь, - говорила скучающая и без дела слоняющаяся по дому Наташа (вольная цитата).
Ну да - Наташе незачем было заниматься повседневными делами - ей же отводилась совсем другая задача (я бы даже сказала - предназначение) - стать рожающей женщиной. Не отвлекать же ее на суету.
Потому Анну Каренину, что посмела нарушить святые женские обязанности, ЛН никак не мог пощадить - напротив - жестоко наказать. Ее пример - другим наука...

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 22:35. Заголовок: По этому поводу вспо..

Хелга

По этому поводу вспомнились посты Геллы, которые звучали, в свете мнений Толстого, как горячее опровержение его постулатов.

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 22:54. Заголовок: apropos пишет: Боле..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
Более всего понравилось, как он легко заключил, в чем чей идеал заключается - и навесил ярлыки.
Ну да - дать женщине свободу, право голоса, выбора, позволить ей забыть свое место - это ж какое безобразие.


Причем, самое печальное, что так считал умный, гениальный, великий человек. Что же говорить о других? И так путь женский к правам - к правам, а не к возможностям выполнять труд за мужчину, к простым правам на жизнь, не был усеян розами, так противодействие ему подкреплялось лучшим умом России.
Во сколько крат мудрее и добрее тот же Гончаров! Достоевский со своим тяжелым недугом и трагическим восприятием жизни никогда не говорил так о женщинах.

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 22:57. Заголовок: Хелга пишет: вспомн..

apropos

Хелга пишет:

 цитата:
вспомнились посты Геллы, которые звучали, в свете мнений Толстого, как горячее опровержение его постулатов

Ой, напомни, где и по какому случаю? Я что-то запамятовала... 

И, кстати, вспомнилась Китти Щербацкая - которая из идеальных толстовских женщин. Как после свадьбы (еще не успев исполнить предначертанное - т.е. родить), Левин порой страшно раздражался ее мелочным хлопотам по дому, по хозяйству - его идеал вдруг оказался обыкновенной женщиной со своими капризами и желаниями.
Ох, по такому случаю нашла цитату:

 цитата:
он удивлялся, как она, эта поэтическая, прелестная Кити, могла в первые же не только недели, в первые дни семейной жизни думать, помнить и хлопотать о скатертях, о мебели, о тюфяках для приезжих, о подносе, о поваре, обеде и т. п. (...) ее мелочные хлопоты и заботы оскорбляли его.


Но Толстой в итоге все объяснил (а Левин понял):

 цитата:
"Да, кроме интереса к дому (это было у нее), кроме своего туалета и кроме broderie anglaise, у нее нет серьезных интересов. Ни интереса к моему делу, к хозяйству, к мужикам, ни к музыке, в которой она довольно сильна, ни к чтению. Она ничего не делает и совершенно удовлетворена". Левин в душе осуждал это и не понимал еще, что она готовилась к тому периоду деятельности, который должен был наступить для нее, когда она будет в одно и то же время женой мужа, хозяйкой дома, будет носить, кормить и воспитывать детей. Он не подумал, что она чутьем знала это и, готовясь к этому страшному труду, не упрекала себя в минутах беззаботности и счастия любви, которыми она пользовалась теперь, весело свивая свое будущее гнездо.

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 23:01. Заголовок: Хелга пишет: самое п..

apropos

Хелга пишет:

 цитата:
самое печальное, что так считал умный, гениальный, великий человек. Что же говорить о других?

НУ, большинство мужчин до сих пор так считает, увы, не в силах примириться с тем, что женщина может быть чем-то еще, кроме жены и матери. А если она еще умнее, образованнее, успешнее в карьере... Страшно подумать... 

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 23:07. Заголовок: он удивлялся, как о..

Хелга

Klo пишет:

 цитата:
Я никогда не могла читать Толстого дальше, чем до середины. Начинала увлеченно, а потом...

Мне часто трудно было пробиться через его длинные фразы. 

apropos пишет:

 цитата:
напомни, где и по какому случаю? Я что-то запамятовала.

По случаю Дарси, разумеется. 

 цитата:
он удивлялся, как она, эта поэтическая, прелестная Кити, могла в первые же не только недели, в первые дни семейной жизни думать, помнить и хлопотать о скатертях, о мебели, о тюфяках для приезжих, о подносе, о поваре, обеде и т. п. (...) ее мелочные хлопоты и заботы оскорбляли его.

Как? Как она могла? И как умница Левин не сразу понял, что она-то оказывается, просто готовилась исполнять свое назначение? Черт, не к месту вспомнился Кадзуо Исигуро и его "Не отпускай меня", в этом романе выращивают людей клонов, которые должны будут отдать свои органы, ну и готовятся к этому.
А умница Левин должен был это сразу понять своим мужским, дарованным свыше пониманием. Иначе какой же из него учитель инаставник?

Пардон, Остапа понесло...

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 23:10. Заголовок: Хелга пишет: И как ..

apropos

Хелга пишет:

 цитата:
И как умница Левин не сразу понял,


Но потом-то понял, думаю.
Кстати, могу представить, как самого Толстого раздражала таким образом молодая жена. Бедняжка, как она ни старалась под него подделаться, стать его "сосудом" и придатком, все равно не угодила. Мне всегда было жалко Софью Андреевну, признаться.

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 23:12. Заголовок: apropos пишет: Бедн..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
Бедняжка, как она ни старалась под него подделаться, стать его "сосудом" и придатком, все равно не угодила. Мне всегда было жалко Софью Андреевну, признаться.


А разве божеству можно угодить? Мне тоже ее жаль, очень. Ее же еще и упрекали, что она заботилась о будущем своих детей, в ущерб великому мужу.

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 23:13. Заголовок: Хелга пишет: Мне ча..

apropos

Хелга пишет:

 цитата:
Мне часто трудно было пробиться через его длинные фразы.

А я как-то его легко всегда читала - особенно ВиМ...
Да, не очень там (в том числе) люблю пространные философские рассуждения, но вообще - надо отдать должное гению - фразы у него хотя и длинные, очень логичны по своему построению. Мысль по ходу не теряется, а очень четко прослеживается. На мой взгляд.
ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 23:15. Заголовок: apropos пишет: Мысл..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
Мысль по ходу не теряется, а очень четко прослеживается.


На эту тему молчу, дабы не переборщить.

 

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 23:19. Заголовок: Хелга пишет: Ее же ..

apropos

Хелга пишет:

 цитата:
Ее же еще и упрекали


Ну, всегда можно к чему-нибудь придраться, особенно при желании. Я бы прежде посоветовала попробовать поставить себя на ее место и подумать, какова была у нее жизнь.
Впрочем, в свете его своеобразного отношения к женщинам вообще, не думаю, что для жены он делал исключение или давал ей какие-либо поблажки. И рожала постоянно, и везла на себе все хозяйство и детей, да еще переписывала рукописи мужа. Пером.
(Не представляю, как можно от руки переписать хотя бы один раз все четыре тома Войны и мира. Убиться же.)

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 23:24. Заголовок: apropos пишет: Впро..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
Впрочем, в свете его своеобразного отношения к женщинам вообще, не думаю, что для жены он делал исключение или давал ей какие-либо поблажки.

Ты вообще, о чем? Наоборот, именно она и была испытательным полигоном. Рожала, воспитывала, впитывала, переписывала, растворялась, в общем, в великом муже. Не, я всей душой за то, чтобы раствориться в великом муже, но хочется, все же, чтобы он относился как к равному существу, имеющему право на самоопределение, а не как к бессловесному придатку. Думаю, все же, Толстой сам немного запутался в своей теории, потому что она соткана из противоречий. Хотя бы, действительно, касательно воспитания детей, особенно, мальчиков.

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 23:35. Заголовок: Хелга пишет: Не, я ..

apropos

Хелга пишет:

 цитата:
Не, я всей душой за то, чтобы раствориться в великом муже, но хочется, все же, чтобы он относился как к равному существу, имеющему право на самоопределение, а не как к бессловесному придатку.

Ох, и с этим соглашусь...

Хелга пишет:

 цитата:
Толстой сам немного запутался в своей теории, потому что она соткана из противоречий

Запутался, конечно, хотя вида не подал. И с воспитанием - да, явный промах.
Хотя, в принципе, в своих вот этих изысканиях по поводу женщин - их сути и места, Толстой просто озвучил еще раз то, что и прежде неоднократно писалось и говорилось всяко разными мужами (не всеми, к счастью, - встречались и такие, кто относился к женщинам, как к личности, но их было явное меньшинство).
А вообще в 19-м веке существовала теория (я читала какую-то книгу по этому поводу - английского, кстати, автора 19-го века) - не художественное, а что-то вроде научно-популярного труда о женщинах, где в них (в женщинах) признавался один только инстинкт - материнский, никакой более. И даже любовь - чувство, которое могут, как тогда считалось, испытывать только мужчины, - женщинам оно недоступно, кроме инстинкта размножения(оплодотворения).
К сожалению, мне эту книгу давали почитать - не помню автора. На досуге попробую найти - записывала где-то.
Т.е. Толстой в итоге ничего нового не открыл...
ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 23:42. Заголовок: apropos пишет: Т.е...

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
Т.е. Толстой в итоге ничего нового не открыл.

Но то-то и грустно, что он, умный, пошел по проторенному, подсказанному инстинктом и авторитетами, пути. Удобно было?


ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 23:48. Заголовок: Хелга пишет: Удобно..

apropos

Хелга пишет:

 цитата:
Удобно было?


Ну это его устраивало, видимо. И очень раздражала жена. Вот он и ополчился на всех женщин. 

ссылка на сообщение Отправлено: 22.03.13 23:52. Заголовок: apropos пишет: Ну э..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
Ну это его устраивало, видимо. И очень раздражала жена. Вот он и ополчился на всех женщин.

Боюсь, что и Фрейд где-то рядом ходит.

ссылка на сообщение Отправлено: 23.03.13 12:42. Заголовок: Хелга //jpe.ru..

федоровна

Хелга apropos
Почему-то, когда подумала об о отношении Толстого к жене, вспомнилась именно "Крейцерова соната". Не откровение ли это самого автора, вылившееся в гипертрофированном виде (жену свою он, к счастью, на зарезал. Но что за жизнь у нее была!  )?
Мутило при чтении излияний эгоцентричного, не способного к любви и состраданию ненормального. Ничего нет отвратительнее его уничижающей ревности, извращенности восприятия чувств и поступков другого человека. Женщина - вечно беременная самка, у которой для чего-то большего недостаточно извилин, да и не положено ей. Горе такому...

А Толстого-писателя люблю.. 

ссылка на сообщение Отправлено: 23.03.13 21:32. Заголовок: федоровна пишет: Не ..

apropos

федоровна пишет:
 цитата:
Не откровение ли это самого автора, вылившееся в гипертрофированном виде


Очень может быть, кстати. В Сонате особенно, но и в других произведениях авторская неприязнь к женщине (как к личности - и непризнание вообще в ней личности как таковой) - откровенно показывается или проскальзывает, но всегда, увы, присутствует в той или иной степени.
федоровна пишет:

 цитата:
А Толстого-писателя люблю..


Я так просто обожаю.

ссылка на сообщение Отправлено: 15.12.13 23:03. Заголовок: Очень интересный, ка..

Хелга

Очень интересный, как всегда, впрочем, Открытый урок с Дмитрием Быковым. Четыре стихии "Войны и мира".
Взгляд из нашего времени.

ссылка на сообщение Отправлено: 17.12.13 07:56. Заголовок: Хелга //s20.rim..

lapkin

Хелга

Спасибо! Посмотрела. Очень интересно.

 

ссылка на сообщение Отправлено: 17.12.13 22:41. Заголовок: За что он так Долохо..

apropos

За что он так Долохова?! :)
Вообще да, очень интересный урок. Быков мастерский рассказчик, его энтузиазм заряжает прямо таки.
Анализ и сравнения весьма любопытны. В чем-то согласна, в чем-то - не совсем, но вообще крайне познавательно послушать такие лекции (а их у Быкова много, кстати говоря, о писателях русской (в т.ч. советской) литературы.

ссылка на сообщение Отправлено: 17.12.13 23:01. Заголовок: Да, точно, заражает ..

Хелга

Да, точно, заражает энтузиазмом, сарказмом и умом. :) Слушать удовольствие, хотя частенько хочется возразить, жаль слов не хватает.

apropos пишет:

 цитата:
За что он так Долохова?!

За отсутствие души, думаю... В то время как Пьер вопрошает "Меня, меня не пустил солдат, мою бессмертную душу...", а князь Андрей рефлексирует в поисках смысла, Долохов просто живет. И это возбраняется, видимо.
А как Быков отмахнулся от любви. Да что там, какие-то женские забавы, когда душа болит... Но тем не менее, Пьер, со всей своей глубиной и прочим первым делом после войны что сделал? Женился... Но что-то меня опять в ту же степь. Не доступны мне мужские эти высоты, земная я слишком. Гы.

 

ссылка на сообщение Отправлено: 07.01.14 21:29. Заголовок: Хелга пишет: Не дост..

apropos

Хелга пишет:

 цитата:
Не доступны мне мужские эти высоты, земная я слишком

 Ну, не всем же так высоко летать, кому-то можно и поближе к земле.

Хелга пишет:

 цитата:
Долохов просто живет

И всего в нем намешано - и плохого, и хорошего, на идеал определенно не тянет. Интересно, что подобные мужчины как раз наиболее привлекательны для женщин - своей силой характера, решительностью, умом, - в отличие от бесхарактерного Пьера и рефлексирующего Андрея, а вот мужчинам он (Долохов), похоже, как-то не очень... :)


ссылка на сообщение Отправлено: 07.01.14 21:56. Заголовок: apropos пишет: в о..

Хелга

apropos пишет:

 цитата:
в отличие от бесхарактерного Пьера и рефлексирующего Андрея, а вот мужчинам он (Долохов), похоже, как-то не очень...

Особенно, видимо, рефлексирующим мужчинам. По идее, как мне кажется, именно Долохов должен бы стать одним из мужских идеалов Толстого - такой уверенный в себе, умный, решительный, разумный, холодный умом - вот кто знает, чему и как учить женщину, истинный гегемон и наставник. Ведь Пьер наставником стать по определению не может - думаю, Наташа из него веревки вьет, а Андрею вообще не до того, не для него это мелкое дело - наставлять женщин...:)
ссылка на сообщение Отправлено: 09.01.14 10:50. Заголовок: Посмотрела Быкова. М..

Maria

Посмотрела Быкова. Многие его передачи мне нравятся, но отталкивает то, как утверждения, с которыми я не согласна, он считает аксиомами и уже на основании их выстраивает остальное. Ну почему именно Долохов нелюбимейший персонаж Толстого (а не самого Быкова) в "ВиМ"? Не Курагины, не Берг, не Друбецкой, а именно Долохов? Ту же Элен автор искренне и старательно пытался показать как можно хуже (это видно, если прочитать первоначальную редакцию) - дурой? нет, слабо как-то, хитрой интриганкой? истеричкой? что бы выбрать лучше? Мне показалось, что для Толстого по сравнению с Элен и Долохов так себе.

P.S. А потом я переключилась на открытый урок по "Отцам и детям", и Быков стал строить рассуждения на основании того, что Одинцова любит Базарова. Ну почему я не могу ему возразить!!!

ссылка на сообщение Отправлено: 10.01.14 22:26. Заголовок: Maria с удовольствие..

Хелга

Maria с удовольствием бы обсудила.  Тему по Быкову открывать не будем, чтобы сущности не плодить. У нас есть тема Круг чтения, туда и переедем с Быковым.

Продолжение следует

На форум


Мнение администрации может не совпадать с мнением участников форума. В случае публикации искаженной информации или нарушения авторского права участниками форума администрация сайта не несет ответственности

начало страницы

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов клуба www.apropospage.ru без письменного согласия автора проекта.
Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста.


Copyright © 2004 www.apropospage.ru


     Top.Mail.Ru