Marusia
Одесская мозаика (Продолжение)
Есть город, который я вижу во сне, О, если б вы знали, как дорог У Чёрного моря явившийся мне,
В цветущих акациях город...
Еще немного о "КРОТе" и о Рине Зелёной.
Из "Разрозненных страниц" Рины Зелёной: Фамилия
Очень нужно записать вот что: люди часто интересуются моей фамилией.
Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли
меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника
Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от
такого родства не только потому, что одесский градоначальник в свое
время был предметом насмешек для знаменитого клоуна А. Дурова, но
просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал. Отец рассказывал мне..., что в годы революции его вызвали куда-то,
чтобы уточнить обстоятельства его деятельности как градоначальника
Одессы и узнать, почему он не указывает этого факта в анкетах. Отец
сообщил, что никогда не бывал в Одессе до революции, и ему не привелось
быть градоначальником. — Как вы можете это доказать?— спросили его.
— Может быть, доказательством служит то, — ответил, подумав, отец, —
что одесский градоначальник Зеленый давно умер, а я чувствую себя
прекрасно. И его отпустили. Так что фамилия у меня
своя собственная. А вот имя — Рина, которое ни в ком не вызывает
сомнений, оно не настоящее, оно уменьшительное и является половинкой
моего полного имени Екатерина. Когда писали первую афишу, на ней мое
длинное имя не поместилось, только — Рина. И почему-то это сразу
оказалось коротко и удобно. И так и осталось. А маленькие дети очень
часто считали и считают, что это одно целое слово: РИНАЗЕЛЕНАЯ. Так и
пишут каракулями в своих письмах. И я себя тоже так рассматриваю.
Когда начиналась наша театральная жизнь, на афишах писали имя, отчество
и фамилию. У меня получились имя и фамилия. Потом это стало модой —
писать именно так. Теперь опять пишут более солидно, с отчеством.
Театр "Крот" Одна тетка сказала мне, что здесь, в Одессе, существует группа людей,
увлеченных театром, — любителей. Собственно говоря, это была не тетка, а певица. Она жила рядом с нами, играла на рояле и пела, довольно громко. Нас приютила ее родственница, и мы жили втроем: я, мама и сестра — в почти пустой комнате с голыми окнами. Но был стол, и на чем-то мы спали. В городе не было воды, возили воду из порта в бочках и продавали. Стояла необычная для юга холодная весна, как на севере. Давно я стала главой семьи, хотя в этом чужом непонятном городе работы у меня не было. Здесь был голод. Помочь нам не мог никто. Тогда, в поезде, когда мы все-таки доехали до Одессы, маме предложили приютить нас на время ехавшие вместе с нами чужие люди. Они узнали от мамы, что
в Одессе нас никто не встретит. Со мной не советовались: меня вынесли
из вагона в тифу, без сознания. Пока я болела, эти добрые люди помогли
найти адрес отца. Оказалось, отец был уже не один. Он по дороге тоже заболел тифом в Киеве, и его спасла какая-то женщина, видно, одинокая, потому что, когда он смог двигаться дальше к месту своего назначения, она, бросив все, поехала за ним. Им дали в Одессе комнату. Отец уже приступил к работе и восстанавливал вещевые склады для армии: перед уходом белые разорили и разрушили все, что не могли увезти с собой. Когда отец узнал, что мы приехали к нему, он ужаснулся: ведь совсем скоро его должны командировать дальше и дальше. Насчет
Елены Степановны отец не беспокоился: ведь он ее предупредил, что у него семья. Но мама решила все быстро и по-своему. Она сказала мне:
— Ну и прекрасно. Он уедет с Еленой Степановной, а я останусь с вами здесь. Комнату мы к этому времени нашли. И вот мы оказались без отца и
неизвестно зачем в этом городе. Ни денег, ни еды. Надо было служить, чтобы получать паек. Но как и где служить, я совсем не знала. И искать работу в такой холодище просто невозможно: плюс два в Одессе с
пронизывающим ледяным ветром были холоднее, чем минус двадцать в Москве. Неистовый ветер сбивал с ног, особенно слабых и голодных. В нашей комнате, как во всем городе, отопление не работает, и укрываться нечем. Вот мы ложимся спать. Я лезу в ледяную постель, покрываюсь простыней, кладу сверху юбку, кофточку, шарфик и поверх всего галстук, чтобы насмешить сестру и маму: они уже лежат, и им холодно. Тогда я вдруг вскакиваю голая, хватаю испанский веер (его мама не забыла взять из Москвы) и начинаю бешеную пляску, прыгая, как кошка, и обмахиваясь веером. Они хохочут, как в цирке. После этой гимнастики мне действительно становится тепло, я кладу на себя сверху еще газету и засыпаю. Однако я попросила свою певицу точнее узнать,
нельзя ли мне повидать кого-нибудь из этой группы любителей. И она помогла мне встретиться с ними. Я тогда не представляла, каким будет это знакомство...
А весна ворвалась в город, как бешеная. Все преобразилось. На улицах
расцвели каштаны. Цветы на них, оказывается, как огромные белые свечи.
Солнце сияет. Потом выяснилось, что тут есть Черное море. И есть
знаменитый бульвар, и лестница, которую сегодня знает весь мир, она в
картине "Броненосец "Потемкин". А я о ней не знала и нашла совершенно
нечаянно, возле Дюка Ришелье. Ведь тогда никто не водил меня по городу
— у меня не было ни одного знакомого человека. И все-таки я
попала к тем людям, с которыми хотела встретиться. Я пришла на красивую
улицу, в красивый дом, в запущенную роскошную квартиру, которая, видно,
не убиралась с семнадцатого года. Красивые, настоящие вещи, мягкая
плюшевая мебель, картины были для меня как декорация в театре. До сих
пор я никогда не видела таких квартир. Огромные вазы особенных форм на
полу, столы и столики неизвестного мне назначения — это были предметы
роскоши. Мне не приходилось раньше интересоваться ими, потому что я
ничего не знала об их существовании. И люди здесь были
другие совсем: молодые, они были образованными, умными в разной
степени, воспитанными и демократичными. Их, совсем разных, объединяла
любовь к театру, к сцене. Уже давно, многие годы, у себя в домах они
устраивали спектакли. Сами писали пьесы или переводили в стихах и
прозе, делали костюмы, пели, танцевали для своих друзей и знакомых.
Теперь они хотели показывать эти спектакли зрителям, всем желающим. Конечно, это были первые новые люди, с которыми я встретилась в своей
короткой жизни. Они думали иначе, видели иначе, чем я и все, кто меня
окружал до сих пор. Со многими из них потом дружба, творческая и
личная, длилась долгие годы или всю жизнь. Я, со своей
круглой, обритой после тифа головой, сразу подошла им, и они мне —
тоже. Вот, оказывается, зачем я ехала сюда так долго: мне нужно было,
значит, играть в пьесах Козьмы Пруткова, а не Ибсена, "червонную двойку
в революционной колоде карт", а не "Дети Ванюшина", нужно было петь,
танцевать, переодеваться каждую минуту, играя по пять ролей в один
вечер. Для меня перестал существовать голод и холод. Целые дни надо
было работать, чтобы менять программу каждую неделю. Репетиции,
спектакли — ведь зрители платили деньги, которые делились между всеми.
Пусть самые маленькие деньги, заработанные мной и сестрой на восьмушку
хлеба, но деньги. Сестра тоже нашла свое место в этом
театрике — как балерина. В свое время в Москве мама не зря отдала ее в
платную балетную школу Нелидовой. Конечно, потихоньку от отца, который
определил Зинаиду учиться в Епархиальную гимназию при Скорбященском
монастыре, красное кирпичное здание которого и сегодня стоит на Новослободской улице. Сестра не стала ни монахиней, ни балериной и
успешно работала актрисой, долго — в "Синей блузе", а затем в "Кривом
Джимми" в Москве и в Театре сатиры. В 20-е годы не только в
Одессе, повсюду рождались маленькие театры. Они ждут своих
исследователей, и я расскажу потом о тех из них, где мне довелось
работать. Эти театрики появились одновременно в Москве, Харькове,
Петрограде. В них самые молодые актеры играли рядом со старыми. Они
возникали и расцветали, имели успех. Потом их прихлопывали какие-то
досужие рачители искусства. Защитников не находилось. Тут с Большими и
Малыми театрами было не управиться. В нашем театре никто
никого не назначал, но как-то складывалось само собою, что у всех были
свои обязанности и амплуа. Рабочим сцены, например, была Люся Гинзбург
— угловатая девочка, неловкая, умная до такой степени, что сейчас она
доктор филологических наук, профессор-литературовед в Ленинграде, автор
многих научных трудов. Она же на занавесе, ей же за все попадает.
Душа всей технической работы театра — Н. Блюменфельд. Она костюмер, она
рабочий, художник, переводчик, портниха, парикмахер, козел отпущения и
машинистка. Кроме того, она жена нашего главного режиссера В. Типота и
актриса на выходах. Костюмерная наша помещалась вся в одном
большом сундуке. Туда вообще заталкивалось все для нашего театра,
приносившееся из дома не на время, а насовсем: клетчатые лоскутья,
полосатые ленты, куски материи, украденные из дома, штаны, просто
отдельные бархатные рукава, цилиндры, фалды от фраков, страусовые
перья, ботинки на пуговицах, шали, распоротые платья, шляпы, кружева. В каждой программе все это служило по-разному. Сегодня это был шлейф
дамы, в следующей программе — плащ палача или скатерть на столе на
сцене. В случае необходимости сундук пополнялся новыми "ворованными"
дома вещами. Первый вопрос, который Надежда Германовна
Блюменфельд задавала актеру: "Вы спиной к зрителям поворачиваетесь?".
Если нет, ваш костюм сзади она затягивала веревкой или куском бязи.
Лицом к публике при этом вы стояли в великолепном одеянии из блестящей
парчи или бархата, с бриллиантовыми застежками и короной на голове. Со
сцены одетый таким образом человек уходил за кулисы, так ни разу не
повернувшись спиной, и публика ничего не знала о необыкновенной
изобретательности, находчивости, выдумке нашей художницы. Мы
играли царей, средневековых дам, санкюлотов, русских матрешек и
французских маркиз в фижмах. Иногда костюмы делались даже целиком.
Наш режиссер Виктор Типот, химик по образованию, будущий автор первых
советских оперетт "Свадьба в Малиновке", "Вольный ветер", "Сын клоуна"
и других, был не только режиссером, но и автором, и завлитом, и
худсоветом, хотя в худсовет входили также Вера Инбер, которая уже тогда
была Верой Инбер, Е.А. Левинсон, А.Н. Фрумкин, будущий академик,
известный всему миру химик.
Спектакли наши шли с большим успехом. Но так не хватало сатирического перца!
Самые, вероятно, необходимые для театра, для нас люди, которые в это
время начинались как сатирики, чьи биографии сейчас изучают и знают: Ю.
Олеша, В. Катаев — уже уехали из Одессы, сначала в Харьков, а потом в
Москву. Как странно, что мы тогда ничего не знали о них. Иногда
появлялся у нас кто-то — молодые, случайные авторы, непрофессионалы. В
программе был даже многосерийный детектив "Голубой брильянт" В. Инбер и
В. Типота. Для каждой программы писалась новая серия. Появились попытки
отразить современность: восставала против короля червей колода карт. Театр назывался "КРОТ". Аббревиатура расшифровывается так: Конфрерия Рыцарей Острого Театра. Как полагается "кроту", театр помещался в подвале. Шли пародии на
оперетты. Потом это стало для всех маленьких театров тривиальным
приемом, но тут все было в первый раз, все надо было придумывать самим.
Даже балет "Красная Шапочка" был, по-моему, придуман и поставлен
впервые. Вера Михайловна Инбер написала для меня и для себя
маленький диалог кукол. Она была французская кукла Мариетта из
Прованса, а я — русская Матрешка (по моему, тогда Матрешка появилась
впервые; зато потом — ой-ой-ой!). В финале В. Инбер пела: Я Мариетта, родом из Прованса,
Люблю поэта Анатоля Франса. А Матрешка, впервые заговорившая со сцены, отвечала:
А у нас есть свой поэт московский — Владимир Владимирович Маяковский.
В. Инбер очень увлекалась своей театральной работой, ждала с
нетерпением рецензий. В каждой программе она писала для себя
очаровательную крошечную миниатюру. Действие всегда происходило в Вене.
Действующие лица — она, Мици, и ее муж, толстый немец (всех немцев
играл Митя Кесслер — впоследствии крупный инженер-энергетик в Москве.
Он всегда играл туповатых и толстых персонажей в нашем театре). Шла у нас пьеса "Ад в раю" — миниатюра в стихах В. Инбер о невыносимой обстановке, сложившейся в раю для Адама и Евы.
цитата: |
«Ад в раю» Действующие лица: Адам, Ева, Лилит, Змея, Ангел. Сцена I ... Лилит: Адам… от гнева стало жарко. Ты выпил, болен, что с тобой? Раз навсегда: я не кухарка, Прошу запомнить, милый мой. Адам: Лилит, потише… ведь неловко. Лилит: Тебе не совестно, медведь, Я не кокетка, не мотовка И не мошенница, заметь. Адам: Ты не кокетка? Очень грустно, Прошу тебя, чем хочешь будь, Но только вовремя и вкусно Подать мне завтрак не забудь. Лилит: Ты, трутень, спящий без помехи, Чем занят ты в теченье дня? По вечерам грызешь орехи, А по утрам грызешь меня. Адам: Хочу я кофе или чаю. Лилит: При чем же я здесь, милый друг? Я, наконец, не понимаю, Ведь есть же ангел для услуг. Адам: Так что же с ним? Какая чара, Зачем же нынче, как всегда, Он не поставил самовара И не принес его сюда? Молчишь? Ты держишь это в тайне? (Выливает питье.) Лилит: Ну согласись, что ты свинья. Адам: Где этот ангел, отвечай мне, Ведь ты хозяйка, а не я. Лилит: Я не хозяйка. Адам: Это верно. С гиеной, что вон там лежит Я бы счастливей был, наверно, Чем с этой ведьмою Лилит. Лилит: Теперь довольно. Этой сценой Вполне я насладилась. Вот. Я ухожу. Живи с гиеной. (Ангелу.) Идите. Барин вас зовет. ... |
|
По материалам Литальманаха "Дерибасовская — Ришельевская" 2008 № 34 www.odessitclub.org/publications/almanac/alm_34/alm_34_230-236.pdf www.odessitclub.org/publications/almanac/alm_34/alm_34_214-230.pdf |
С Театрального переулка сворачиваем вправо на Екатерининскую и, пройдя квартал по улице…
выходим на Екатерининскую площадь.

Панорама площади с Екатериной II в центре (фото из "Прогулок по Одессе" ).
На фото слева от памятника уходит вдаль улица Сабанеев мост (сам мост чуть дальше). Справа – выход площади на Приморский бульвар, к памятнику Дюку и к Потемкинской лестнице.
Флэш-панорама площади (из того же источника)
Архитектурный ансамбль Екатерининской площади плавно перетекает в Приморский бульвар.   Если стоять спиной к Дюку (спина к спине),...

... то Екатерининская площадь начинается за этими бело-красно-черными столбиками. Окончательно облик площади сформировался в начале ХХ-го века. Самые старые дома на ней - два здания, выходящие полуциркульными крыльями на бульвар. Построены в 1828-1831 годах по проекту архитекторов А. И.
Мельникова и Ф. К. Боффо (автор Бульварной (с 1955 года Потемкинской) лестницы).
 Левое (если смотреть от Дюка) полуциркульное здание – дом № 1 на площади, он же – дом № 8 по Приморскому бульвару. Это бывшая гостиница
«Петербургская». К сожалению, на доме со стороны площади не осталось ни одного эркера, да и балконов поубавилось.
 Во дворе дома фонтанчик, когда-то он был
действующим 
Справа – угловой дом № 2 по площади / № 7 по бульвару – бывшее здание Присутственных мест.

На углу с Воронцовским переулком расположился Дворец барона Маса (дом № 4 по площади / № 10 по переулку). Он был построен в 1850-м году
архитектором Ф. Моранди для Аристида Маса, главы одного из первых в городе банкирских домов.

Дом № 4а (желтый угловой) – построен в 1901 году тоже очень известным одесским архитектором В.М. Кабиольским в стиле полуциркульных зданий, выходящих на Приморский бульвар. 
Дом № 6 – восхитительное здание фисташкового цвета, построенное в 1860-1870-тых годах.

Под крышей дома инициалы Э И Г (мэра города Эдуарда Гурвица) и Р С Т (депутата гордумы Руслана Тарпана, спонсора восстановления памятника
Екатерины). Что-то вроде «Киса и Ося были здесь». 
Дом № 8 – еще одно здание (1910 год) по проекту Кабиольского В.М., известное
как доходный дом Ждановой. Рядом с домом – Сабанеев мост, мимо дома вниз – дорога к Военному спуску. 
Во дворе - детский садик.

 Вид на Военный спуск, и обратно - на Екатерининскую площадь.

Через дорогу – дом № 9, справа от которого уже по улице Сабанеев мост расположена знаменитейшая школа Столярского.

Дом № 7 построен в 1891 году, арх. Т.К. Шейрембрандъ. В этом доме в начале прошлого столетия размещалась редакция газеты «Современное
слово», где работали тогда известные литераторы – Аркадий Аверченко. Андрей Соболь, печатались Константин Паустовский, Иван Бунин

Слева от него – потрясающе красивый дом (цвета фуксии), прописанный по
ул.Екатерининской 1, и одним крылом выходящий на площадь.

Угловой дом напротив под № 5.
 Ворота во двор оказались открытыми...
 Ну и дом № 3 – на первом этаже уже долгие годы расположен ресторан «Валдай».
За Екатерининскую площадь мы еще поговорим, а пока начало рассказа Аркадия Аверченко (1881-1925) "Одесса"
Однажды я спросил петербуржца:
- Как вам нравится Петербург? Он сморщил лицо в тысячу складок и обидчиво отвечал:
- Я не знаю, почему вы меня спрашиваете об этом? Кому же и когда может
нравится гнилое, беспросветное болото, битком набитое болезнями и
полутора миллионами чахлых идиотов? Накрахмаленная серая дрянь! Потом я спрашивал у харьковца:
- Хороший ваш город? - Какой город? - Да Харьков! - Да разве же это город?
- А что же это? - Это? Эх... не хочется только сказать, что это такое, - дамы близко сидят.
Я так и не узнал, что хотел харьковец сказать о своем родном городе.
Очевидно, он хотел повторить мысль петербуржца, сделав соответствующее
изменение в эпитетах и количестве "чахлых идиотов". Спрошенный мною о
Москве добродушный москвич объяснил, что ему сейчас неудобно
высказывать мнение о своей родине, так как в то время был Великий пост
и москвич говел. - Впрочем, - сказал москвич, - если вам уж так
хочется услышать что-нибудь об этой прокл... об этом городе - приходите
ко мне на первый день Пасхи... Тогда я отведу свою душеньку! В Одессе мне до сих пор не приходилось бывать. Несколько дней тому
назад я подъезжал к ней на пароходе - славном симпатичном черноморском
пароходе, - и, увидев вдали зеленые одесские берега, обратился к своему
соседу (мы в то время стояли рядом, опершись на перила, и поплевывали в
воду) за некоторыми справками. Я рассчитывал услышать от него
самое настоящее мнение об Одессе, так как вблизи дам не было и никакой
пост не мог связать его уст. И, кроме того, он казался мне очень
общительным человеком. - Скажите, - обратился я к нему, - вы не одессит? - А что? Может быть, я по ошибке надел, вместо своей, вашу шляпу? - Нет, нет... что вы! - Может быть, - тревожно спросил он, - я нечаянно сунул себе в карман ваш портсигар?
- При чем здесь портсигар? Я просто так спрашиваю. - Просто так? Ну, да. Я одессит.
- Хороший город - Одесса? - А вы никогда в ней не были? - Еду первый раз.
- Гм... На вид вам лет тридцать. Что же вы делали эти тридцать лет, что не видели Одессы? Не желая подробно отвечать на этот вопрос, я уклончиво спросил: - Много в Одессе жителей? - Сколько угодно. Два миллиона сто сорок три тысячи семнадцать человек.
- Неужели?! А жизнь дешевая? - Жизнь? На тридцать рублей в месяц вы проживете, как
Ашкенази! Нет ничего красивее одесских улиц. Одесский театр - лучший
театр в России. И актеры все играют хорошие, талантливые. Пьесы все
ставятся такие, что вы нигде таких не найдете. Потом Александровский
парк... Увидите - ахнете. - А, говорят, у вас еще до сих пор нет в городе электрического трамвая?
- Зато посмотрите нашу конку! Лошади такие, что пустите ее сейчас на
скачки - первый приз возьмет. Кондукторы вежливые, воспитанные. Каждому
пассажиру отдельный билет полагается. Очень хорошо! - А одесские женщины красивы?
Одессит развел руками и, прищурясь, сострадательно поник головой. - Он еще спрашивает!
- А климат хороший? - Климат? Климат такой, что вы через неделю станете такой толстый, здоровый, как бочка!
- Что вы! - испугался я. - Да я хочу похудеть. - Ну, хорошо. Вы будете такой худой, как палка. Сделайте одолжение! А
если бы вы знали, какое у нас в Одессе пиво! А рестораны! - Значит, я ничего не теряю, собравшись в Одессу?
Он, не задумываясь, ответил: - Вы уже потеряли! Вы даром потеряли тридцать лет вашей жизни.
Одесситы не похожи ни на москвичей, ни на харьковцев. Мне это нравится. |
Полный текст рассказа на "Глобус Одессы"
А я вполне понимаю того одессита.
Это город, где всё слишком, где всё
чересчур, где земля и воздух напоены чем-то, от чего произрастает талант и гениальность, где юмор, когда не смеются, а просто говорят.
Это необыкновенный город! Но я там никогда не была.
А, значит по утверждению того одессита, не узнала для себя чего-то очень важного!
Сильно подозреваю: предложи кто тому москвичу или петербуржцу уехать из своего города, не думаю, чтобы их речи звучали
подобно свирели!! ...предлагаю подышать морским воздухом, посидеть на лавочке за
морвокзалом с видом на море и обратно
В Одессе «бабье лето», солнышко. Прогуляемся на морвокзал. Подышим свежим воздухом, полюбуемся яхточками. Павильон для выхода на пирс, на котором стоит морвокзал (Приморская
улица, 6), находится прямо напротив Потемкинской лестницы. Пирс 2-х этажный. Первый служебный этаж
находится примерно на уровне улицы. На нем устроены причалы с кнехтами,
различные склады, конторы и т.д. Второй этаж главный, на нем находятся вход в
, по
нему проложены подъездные дороги для легковых машин и пешеходные зоны
для пассажиров и праздношатающихся, любознательных гостей города и
одесситов. 2.  Кстати по обе стороны павильона есть две (въездная и ф.3 – выездная) эстакады для легковушек с улицы Приморской.
3.  Улица Приморская: ф.4 - в сторону Военного спуска, ф.5 – в сторону Таможенной площади. 4. 5.  Использованы материалы сайтов
Новый
морской вокзал на Новом молу построили в 1966 г. Первоначальный проект
предусматривал строительство пешеходного перехода к вокзалу над
портовыми ж. д. путями и ул. Приморской, который должен был начинаться
с предпоследней площадки Потемкинской лестницы. К счастью проект
передели, так что Лестница не была обезображена. Правда из-за этого
подход к вокзалу получился не очень удобный: сойдя с Лестницы, нужно по
подземному переходу пересечь ул. Приморскую, а затем войти во входной
павильон вокзала и подняться на уровень моста над ж.д. путями. 6. 7. 8. 9. 10. 11.

Здание сегодняшнего морвокзала начали строить в начале 60-х годов прошлого века, и закончили в 1968 г. Одесский морской вокзал долго был
самым большим и современным в СССР, в его интерьерах даже снимались эпизоды фильма «Возвращение резидента».
В середине 90-х годов открылся концертно-выставочный зал. а перед зданием морвокзала воздвигли скульптуру «Золотое дитя» работы
известного скульптура-эмигранта – Эрнста Неизвестного. Значительно чаще
это дитя называют «Киндер-сюрпризом».
Сразу
за железнодорожным переходом вывешена схема движения по территории
морвокзала, которая поможет нам ориентироваться в нумерации причалов.
19.  Гулять по Новому молу, на котором стоит морвокзал, будем по часовой стрелке, начиная движение с левой стороны. 20. 21.
22. 
Здание нового морвокзала задумывалось архитекторами похожим на гигантский лайнер. Когда на девятнадцатом или пятнадцатом причалах швартуется океанский
лайнер высотой со здание морвокзала - это грандиозное зрелище. Правда,
теперь это бывает не так уж часто, да и стоят суда с интуристами в
порту не больше суток. 23. 24. 25. 
Ресторан на крыше морвокзала в летнее время года и сейчас достаточно популярен, а в советское время - был одним из культовых мест в городе.
Вместо снесенной еще в 1933 году старой Свято-Николаевской портовой церкви
(стояла примерно в том месте, где сейчас проходят железнодорожные пути
в правом нижнем углу на фото 6) в середине 90-х годов построена церковь
Св.Николая в "голове" Нового мола; создана Морская арт-галерея.
В 2001 году между зданием Морского вокзала и церковью была построена
"свечка" многоэтажной гостиницы, которая первоначально носила название
международной сети отелей и звалась «Кемпински-Одесса». Однако затем
владельцы торговой марки посчитали недостойным предоставить свое имя
одесской гостинице, и правильно сделали.
27. 28. 29.
Вид с высоты птичьего полета и со стороны моря.
30. 31.
У восемнадцатого причала стоит катамаран с красивым именем "Хаджибей"
32. 33. 34.
У внешней стороны левого пирса семнадцатого причала - прогулочные катера, остатки некогда обширного парка "морских трамваев", которые
курсировали по всему побережью одесского залива: в левую сторону - до
Лузановки, в правую - до Черноморки с заходами в Ланжерон, Отраду,
Дельфин, Аркадию, 10-ю и 16-ю станции Большого Фонтана.
Когда-то катера отходили от причала, который находился на месте нынешнего двадцатого. Спустимся вниз и прогуляемся до конца левого пирса 17-го причала, полюбуемся на яхточки.
36. 37. 
39. 40. 41.
42. 43. 44. 45.
Дошли до края левого пирса. Посмотрели на Воронцовский маяк и идем обратно.
46. 47. 48. 49. Яхты, яхточки, катерочки: моторные и парусные, с вертолетами (ф.52 – не моё) и без. 50. 51. 52.
А вот и лавочка, да не одна… 53. 
Старинный колокол-рында, отлитый еще в 1932 году и долгое время
находившийся под водой; установлен теперь на причале одесского
морвокзала. В 1975 колокол был поднят на сушу экипажем теплохода
«Академик Курчатов» и отправлен в музей, а в 1996 попал на звонницу
церкви святого Николая на морвокзале. Порт долго не мог найти средства
на новый колокол, но в минувшем году его все-таки отлили в Греции. А
рында после долгого вояжа стал памятником. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 
На последних фото хорошо виден Воронцовский маяк, расположенный на
оконечности Карантинного (сейчас Рейдового) мола. Он первым встречает и
последним провожает все приходящие суда в Одесский порт.
Воронцовский маяк.
Стоящая в середине Одесского залива белоснежная башня, крутые ступени
до самой воды, ночной красный огонь - всё это создает вокруг маяка
своеобразный ореол романтики, надолго запоминающийся одесситам и гостям
города разных поколений. 60. 61. 
С созданием одесского порта и развитием судоходства на Черном море
появилась необходимость создания маяков, чтобы обеспечить безопасность
судоходства.
В истории Одесского порта было несколько
маяков. Самый первый маяк возвышался в районе Александровского парка
(ныне парк Шевченко) и был деревянным. С приходом его в ветхое
состояние на оконечности Рейдового или Карантинного мола в 1845 году
был установлен новый маяк, тоже деревянный.
Поскольку активное
содействие в устройстве маяка оказал генерал-губернатор Новороссии
светлейший князь Михаил Семенович Воронцов, то по его фамилии и был
назван маяк Воронцовским.
А в 1863 году маяк выполнили уже
из чугуна и вынесли на моле далеко в море. А название у маяка уже по
традиции осталось – Воронцовский. 62.
При
маяке существовала маячная служба. Главнейшей обязанностью служащих
маяка являлось обеспечение исправного освещения: маячный огонь должен
был зажигаться с заходом солнца и ярко гореть до его восхода. Ночью
дежурные служители, сменяя друг друга, неотлучно находились в маячном
фонаре, наблюдали за тем, чтобы огонь имел установленную высоту и
яркость, снимали нагар с фитилей, следили за действием вращательных
механизмов проблескового огня.
В 1910 году на маяке был установлен ревун, который издавал звуки с помощью нагнетаемого паровой машиной воздуха.
На долю этого маяка и его служителей выпало множество испытаний.
Проход к маяку из-за низкой высоты Карантинного мола во время штормов
был затруднен, так как волны перекатывали через мол. За всю историю
маяка были смыты волнами и погибли два работника. В 1926 году шторм
выбил в молу 10-метровый пролом. На маяке остался один служитель, его
вахта растянулась на шесть суток. Спасательный катер не посылали -
шторм пустил бы его ко дну. Почти обезумевшего от голода и одиночества
служителя забрали с башни на седьмой день. Однако все это время маяк
работал бесперебойно.
Фото № 63 - маяк в 20-е годы, хорошо видны следы промоины мола. 63. Чугунную башню взорвали в 1941 году, при осаде города. Современный вид маяк приобрел в 1953 году.
64. 65. 66.
Фото 65 и 66 - ракурс с моря, 64 - от яхт-клуба (на заднем плане -
окраина поселка Котовского, а перед ним - Крыжановка - когда-то село, а
теперь дачный поселок в черте города). По материалам
http://news2000.org.ua/
Поднимемся на верхний ярус мола. Там тоже есть, где посидеть и что посмотреть. Перед тыльной стеной Свято-Николаевской церкви, между двумя стеклянными пирамидами устроена небольшая экспозиция на морскую тему.
Приятный женский голос из динамика безостановочно рассказывает
интересные истории о старинных и современных якорях и русской пушке
(похожая выставлена в музее порта). С древнейших времен изображение двурогого якоря является символом надежды. Древние греки называли железный якорь словом «анкура», происходящим от
корня «анк», что по-русски означает «крюк», «кривой», «изогнутый». 67. 68. 69. 70.  1735
г. Пушка была извлечена при реконструкции складских помещений Одесского порта в
2007 году. Это одна из четырех пушек шестой артиллерийской батареи, принимавшей
участие в обороне Одессы в период войны с англо-французскими войсками в 1854
году. , командовавшему батареей, было присвоено
внеочередное звание штабс-капитана, пожалован Георгиевский крест. В
дальнейшем сделал карьеру, дослужившись до звания генерал-лейтенанта.
На стенах церкви висят несколько мемориальных досок, напоминающих о трагедиях на море.
Одна из них (ф. 72), на тыльной стене напоминает о гибели 30 августа
1986 года парохода «Адмирал Нахимов», входившего в состав судов ЧМП и
отошедшего от 16-го причала морвокзала в свой последний рейс 29
августа. Справа на боковой стене висит доска (ф. 73), напоминающая о моряках китобойной флотилии «Слава», погибших в водах Антарктики.
71. 72. 73.
Продолжим
наш путь по часовой стрелке и будем заканчивать прогулку по пирсу
морвокзала справа (если стоять спиной к Потемкинской лестнице), со
стороны Новой гавани. 74.
Здесь в 2002 году установили памятник жене моряка, встречающей (провожающей) своего моряка.
75. 76. 77. 78-9.  Вот и всё. Прощаемся с морем и морвокзалом. Можем бросить в море монетку. Чтобы еще раз сюда вернуться. Идем к Потемкинской лестнице 80.
В Одессе за последнее десятилетие появилось много мини-памятников. Их часто открывают ко дню рождения города (2 сентября) или к 1 апреля.
Только в стоит памятник 12-му стулу, сидит на лавочке Утесов, Киса Воробьянинов и Остап Бендер встречают посетителей ресторана Печескаго, а рядом на ступеньках кинотеатра запускает бумажный самолётик Уточкин. Возле дома Папудова, рядом с Соборкой - памятник Вере Холодной, на Думской площади - памятник апельсину, в торговом центре "Новый Привоз" флиртует рыбачка Соня с Костей-моряком. Один из последних - памятник Давиду Гоцману с голубями. А еще целая галлерея мини-памятников во дворике
(персонажи Зеленого фургона, Жванецкий со своим портфелем, герой анекдотов Рабинович, джинсовый Дюк... ). По Потемкинской лестнице
еще поднимемся... ("...сколько в ней ступенек? ...192 ступеньки. Изначально было 200 ступеней, но когда строили порт, то 8
ступеней засыпали. “Потёмкинская лестница” так же считается одним из чудес света, ну может быть ни света так архитектуры точно. Вы спросите почему, а вам
отвечу. Стоя с верху, возле Дюка, видны одни пролёты между ступенями, а стоя внизу видны одни ступени. Но и это ещё не всё. Смотря снизу лестницы вверх она
(лестница) выглядит одинаковой ширины как внизу так и вверху. А по законам ... то что ближе кажется больше чем то что дальше.
Мини-памятники
Возле ресторана Печескаго со стороны горсада в начале августа этого
года появился сначала Киса Воробьянинов с его бессмертными: «Жё не манж
па сис жур, Господа я не ел 7 дней, подайте бывшему депутату
Государственной Думы». Через неделю рядом с ним стал Остап Сулейман
Берта Мария Бендер-бей, чтобы сказать бывшему предводителю дворянства: "Ну и произношение у вас, Киса!" А заодно и проконтролировать сбор
пожертвований на ремонт провала на вывод страны из кризиса.
1. 2. 3. 4. 5.
Впечатление такое, что эти антикризисные памятники сделаны из бронзы. А на самом деле это гипсокартон (так ведь кризис, дамы и господа!), покрытый чем-то красочным.
(Их таки да - заносят под крышу здания, как сказано: «в
случае ненастной погоды, а также вечером, чтобы предотвратить возможные
попытки охотников за металлоизделиями отбить и украсть части скульптур.»
6. 7.
По материалам (ф.4) и http://censor.net.ua/go/offer/ResourceID/132042.html - (ф.5)
На углу горсада и Дерибасовской - теперь уже дважды бывший кинотеатр "Кино-Уточкино".
8.
Это был один из старейших кинотеатров города. Название придумал сам
Сергей Уточкин, хотя принадлежал иллюзион его братьям. Кинотеатр был
открыт в октябре 1913 года. За несколько лет своего существования он
превратился в фешенебельное заведение Одессы.
После революции за
кинотеатром оставили имя Сергея Уточкина, однако в 1925 году
переименовали в "Червоний лiтун" ("Красный летчик"). За свою историю
кинотеатру еще несколько раз меняли название: в 1932 году он стал
непонятно почему называться «Красным железнодорожником», в 1941 году
город вернул ему имя Сергея Уточкина, однако спустя 15 лет он получил
имя Владимира Маяковского.
В 1998 году в ветхом кинотеатре
произошел пожар, и здание удалось восстановить лишь в 2000 году новым
владельцам. С этого момента начинается новая эпоха Кино-Уточкино. Однако весной этого года кинотеатр был закрыт, и теперь здесь мюзик-холл и ресторан "Уточкин".
9. 10. Когда
это был кинотеатр имени Маяковского, зрителей выходили после сеанса
через парадную на улице Халтурина (теперь обратно Гаванную – от слова
«гавань»). 11. 12.
13.
14.

На
ступеньках бывшего кинотеатра памятник Сергею Уточкину (1876-1916), известному спортсмену и авиатору - он был одним из первых русских
футболистов, выступавших за О.Б.А.К. (Одесский Британский Атлетический
Клуб). 15.
Леонид Утесов о Сергее Уточкине
цитата: | …знаменитый Уточкин.
Считалось, что Одесса без Уточкина – не Одесса.
Он ее гордость, ее слава...
Представьте себе человека выше среднего роста, широкоплечего, на крепких ногах. Ярко-рыжие волосы, белесые ресницы, широкий нос и резко выступающий вперед подбородок. Он могуч, этот чудо-человек. Он храбр, он умен. Таких природа создает не часто. Это не просто спортсмен. Это эталон спортсмена. Он лучший велосипедист, конькобежец, боксер, автомобилист, парашютист-летчик – один из первых в России. Как велосипедист он вне конкуренции, а что касается автомобиля – то он на машине съехал по одесской лестнице с бульвара в порт. При этом надо знать, что за автомобили были в то время. Когда на циклодроме велосипедные гонки, одесские мальчишки пристраиваются на деревянном заборе вокруг всей дорожки. На всем пути дистанции идет ор: "Рыжий, нажимай!" – Ба-ба-ба-ба-сявки! – на ходу кричит Уточкин и улыбается. Он уже далеко впереди своих конкурентов, и Одесса счастлива. Уточкин – заика. Но какой! Если он начинал кричать "Босявки!" на старте, то заканчивал слово на финише. Как ни странно, его любят и за это. Кажется, если бы он говорил нормально, это не был бы Уточкин. Как-то писатель Куприн полетел с Уточкиным на воздушном шаре. Потом оба написали свои впечатления о полете. Куприн в одной газете, Уточкин – в другой. Одесситы пальму писательского первенства отдали... Уточкину. Может быть, и это пресловутый одесский патриотизм. Но Уточкин действительно написал прекрасно. Он добрый человек и может отдать все, что у него есть, бедной женщине, обратившейся к нему за помощью. Но сам он глубоко несчастен. От него ушла жена к богачу Анатра. У него много знакомых, но почти нет друзей. Ему завидуют, и потому о нем сплетничают. Он делается летчиком, но неудачи преследуют его. Он принимает участие в беспримерном перелете Петербург – Москва, но терпит аварию. Нервы не выдерживают, и он делается наркоманом. Бросает Одессу. И как Антей погибает, оторвавшись от земли, так Уточкин, оторвавшись от Одессы, погибает в сумасшедшем доме в Петербурге. Леонид Утесов. Спасибо, сердце! |
| А памятник получился очень светлый.
Следующие две фотографии сделаны спиной к мюзик-холлу «Уточкин».
16. 17. Горсад ранним субботним утром. Гуляющего народу пока мало, можно спокойно посидеть рядом с Утесовым…
18.
19.
или на двенадцатом стуле из гарнитура мадам Петуховой.
20.
Раньше (до реконструкции горсада) недалеко от сидящего Утесова
находилась телефонная будка, где можно было послушать песни в его
исполнении. Теперь её нет, а жаль. Фото 18 и 19 с сайта Nice-Places.com.
Кстати,
в той телефонной будке можно было заказать послушать, в том числе, и
песню Богословского "Шаланды полные кефали", ту самую, знаменитую,
которую в фильме «Два бойца» пел Марк Бернес.
Шаланды, полные кефали, В Одессу Костя приводил,
И все биндюжники вставали, Когда в пивную он входил. Синеет море за бульваром,
Каштан над городом цветет, Наш Константин берет гитару И тихим голосом поет:
"Я вам не скажу за всю Одессу, Вся Одесса очень велика, Но и Молдаванка и Пересыпь
Обожают Костю-моряка". Рыбачка Соня как-то в мае, Направив к берегу баркас,
Ему сказала: "Все вас знают, А я так вижу в первый раз"... Пару лет назад в здании Нового привоза,
что стоит совсем рядом со старым, установили памятник Косте-моряку и рыбачке Соне.
Как пишут знающие люди, «бронзовые скульптурные фигуры установлены на постаменте в виде волны, выполненном по новой технологии - из
полиэфирной смолы. Благодаря этому создаётся эффект освещения постамента изнутри. Волна выносит из моря ракушку, на которой и стоят
герои, за спинами которых видно побережье Одессы». Ракушку я узрела, но где они увидели побережье Одессы - не знаю, возможно, этот мини-бассейн с денюжкой его и олицетворяет.

А вот такие Соня с Костей стоят в дворике
.

Осень. Район 1-й станции Фонтана. Скверик перед институтом.  третье фото - смотрим в сторону 2-й ст. Фонтана Пойдем в обратную сторону - к ж/д-ному вокзалу.
В этом ряду: 1 - все ещё пищевая академия, 2 - сельхозинститут (или уже
академия?), 3 - Канатная угол Семинарская, высотка слева - общежитие сельхоза.
.
Еще один скверик между Куликовым и конечной трамваев, что ходят до 16-й станции Б.Фонтана.  Попытка панорамного снимка

Куликово поле. Большая площадь-сквер к востоку от ж/д-вокзала между улицами Канатной, Пироговской, Среднефонтанской и Итальянским бульваром. Сегодня трудно поверить в то, что на заре становления Одессы одна из
самых больших площадей города представляла собой обыкновенный пустырь,
расположенный недалеко от порто-франковского рва (старая граница города
проходила по линии «порто-франко», которая полукругом охватывала город;
теперь это улицы Старопортофранковская (в сов. время – Комсомольская) и
Пантелеймоновская (Новорыбная, в сов. время – Чижикова)).
Одесса застраивалась, и вскоре на месте пустыря на окарине города
появилась площадь, предназначенная для проведения военных парадов. В то
время в России, в память о славной битве, площади многих городов
принято было именовать Куликовым полем. Одесский плац не стал
исключением.
В дни государственных праздников здесь проходили
парады, а в будни на военном плацу с утра до вечера постигали армейскую
премудрость новобранцы царской армии. В 1818 году недалеко от Куликова
поля были возведены городская таможня и тюрьма. В связи с чем площадь
рядом с железнодорожным вокзалом стала называться Тюремной (ныне –
Привокзальная).
К началу XX века Куликово поле стало
традиционным местом гуляний одесситов. Здесь давали свои представления
заезжие цирковые труппы, выставлялись на всеобщее обозрение восковые
фигуры и диковинные творения природы, достойные кунсткамеры. На площади
отмечались и массовые праздники, такие, как Новый год, Рождество,
Пасха, сопровождаемые неизменными ярмарками и разнообразными
аттракционами.
После революции, когда одесситам было совсем
не до веселья, Куликово поле вновь обрело печальную славу братской
могилы. Именно здесь в начале 1918 года нашли последний приют солдаты и
мирные граждане, отстаивавшие идеалы большевиков. На месте захоронения
жертв гражданской войны поставлен памятник.
 С тех пор Куликово
поле именовалось сначала площадью Революции, а после установления
памятника Ильичу в 1967 году – площадью Октябрьской Революции. За
восемь лет до последнего события площадь получила здание обкома партии
и к нему аллею голубых елей. В советское время здесь из года в год проходили военные парады и майско-ноябрьские демонстрации.
С начала 90-х власти Одессы приняли решение не только вернуть площади ее историческое название, но и былую славу места массовых народных
гуляний. В 2006 году по инициативе мэрии был демонтирован один из
последних символов советской эпохи – памятник Ильичу. Как оказалось,
его не уничтожили, а переместили в другое место, на задворки города – в
парк имени Ленинского Комсомола (бывший
). Сегодня Куликово поле является одной из самых вместительных площадок
под открытым небом, где постоянно проводятся концерты и фестивали, а
также муниципальные праздники, такие, как День города, Масленица и
«Юморина». До последнего времени здесь в летний период работали всевозможные аттракционы, а зимой действовал ледовый каток.
В связи с возможным участием в Евро-2012 (по требованию организации
ФИФА к условиям проведения чемпионата) весной все аттракционы с площади
убрали, а на освободившейся площади планировалось организовать фан-зону
на случай, если Одесса таки да будет принимать чемпионат.
Пересечем Куликово поле по диагонали и выйдем к Привокзальной площади.
Станем спиной к обкому разных профсоюзов. Примерно на месте лужи и стоял памятник Ленину.
Впереди виден памятник павшим в гражданской войне. Если пройти по этой аллее
дальше, то выйдем к конечной кольцевой остановке трамваев маршрутов № 17
(до 11-й станции Фонтана) и № 18 (до 16-й ст. Большого Фонтана). Маршрут
№ 16 (до 6-й станции) уже давно сняли.
Вдали виднеется здание на углу Канатной и Итальянского бульвара (в сов. время – улица Томаса).
Справа - здание в национальных жовто-блакитных кольорах (по ул.
Канатной) - это одна из первых высоток в городе; бывшее здание
облгосадминистрации, хотя и сейчас здесь остались некоторые
административные службы.
Но мы идем в другую сторону – к вокзалу и Привокзальной площади.
 Фотопамятка для прибывающих в Одессу поездом: вид с внутренней и наружной стороны.
Здание, которое мы видим, уже послевоенной постройки; до войны здание вокзала было несколько по-меньше.
 Ж/д вокзал до войны. Это здание постройки конца 19го века взорвали румыны, когда уходили из Одессы в 1944 году.
ОТ Мариеты Я как раз собиралась попросить тебя выложить старые одесские фотографии, если найдутся. Ваш город глубоко связан с историей Болгарии и
литературы. Во время рабства нашу прогрессивную молодежь тайком высылали в Одессу учиться. К примеру в Одесской в Духовной семинарии с 1840 по 1877 обучалась сотня
молодых людей, некоторые из них потом становятся выдающимися поэтами и
революционерами. Кроме того учились в Ришелевском лицее, а наш
учился во Второй гимназии в
Одессе... Иван Вазов, которого мы считаем "патриархом" болгарской
литературы, здесь начал писать первый в истории болгарский роман
"Под игом" и здесь он был издан впервые в 1880 году. Вот у меня такой
заказ - мне захотелось бы посмотреть на эти места, если они сохранились, а если нет, то может сохранились старые открытки
Ответ Христо Ботеву буквально неделю назад, 13 ноября, открыли памятник в Прохоровском сквере на Молдаванке. Улица Болгарская - это тоже Молдаванка. (Продолжение следует)
сентябрь-ноябрь, 2009 г.
Copyright © 2009-2011 Marusia
 |