графика Ольги Болговой
    Путешествуем...
apropos

«Есть два разряда путешествий.
Один - пускаться с места в даль.
Другой - сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь...»
                   (А.Твардовский)

 
Первооткрыватели

Норманны (Викинги), Эрнанд Кортес, Себастьян Кабот, Генри Гудзон,
Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Фристоф Нансен, Роберт Пири,
Роберт Скотт, Батискаф "Триест", Жак-Ив Кусто, Штурм Эвереста,
,Руаль Амундсен, Соломон Андре, Адольф Эрик Норденшельд, Джон Франклин,
Чарлз Дарвин, Абдель Тасман, Виллем Баренц, Бартоломеу Диаш,
Фернан Магеллан, Васко Нуньес Де Бальбоа, Марко Поло, Генрих Мореплаватель

 
    Путешествия,
            впечатления:


По родному краю

История Белозерского края

 

По странам и континентам
 
Я опять хочу Париж!
Венгерские впечатления
Болгария за окном
Одесская мозаика


 
Библиотека
путешествий
 
Путешествие на "КОН-ТИКИ"
Тайна острова Пасхи
 

 
На страницах «Литературные забавы»

Джейн Остин Уникальные материалы о жизни и творчестве блистательной английской писательницы XIX века



Впервые на русском языке:
Элизабет Гаскелл
«Север и Юг»
 
На нашем форуме:

 Литературная игра "Книги и персонажи"
 Коллективное оригинальное творчество
 Живопись, люди, музы, художники
 Ужасающие и удручающие экранизации


Водоворот
Водоворот
-
«1812 год. Они не знали, что встретившись, уже не смогут жить друг без друга...»


Экранизации...

экранизация романа Джейн Остин
Первые впечатления, или некоторые заметки по поводу экранизаций романа Джейн Остин "Гордость и предубеждение"

«Самый совершенный роман Джейн Остин "Гордость и предубеждение" и, как утверждают, "лучший любовный роман всех времен и народов" впервые был экранизирован в 1938 году (для телевидения) и с того времени почти ни одно десятилетие не обходилось без его новых постановок...»

экранизация романа Джейн Остин
Как снимали
«Гордость и предубеждение»

«Я знаю, что бы мне хотелось снять — «Гордость и предубеждение», и снять как живую, новую историю о реальных людях. И хотя в книге рассказывается о многом, я бы сделала акцент на двух главных темах — сексуальном влечении и деньгах, как движущих силах сюжета...»

Всем сестрам по серьгам - кинорецензия: «Гордость и предубеждение». США, 1940 г.: «То, что этот фильм черно-белый, не помешал моему восторгу от него быть розовым...»


Наташа Ростова - идеал русской женщины?

«Можете представить - мне никогда не нравилась Наташа Ростова. Она казалась мне взбалмошной, эгоистичной девчонкой, недалекой и недоброй...»

Слово в защиту ... любовного романа

«Вокруг этого жанра доброхотами от литературы создана почти нестерпимая атмосфера, благодаря чему в обывательском представлении сложилось мнение о любовном романе, как о смеси «примитивного сюжета, скудных мыслей, надуманных переживаний, слюней и плохой эротики...»


Что читали наши мамы, бабушки и прабабушки?

«Собственно любовный роман - как жанр литературы - появился совсем недавно. По крайней мере, в России.
Были детективы, фантастика, даже фэнтези и иронический детектив, но еще лет 10-15 назад не было ни такого понятия - любовный роман, ни даже намека на него...»


Cтатьи

К публикации романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» в клубе «Литературные забавы»

«Когда речь заходит о трех книгах, которые мы можем захватить с собой на необитаемый остров, две из них у меня меняются в зависимости от ситуации и настроения. Это могут быть «Робинзон Крузо» и «Двенадцать стульев», «Три мушкетера» и новеллы О'Генри, «Мастер и Маргарита» и Библия...
Третья книга остается неизменной при всех вариантах - роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение»...»

Ревность или предубеждение?

«Литература как раз то ристалище, где мужчины с чувством превосходства и собственного достоинства смотрят на затесавшихся в свои до недавнего времени плотные ряды женщин, с легким оттенком презрения величая все, что выходит из-под пера женщины, «дамской" литературой»...»

Вирджиния Вулф
Русская точка зрения

«Если уж мы часто сомневаемся, могут ли французы или американцы, у которых столько с нами общего, понимать английскую литературу, мы должны еще больше сомневаться относительно того, могут ли англичане, несмотря на весь свой энтузиазм, понимать русскую литературу…»


Джейн Остен

«...мы знаем о Джейн Остен немного из каких-то пересудов, немного из писем и, конечно, из ее книг...»

Вирджиния Вулф
«Вирджиния»

«Тонкий профиль. Волосы собраны на затылке. Задумчивость отведенного в сторону взгляда… Вирджиния Вулф – признанная английская писательница. Ее личность и по сей день вызывает интерес»

Маргарет Митчелл
Ф. Фарр "Маргарет Митчелл и ее "Унесенные ветром"

«...Однажды, в конце сентября, она взяла карандаш и сделала свою героиню Скарлетт. Это имя стало одним из самых удивительных и незабываемых в художественной литературе...»

Кэтрин Мэнсфилд
Лилит Базян "Трагический оптимизм Кэтрин Мэнсфилд"

«Ее звали Кэтлин Бичем. Она родилась 14 октября 1888 года в Веллингтоне, в Новой Зеландии. Миру она станет известной под именем Кэтрин Мэнсфилд...»


Подписаться на рассылку
"Литературные забавы"





По родному краю

Marusia

Одесская мозаика
(Продолжение)

Есть город, который я вижу во сне,
О, если б вы знали, как дорог
У Чёрного моря явившийся мне,
В цветущих акациях город...


Еще немного о "КРОТе" и о Рине Зелёной.

 

Из "Разрозненных страниц" Рины Зелёной:

Фамилия

Очень нужно записать вот что: люди часто интересуются моей фамилией. Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от такого родства не только потому, что одесский градоначальник в свое время был предметом насмешек для знаменитого клоуна А. Дурова, но просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал.

Отец рассказывал мне..., что в годы революции его вызвали куда-то, чтобы уточнить обстоятельства его деятельности как градоначальника Одессы и узнать, почему он не указывает этого факта в анкетах. Отец сообщил, что никогда не бывал в Одессе до революции, и ему не привелось быть градоначальником.

— Как вы можете это доказать?— спросили его.

— Может быть, доказательством служит то, — ответил, подумав, отец, — что одесский градоначальник Зеленый давно умер, а я чувствую себя прекрасно.
И его отпустили.

Так что фамилия у меня своя собственная. А вот имя — Рина, которое ни в ком не вызывает сомнений, оно не настоящее, оно уменьшительное и является половинкой моего полного имени Екатерина. Когда писали первую афишу, на ней мое длинное имя не поместилось, только — Рина. И почему-то это сразу оказалось коротко и удобно. И так и осталось. А маленькие дети очень часто считали и считают, что это одно целое слово: РИНАЗЕЛЕНАЯ. Так и пишут каракулями в своих письмах. И я себя тоже так рассматриваю.

 

Когда начиналась наша театральная жизнь, на афишах писали имя, отчество и фамилию. У меня получились имя и фамилия. Потом это стало модой — писать именно так. Теперь опять пишут более солидно, с отчеством.

 

Театр "Крот"

 

Одна тетка сказала мне, что здесь, в Одессе, существует группа людей, увлеченных театром, — любителей. Собственно говоря, это была не тетка, а певица. Она жила рядом с нами, играла на рояле и пела, довольно громко. Нас приютила ее родственница, и мы жили втроем: я, мама и сестра — в почти пустой комнате с голыми окнами. Но был стол, и на чем-то мы спали. В городе не было воды, возили воду из порта в бочках и продавали. Стояла необычная для юга холодная весна, как на севере.

 

Давно я стала главой семьи, хотя в этом чужом непонятном городе работы у меня не было. Здесь был голод. Помочь нам не мог никто.

Тогда, в поезде, когда мы все-таки доехали до Одессы, маме предложили приютить нас на время ехавшие вместе с нами чужие люди. Они узнали от мамы, что в Одессе нас никто не встретит. Со мной не советовались: меня вынесли из вагона в тифу, без сознания. Пока я болела, эти добрые люди помогли найти адрес отца.

 

Оказалось, отец был уже не один. Он по дороге тоже заболел тифом в Киеве, и его спасла какая-то женщина, видно, одинокая, потому что, когда он смог двигаться дальше к месту своего назначения, она, бросив все, поехала за ним. Им дали в Одессе комнату. Отец уже приступил к работе и восстанавливал вещевые склады для армии: перед уходом белые разорили и разрушили все, что не могли увезти с собой. Когда отец узнал, что мы приехали к нему, он ужаснулся: ведь совсем скоро его должны командировать дальше и дальше. Насчет Елены Степановны отец не беспокоился: ведь он ее предупредил, что у него семья.

Но мама решила все быстро и по-своему. Она сказала мне:

— Ну и прекрасно. Он уедет с Еленой Степановной, а я останусь с вами здесь.

Комнату мы к этому времени нашли. И вот мы оказались без отца и неизвестно зачем в этом городе. Ни денег, ни еды. Надо было служить, чтобы получать паек. Но как и где служить, я совсем не знала. И искать работу в такой холодище просто невозможно: плюс два в Одессе с пронизывающим ледяным ветром были холоднее, чем минус двадцать в Москве.

Неистовый ветер сбивал с ног, особенно слабых и голодных. В нашей комнате, как во всем городе, отопление не работает, и укрываться нечем. Вот мы ложимся спать. Я лезу в ледяную постель, покрываюсь простыней, кладу сверху юбку, кофточку, шарфик и поверх всего галстук, чтобы насмешить сестру и маму: они уже лежат, и им холодно. Тогда я вдруг вскакиваю голая, хватаю испанский веер (его мама не забыла взять из Москвы) и начинаю бешеную пляску, прыгая, как кошка, и обмахиваясь веером. Они хохочут, как в цирке. После этой гимнастики мне действительно становится тепло, я кладу на себя сверху еще газету и засыпаю.

 

Однако я попросила свою певицу точнее узнать, нельзя ли мне повидать кого-нибудь из этой группы любителей. И она помогла мне встретиться с ними.

Я тогда не представляла, каким будет это знакомство...

 

А весна ворвалась в город, как бешеная. Все преобразилось. На улицах расцвели каштаны. Цветы на них, оказывается, как огромные белые свечи. Солнце сияет.

Потом выяснилось, что тут есть Черное море. И есть знаменитый бульвар, и лестница, которую сегодня знает весь мир, она в картине "Броненосец "Потемкин". А я о ней не знала и нашла совершенно нечаянно, возле Дюка Ришелье. Ведь тогда никто не водил меня по городу — у меня не было ни одного знакомого человека.

И все-таки я попала к тем людям, с которыми хотела встретиться. Я пришла на красивую улицу, в красивый дом, в запущенную роскошную квартиру, которая, видно, не убиралась с семнадцатого года. Красивые, настоящие вещи, мягкая плюшевая мебель, картины были для меня как декорация в театре. До сих пор я никогда не видела таких квартир. Огромные вазы особенных форм на полу, столы и столики неизвестного мне назначения — это были предметы роскоши. Мне не приходилось раньше интересоваться ими, потому что я ничего не знала об их существовании.

 

И люди здесь были другие совсем: молодые, они были образованными, умными в разной степени, воспитанными и демократичными. Их, совсем разных, объединяла любовь к театру, к сцене. Уже давно, многие годы, у себя в домах они устраивали спектакли. Сами писали пьесы или переводили в стихах и прозе, делали костюмы, пели, танцевали для своих друзей и знакомых. Теперь они хотели показывать эти спектакли зрителям, всем желающим.

Конечно, это были первые новые люди, с которыми я встретилась в своей короткой жизни. Они думали иначе, видели иначе, чем я и все, кто меня окружал до сих пор. Со многими из них потом дружба, творческая и личная, длилась долгие годы или всю жизнь.

 

Я, со своей круглой, обритой после тифа головой, сразу подошла им, и они мне — тоже. Вот, оказывается, зачем я ехала сюда так долго: мне нужно было, значит, играть в пьесах Козьмы Пруткова, а не Ибсена, "червонную двойку в революционной колоде карт", а не "Дети Ванюшина", нужно было петь, танцевать, переодеваться каждую минуту, играя по пять ролей в один вечер. Для меня перестал существовать голод и холод. Целые дни надо было работать, чтобы менять программу каждую неделю. Репетиции, спектакли — ведь зрители платили деньги, которые делились между всеми. Пусть самые маленькие деньги, заработанные мной и сестрой на восьмушку хлеба, но деньги.

 

Сестра тоже нашла свое место в этом театрике — как балерина. В свое время в Москве мама не зря отдала ее в платную балетную школу Нелидовой. Конечно, потихоньку от отца, который определил Зинаиду учиться в Епархиальную гимназию при Скорбященском монастыре, красное кирпичное здание которого и сегодня стоит на Новослободской улице. Сестра не стала ни монахиней, ни балериной и успешно работала актрисой, долго — в "Синей блузе", а затем в "Кривом Джимми" в Москве и в Театре сатиры.

 

В 20-е годы не только в Одессе, повсюду рождались маленькие театры. Они ждут своих исследователей, и я расскажу потом о тех из них, где мне довелось работать. Эти театрики появились одновременно в Москве, Харькове, Петрограде. В них самые молодые актеры играли рядом со старыми. Они возникали и расцветали, имели успех. Потом их прихлопывали какие-то досужие рачители искусства. Защитников не находилось. Тут с Большими и Малыми театрами было не управиться.

 

В нашем театре никто никого не назначал, но как-то складывалось само собою, что у всех были свои обязанности и амплуа. Рабочим сцены, например, была Люся Гинзбург — угловатая девочка, неловкая, умная до такой степени, что сейчас она доктор филологических наук, профессор-литературовед в Ленинграде, автор многих научных трудов. Она же на занавесе, ей же за все попадает.

Душа всей технической работы театра — Н. Блюменфельд. Она костюмер, она рабочий, художник, переводчик, портниха, парикмахер, козел отпущения и машинистка. Кроме того, она жена нашего главного режиссера В. Типота и актриса на выходах.

 

Костюмерная наша помещалась вся в одном большом сундуке. Туда вообще заталкивалось все для нашего театра, приносившееся из дома не на время, а насовсем: клетчатые лоскутья, полосатые ленты, куски материи, украденные из дома, штаны, просто отдельные бархатные рукава, цилиндры, фалды от фраков, страусовые перья, ботинки на пуговицах, шали, распоротые платья, шляпы, кружева.

В каждой программе все это служило по-разному. Сегодня это был шлейф дамы, в следующей программе — плащ палача или скатерть на столе на сцене. В случае необходимости сундук пополнялся новыми "ворованными" дома вещами.

 

Первый вопрос, который Надежда Германовна Блюменфельд задавала актеру: "Вы спиной к зрителям поворачиваетесь?". Если нет, ваш костюм сзади она затягивала веревкой или куском бязи. Лицом к публике при этом вы стояли в великолепном одеянии из блестящей парчи или бархата, с бриллиантовыми застежками и короной на голове. Со сцены одетый таким образом человек уходил за кулисы, так ни разу не повернувшись спиной, и публика ничего не знала о необыкновенной изобретательности, находчивости, выдумке нашей художницы.

Мы играли царей, средневековых дам, санкюлотов, русских матрешек и французских маркиз в фижмах. Иногда костюмы делались даже целиком.

 

Наш режиссер Виктор Типот, химик по образованию, будущий автор первых советских оперетт "Свадьба в Малиновке", "Вольный ветер", "Сын клоуна" и других, был не только режиссером, но и автором, и завлитом, и худсоветом, хотя в худсовет входили также Вера Инбер, которая уже тогда была Верой Инбер, Е.А. Левинсон, А.Н. Фрумкин, будущий академик, известный всему миру химик.

Спектакли наши шли с большим успехом. Но так не хватало сатирического перца! Самые, вероятно, необходимые для театра, для нас люди, которые в это время начинались как сатирики, чьи биографии сейчас изучают и знают: Ю. Олеша, В. Катаев — уже уехали из Одессы, сначала в Харьков, а потом в Москву. Как странно, что мы тогда ничего не знали о них. Иногда появлялся у нас кто-то — молодые, случайные авторы, непрофессионалы. В программе был даже многосерийный детектив "Голубой брильянт" В. Инбер и В. Типота. Для каждой программы писалась новая серия. Появились попытки отразить современность: восставала против короля червей колода карт.

 

Театр назывался "КРОТ". Аббревиатура расшифровывается так: Конфрерия Рыцарей Острого Театра.

Как полагается "кроту", театр помещался в подвале. Шли пародии на оперетты. Потом это стало для всех маленьких театров тривиальным приемом, но тут все было в первый раз, все надо было придумывать самим. Даже балет "Красная Шапочка" был, по-моему, придуман и поставлен впервые.

 

Вера Михайловна Инбер написала для меня и для себя маленький диалог кукол. Она была французская кукла Мариетта из Прованса, а я — русская Матрешка (по моему, тогда Матрешка появилась впервые; зато потом — ой-ой-ой!). В финале В. Инбер пела:

Я Мариетта, родом из Прованса,

Люблю поэта Анатоля Франса.

 

А Матрешка, впервые заговорившая со сцены, отвечала:

А у нас есть свой поэт московский —
Владимир Владимирович Маяковский.

 

В. Инбер очень увлекалась своей театральной работой, ждала с нетерпением рецензий. В каждой программе она писала для себя очаровательную крошечную миниатюру. Действие всегда происходило в Вене. Действующие лица — она, Мици, и ее муж, толстый немец (всех немцев играл Митя Кесслер — впоследствии крупный инженер-энергетик в Москве. Он всегда играл туповатых и толстых персонажей в нашем театре).

 

Шла у нас пьеса "Ад в раю" — миниатюра в стихах В. Инбер о невыносимой обстановке, сложившейся в раю для Адама и Евы.

 

 цитата:

        Вера Инбер


«Ад в раю»


Действующие лица: Адам, Ева, Лилит, Змея, Ангел.

Сцена I
...
Лилит:
Адам… от гнева стало жарко.
Ты выпил, болен, что с тобой?
Раз навсегда: я не кухарка,
Прошу запомнить, милый мой.

Адам:
Лилит, потише… ведь неловко.

Лилит:
Тебе не совестно, медведь,
Я не кокетка, не мотовка
И не мошенница, заметь.

Адам:
Ты не кокетка? Очень грустно,
Прошу тебя, чем хочешь будь,
Но только вовремя и вкусно
Подать мне завтрак не забудь.

Лилит:
Ты, трутень, спящий без помехи,
Чем занят ты в теченье дня?
По вечерам грызешь орехи,
А по утрам грызешь меня.

Адам:
Хочу я кофе или чаю.

Лилит:
При чем же я здесь, милый друг?
Я, наконец, не понимаю,
Ведь есть же ангел для услуг.

Адам:
Так что же с ним? Какая чара,
Зачем же нынче, как всегда,
Он не поставил самовара
И не принес его сюда?
Молчишь? Ты держишь это в тайне?
(Выливает питье.)

Лилит:
Ну согласись, что ты свинья.

Адам:
Где этот ангел, отвечай мне,
Ведь ты хозяйка, а не я.

Лилит:
Я не хозяйка.

Адам:
Это верно.
С гиеной, что вон там лежит
Я бы счастливей был, наверно,
Чем с этой ведьмою Лилит.

Лилит:
Теперь довольно. Этой сценой
Вполне я насладилась. Вот.
Я ухожу. Живи с гиеной. (Ангелу.)
Идите. Барин вас зовет.
...

По материалам Литальманаха "Дерибасовская — Ришельевская" 2008 № 34
www.odessitclub.org/publications/almanac/alm_34/alm_34_230-236.pdf
www.odessitclub.org/publications/almanac/alm_34/alm_34_214-230.pdf

 

С Театрального переулка сворачиваем вправо на Екатерининскую и, пройдя квартал по улице…

  

выходим на Екатерининскую площадь.


  

Панорама площади с Екатериной II в центре (фото из "Прогулок по Одессе" отсюда).

На фото слева от памятника уходит вдаль улица Сабанеев мост (сам мост чуть дальше). Справа – выход площади на Приморский бульвар, к памятнику Дюку и к Потемкинской лестнице.

 

Флэш-панорама площади (из того же источника)
http://www.odessa360.net

 

Архитектурный ансамбль Екатерининской площади плавно перетекает в Приморский бульвар.


 

 

Если стоять спиной к Дюку (спина к спине),...




... то Екатерининская площадь начинается за этими бело-красно-черными столбиками.

Окончательно облик площади сформировался в начале ХХ-го века. Самые старые дома на ней - два здания, выходящие полуциркульными крыльями на бульвар. Построены в 1828-1831 годах по проекту архитекторов А. И. Мельникова и Ф. К. Боффо (автор Бульварной (с 1955 года Потемкинской) лестницы).


 

 

Левое (если смотреть от Дюка) полуциркульное здание – дом № 1 на площади, он же – дом № 8 по Приморскому бульвару. Это бывшая гостиница «Петербургская». К сожалению, на доме со стороны площади не осталось ни одного эркера, да и балконов поубавилось.


Во дворе дома фонтанчик, когда-то он был действующим 
   


Справа – угловой дом № 2 по площади / № 7 по бульвару – бывшее здание Присутственных мест.


 

На углу с Воронцовским переулком расположился Дворец барона Маса (дом № 4 по площади / № 10 по переулку). Он был построен в 1850-м году архитектором Ф. Моранди для Аристида Маса, главы одного из первых в городе банкирских домов.


   

Дом № 4а (желтый угловой) – построен в 1901 году тоже очень известным одесским архитектором В.М. Кабиольским в стиле полуциркульных зданий, выходящих на Приморский бульвар.


  

Дом № 6 – восхитительное здание фисташкового цвета, построенное в 1860-1870-тых годах.


   

Под крышей дома инициалы Э И Г (мэра города Эдуарда Гурвица) и Р С Т (депутата гордумы Руслана Тарпана, спонсора восстановления памятника Екатерины). Что-то вроде «Киса и Ося были здесь».

    



Дом № 8 – еще одно здание (1910 год) по проекту Кабиольского В.М., известное как доходный дом Ждановой. Рядом с домом – Сабанеев мост, мимо дома вниз – дорога к Военному спуску.

    

Во дворе - детский садик.

  



Вид на Военный спуск, и обратно - на Екатерининскую площадь.

  

Через дорогу – дом № 9, справа от которого уже по улице Сабанеев мост расположена знаменитейшая школа Столярского.


    

Дом № 7 построен в 1891 году, арх. Т.К. Шейрембрандъ. В этом доме в начале прошлого столетия размещалась редакция газеты «Современное слово», где работали тогда известные литераторы – Аркадий Аверченко. Андрей Соболь, печатались Константин Паустовский, Иван Бунин


     

Слева от него – потрясающе красивый дом (цвета фуксии), прописанный по ул.Екатерининской 1, и одним крылом выходящий на площадь.


     

Угловой дом напротив под № 5.

  

Ворота во двор оказались открытыми...


     

Ну и дом № 3 – на первом этаже уже долгие годы расположен ресторан «Валдай».

  

 

За Екатерининскую площадь мы еще поговорим, а пока начало рассказа Аркадия Аверченко (1881-1925) "Одесса"

Однажды я спросил петербуржца:

- Как вам нравится Петербург?
Он сморщил лицо в тысячу складок и обидчиво отвечал:

- Я не знаю, почему вы меня спрашиваете об этом? Кому же и когда может нравится гнилое, беспросветное болото, битком набитое болезнями и полутора миллионами чахлых идиотов? Накрахмаленная серая дрянь!

 

Потом я спрашивал у харьковца:

- Хороший ваш город?

- Какой город?

- Да Харьков!

- Да разве же это город?

- А что же это?

- Это? Эх... не хочется только сказать, что это такое, - дамы близко сидят.

 

Я так и не узнал, что хотел харьковец сказать о своем родном городе. Очевидно, он хотел повторить мысль петербуржца, сделав соответствующее изменение в эпитетах и количестве "чахлых идиотов". Спрошенный мною о Москве добродушный москвич объяснил, что ему сейчас неудобно высказывать мнение о своей родине, так как в то время был Великий пост и москвич говел.

- Впрочем, - сказал москвич, - если вам уж так хочется услышать что-нибудь об этой прокл... об этом городе - приходите ко мне на первый день Пасхи... Тогда я отведу свою душеньку!

 

В Одессе мне до сих пор не приходилось бывать. Несколько дней тому назад я подъезжал к ней на пароходе - славном симпатичном черноморском пароходе, - и, увидев вдали зеленые одесские берега, обратился к своему соседу (мы в то время стояли рядом, опершись на перила, и поплевывали в воду) за некоторыми справками.

Я рассчитывал услышать от него самое настоящее мнение об Одессе, так как вблизи дам не было и никакой пост не мог связать его уст. И, кроме того, он казался мне очень общительным человеком.

- Скажите, - обратился я к нему, - вы не одессит?

- А что? Может быть, я по ошибке надел, вместо своей, вашу шляпу?

- Нет, нет... что вы!

- Может быть, - тревожно спросил он, - я нечаянно сунул себе в карман ваш портсигар?

- При чем здесь портсигар? Я просто так спрашиваю.

- Просто так? Ну, да. Я одессит.

- Хороший город - Одесса?

- А вы никогда в ней не были?

- Еду первый раз.

- Гм... На вид вам лет тридцать. Что же вы делали эти тридцать лет, что не видели Одессы?

Не желая подробно отвечать на этот вопрос, я уклончиво спросил:

- Много в Одессе жителей?

- Сколько угодно. Два миллиона сто сорок три тысячи семнадцать человек.

- Неужели?! А жизнь дешевая?

- Жизнь? На тридцать рублей в месяц вы проживете, как Ашкенази! Нет ничего красивее одесских улиц. Одесский театр - лучший театр в России. И актеры все играют хорошие, талантливые. Пьесы все ставятся такие, что вы нигде таких не найдете. Потом Александровский парк... Увидите - ахнете.

- А, говорят, у вас еще до сих пор нет в городе электрического трамвая?

- Зато посмотрите нашу конку! Лошади такие, что пустите ее сейчас на скачки - первый приз возьмет. Кондукторы вежливые, воспитанные. Каждому пассажиру отдельный билет полагается. Очень хорошо!

- А одесские женщины красивы?

Одессит развел руками и, прищурясь, сострадательно поник головой.

- Он еще спрашивает!

- А климат хороший?

- Климат? Климат такой, что вы через неделю станете такой толстый, здоровый, как бочка!

- Что вы! - испугался я. - Да я хочу похудеть.

- Ну, хорошо. Вы будете такой худой, как палка. Сделайте одолжение! А если бы вы знали, какое у нас в Одессе пиво! А рестораны!

- Значит, я ничего не теряю, собравшись в Одессу?

Он, не задумываясь, ответил:

- Вы уже потеряли! Вы даром потеряли тридцать лет вашей жизни.

Одесситы не похожи ни на москвичей, ни на харьковцев. Мне это нравится.

 

Полный текст рассказа на сайте "Глобус Одессы"

 

...предлагаю подышать морским воздухом, посидеть на лавочке за морвокзалом с видом на море и обратно

В Одессе «бабье лето», солнышко. Прогуляемся на морвокзал. Подышим свежим воздухом, полюбуемся яхточками.
   Павильон для выхода на пирс, на котором стоит морвокзал (Приморская улица, 6), находится прямо напротив Потемкинской лестницы.

Пирс 2-х этажный. Первый служебный этаж находится примерно на уровне улицы. На нем устроены причалы с кнехтами, различные склады, конторы и т.д. Второй этаж главный, на нем находятся вход в здание морвокзала, по нему проложены подъездные дороги для легковых машин и пешеходные зоны для пассажиров и праздношатающихся, любознательных гостей города и одесситов.

2. 

Кстати по обе стороны павильона есть две (въездная и ф.3 – выездная) эстакады для легковушек с улицы Приморской.

3.

   Улица Приморская: ф.4 - в сторону Военного спуска, ф.5 – в сторону Таможенной площади.

4. 5.

Использованы материалы сайтов http://world.lib.ru/

 

Новый морской вокзал на Новом молу построили в 1966 г. Первоначальный проект предусматривал строительство пешеходного перехода к вокзалу над портовыми ж. д. путями и ул. Приморской, который должен был начинаться с предпоследней площадки Потемкинской лестницы. К счастью проект передели, так что Лестница не была обезображена. Правда из-за этого подход к вокзалу получился не очень удобный: сойдя с Лестницы, нужно по подземному переходу пересечь ул. Приморскую, а затем войти во входной павильон вокзала и подняться на уровень моста над ж.д. путями.


6. 7. 8.
9. 10. 11.

сегодняшний морвокзал

Здание сегодняшнего морвокзала начали строить в начале 60-х годов прошлого века, и закончили в 1968 г. Одесский морской вокзал долго был самым большим и современным в СССР, в его интерьерах даже снимались эпизоды фильма «Возвращение резидента».

 


  

В середине 90-х годов открылся концертно-выставочный зал. а перед зданием морвокзала воздвигли скульптуру «Золотое дитя» работы известного скульптура-эмигранта – Эрнста Неизвестного. Значительно чаще это дитя называют «Киндер-сюрпризом».


  

  

 

Сразу за железнодорожным переходом вывешена схема движения по территории морвокзала, которая поможет нам ориентироваться в нумерации причалов.


19. 

Гулять по Новому молу, на котором стоит морвокзал, будем по часовой стрелке,
начиная движение с левой стороны.

20.  21. 22. 

Здание нового морвокзала задумывалось архитекторами похожим на гигантский лайнер.
   Когда на девятнадцатом или пятнадцатом причалах швартуется океанский лайнер высотой со здание морвокзала - это грандиозное зрелище. Правда, теперь это бывает не так уж часто, да и стоят суда с интуристами в порту не больше суток.


23.  24. 

25. 

Ресторан на крыше морвокзала в летнее время года и сейчас достаточно популярен, а в советское время - был одним из культовых мест в городе.

 

Вместо снесенной еще в 1933 году старой Свято-Николаевской портовой церкви (стояла примерно в том месте, где сейчас проходят железнодорожные пути в правом нижнем углу на фото 6) в середине 90-х годов построена церковь Св.Николая в "голове" Нового мола; создана Морская арт-галерея.

 

В 2001 году между зданием Морского вокзала и церковью была построена "свечка" многоэтажной гостиницы, которая первоначально носила название международной сети отелей и звалась «Кемпински-Одесса». Однако затем владельцы торговой марки посчитали недостойным предоставить свое имя одесской гостинице, и правильно сделали.


27. 28. 29.

Вид с высоты птичьего полета и со стороны моря.


30. 31.

 

У восемнадцатого причала стоит катамаран с красивым именем "Хаджибей"

 
32. 33.

34.

У внешней стороны левого пирса семнадцатого причала - прогулочные катера, остатки некогда обширного парка "морских трамваев", которые курсировали по всему побережью одесского залива: в левую сторону - до Лузановки, в правую - до Черноморки с заходами в Ланжерон, Отраду, Дельфин, Аркадию, 10-ю и 16-ю станции Большого Фонтана.

Когда-то катера отходили от причала, который находился на месте нынешнего двадцатого.

    Спустимся вниз и прогуляемся до конца левого пирса 17-го причала, полюбуемся на яхточки.


36.  37. 

39.   40. 

41.    42. 

43.   44. 

45. 

Дошли до края левого пирса. Посмотрели на Воронцовский маяк и идем обратно.

46. 

47.  48. 

49. 

Яхты, яхточки, катерочки: моторные и парусные, с вертолетами (ф.52 – не моё) и без.

50.  51. 

52.

А вот и лавочка, да не одна… 

53. 

Старинный колокол-рында, отлитый еще в 1932 году и долгое время находившийся под водой; установлен теперь на причале одесского морвокзала.

В 1975 колокол был поднят на сушу экипажем теплохода «Академик Курчатов» и отправлен в музей, а в 1996 попал на звонницу церкви святого Николая на морвокзале. Порт долго не мог найти средства на новый колокол, но в минувшем году его все-таки отлили в Греции. А рында после долгого вояжа стал памятником.


54.  55. 

56.     57. 

58.  59. 

На последних фото хорошо виден Воронцовский маяк, расположенный на оконечности Карантинного (сейчас Рейдового) мола. Он первым встречает и последним провожает все приходящие суда в Одесский порт.


 Воронцовский маяк.

Стоящая в середине Одесского залива белоснежная башня, крутые ступени до самой воды, ночной красный огонь - всё это создает вокруг маяка своеобразный ореол романтики, надолго запоминающийся одесситам и гостям города разных поколений.


60.  61. 

С созданием одесского порта и развитием судоходства на Черном море появилась необходимость создания маяков, чтобы обеспечить безопасность судоходства.

 

http://obodesse.at.ua/publ/1-1-0-26В истории Одесского порта было несколько маяков. Самый первый маяк возвышался в районе Александровского парка (ныне парк Шевченко) и был деревянным. С приходом его в ветхое состояние на оконечности Рейдового или Карантинного мола в 1845 году был установлен новый маяк, тоже деревянный.

Поскольку активное содействие в устройстве маяка оказал генерал-губернатор Новороссии светлейший князь Михаил Семенович Воронцов, то по его фамилии и был назван маяк Воронцовским.

А в 1863 году маяк выполнили уже из чугуна и вынесли на моле далеко в море. А название у маяка уже по традиции осталось – Воронцовский.

 

62.

При маяке существовала маячная служба. Главнейшей обязанностью служащих маяка являлось обеспечение исправного освещения: маячный огонь должен был зажигаться с заходом солнца и ярко гореть до его восхода. Ночью дежурные служители, сменяя друг друга, неотлучно находились в маячном фонаре, наблюдали за тем, чтобы огонь имел установленную высоту и яркость, снимали нагар с фитилей, следили за действием вращательных механизмов проблескового огня.

В 1910 году на маяке был установлен ревун, который издавал звуки с помощью нагнетаемого паровой машиной воздуха.

На долю этого маяка и его служителей выпало множество испытаний.

Проход к маяку из-за низкой высоты Карантинного мола во время штормов был затруднен, так как волны перекатывали через мол. За всю историю маяка были смыты волнами и погибли два работника. http://obodesse.at.ua/publ/1-1-0-26 В 1926 году шторм выбил в молу 10-метровый пролом. На маяке остался один служитель, его вахта растянулась на шесть суток. Спасательный катер не посылали - шторм пустил бы его ко дну. Почти обезумевшего от голода и одиночества служителя забрали с башни на седьмой день. Однако все это время маяк работал бесперебойно.

Фото № 63 - маяк в 20-е годы, хорошо видны следы промоины мола.

63.

Чугунную башню взорвали в 1941 году, при осаде города.
Современный вид маяк приобрел в 1953 году.

64.   65.   66.

Фото 65 и 66 - ракурс с моря, 64 - от яхт-клуба (на заднем плане - окраина поселка Котовского, а перед ним - Крыжановка - когда-то село, а теперь дачный поселок в черте города).

 

По материалам http://obodesse.at.ua/
http://lighthouse.org.ua/
http://news2000.org.ua/


Поднимемся на верхний ярус мола. Там тоже есть, где посидеть и что посмотреть. 

 

Перед тыльной стеной Свято-Николаевской церкви, между двумя стеклянными пирамидами устроена небольшая экспозиция на морскую тему.

Приятный женский голос из динамика безостановочно рассказывает интересные истории о старинных и современных якорях и русской пушке (похожая выставлена в музее порта).

С древнейших времен изображение двурогого якоря является символом надежды.

Древние греки называли железный якорь словом «анкура», происходящим от корня «анк», что по-русски означает «крюк», «кривой», «изогнутый».



67.   68. 

69.    70. 

1735 г. Пушка была извлечена при реконструкции складских помещений Одесского порта в 2007 году. Это одна из четырех пушек шестой артиллерийской батареи, принимавшей участие в обороне Одессы в период войны с англо-французскими войсками в 1854 году.


19-летнему прапорщику Александру Щеголеву, командовавшему батареей, было присвоено внеочередное звание штабс-капитана, пожалован Георгиевский крест. В дальнейшем сделал карьеру, дослужившись до звания генерал-лейтенанта.

 

На стенах церкви висят несколько мемориальных досок, напоминающих о трагедиях на море.
Одна из них (ф. 72), на тыльной стене напоминает о гибели 30 августа 1986 года парохода «Адмирал Нахимов», входившего в состав судов ЧМП и отошедшего от 16-го причала морвокзала в свой последний рейс 29 августа.

Справа на боковой стене висит доска (ф. 73), напоминающая о моряках китобойной флотилии «Слава», погибших в водах Антарктики.


71.  72.  73. 

Продолжим наш путь по часовой стрелке и будем заканчивать прогулку по пирсу морвокзала справа (если стоять спиной к Потемкинской лестнице), со стороны Новой гавани.

74.

Здесь в 2002 году установили памятник жене моряка, встречающей (провожающей) своего моряка.


75.  76. 
77.  78-9. 

Вот и всё. Прощаемся с морем и морвокзалом.
Можем бросить в море монетку. Чтобы еще раз сюда вернуться. 

Идем к Потемкинской лестнице
80. 

В Одессе за последнее десятилетие появилось много мини-памятников. Их часто открывают ко дню рождения города (2 сентября) или к 1 апреля.
Только в Горсаду стоит памятник 12-му стулу, сидит на лавочке Утесов, Киса Воробьянинов и Остап Бендер встречают посетителей ресторана Печескаго, а рядом на ступеньках кинотеатра запускает бумажный самолётик Уточкин.

Возле дома Папудова, рядом с Соборкой - памятник Вере Холодной, на Думской площади - памятник апельсину, в торговом центре "Новый Привоз" флиртует рыбачка Соня с Костей-моряком. Один из последних - памятник Давиду Гоцману с голубями.

А еще целая галлерея мини-памятников во дворике Литературного музея (персонажи Зеленого фургона, Жванецкий со своим портфелем, герой анекдотов Рабинович, джинсовый Дюк... ).

 

По Потемкинской лестнице потемкинская лестница еще поднимемся...  
("...сколько в ней ступенек? ...192 ступеньки. Изначально было 200 ступеней, но когда строили порт, то 8 ступеней засыпали.  “Потёмкинская лестница” так же считается одним из чудес света, ну может быть ни света так архитектуры точно. Вы спросите почему, а вам отвечу. Стоя с верху, возле Дюка, видны одни пролёты между ступенями, а стоя внизу видны одни ступени. Но и это ещё не всё. Смотря снизу лестницы вверх она (лестница) выглядит одинаковой ширины как внизу так и вверху. А по законам ... то что ближе кажется больше чем то что дальше. http://www.netvestnik.com

 


Мини-памятники Горсада


Возле ресторана Печескаго со стороны горсада в начале августа этого года появился сначала Киса Воробьянинов с его бессмертными: «Жё не манж па сис жур, Господа я не ел 7 дней, подайте бывшему депутату Государственной Думы». Через неделю рядом с ним стал Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей, чтобы сказать бывшему предводителю дворянства: "Ну и произношение у вас, Киса!" А заодно и проконтролировать сбор пожертвований на ремонт провала на вывод страны из кризиса.



1. 2.

3.Киса Воробьянинов,  Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей   4. Киса Воробьянинов

5. Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей


Впечатление такое, что эти антикризисные памятники сделаны из бронзы.  А на самом деле это гипсокартон (так ведь кризис, дамы и господа!), покрытый чем-то красочным.
 

(Их таки да - заносят под крышу здания, как сказано: «в случае ненастной погоды, а также вечером, чтобы предотвратить возможные попытки охотников за металлоизделиями отбить и украсть части скульптур.» 



6. 7.

По материалам http://kp.ua/daily/110809/190307/ (ф.4)
и http://censor.net.ua/go/offer/ResourceID/132042.html - (ф.5)

На углу горсада и Дерибасовской - теперь уже дважды бывший кинотеатр "Кино-Уточкино".


8.
Это был один из старейших кинотеатров города. Название придумал сам Сергей Уточкин, хотя принадлежал иллюзион его братьям. Кинотеатр был открыт в октябре 1913 года. За несколько лет своего существования он превратился в фешенебельное заведение Одессы.

После революции за кинотеатром оставили имя Сергея Уточкина, однако в 1925 году переименовали в "Червоний лiтун" ("Красный летчик"). За свою историю кинотеатру еще несколько раз меняли название: в 1932 году он стал непонятно почему называться «Красным железнодорожником», в 1941 году город вернул ему имя Сергея Уточкина, однако спустя 15 лет он получил имя Владимира Маяковского.

В 1998 году в ветхом кинотеатре произошел пожар, и здание удалось восстановить лишь в 2000 году новым владельцам. С этого момента начинается новая эпоха Кино-Уточкино.
Однако весной этого года кинотеатр был закрыт, и теперь здесь мюзик-холл и ресторан "Уточкин".

 


9. 10.

 

Когда это был кинотеатр имени Маяковского, зрителей выходили после сеанса через парадную на улице Халтурина (теперь обратно Гаванную – от слова «гавань»).


11. 12.

13. 14.

 

На ступеньках бывшего кинотеатра памятник Сергею Уточкину (1876-1916), известному спортсмену и авиатору - он был одним из первых русских футболистов, выступавших за О.Б.А.К. (Одесский Британский Атлетический Клуб).
15.

 

 

 

 

 

 

 

Леонид Утесов о Сергее Уточкине

 цитата:

…знаменитый Уточкин.

Считалось, что Одесса без Уточкина – не Одесса.

Он ее гордость, ее слава...

Представьте себе человека выше среднего роста, широкоплечего, на крепких
ногах. Ярко-рыжие волосы, белесые ресницы, широкий нос и резко выступающий
вперед подбородок. Он могуч, этот чудо-человек. Он храбр, он умен. Таких
природа создает не часто. Это не просто спортсмен. Это эталон спортсмена.
Он лучший велосипедист, конькобежец, боксер, автомобилист,
парашютист-летчик – один из первых в России. Как велосипедист он вне
конкуренции, а что касается автомобиля – то он на машине съехал по
одесской лестнице с бульвара в порт. При этом надо знать, что за автомобили
были в то время.

Когда на циклодроме велосипедные гонки, одесские мальчишки
пристраиваются на деревянном заборе вокруг всей дорожки. На всем пути
дистанции идет ор: "Рыжий, нажимай!"
– Ба-ба-ба-ба-сявки! – на ходу кричит Уточкин и улыбается. Он уже
далеко впереди своих конкурентов, и Одесса счастлива.

Уточкин – заика. Но какой! Если он начинал кричать "Босявки!" на
старте, то заканчивал слово на финише. Как ни странно, его любят и за это.
Кажется, если бы он говорил нормально, это не был бы Уточкин.

Как-то писатель Куприн полетел с Уточкиным на воздушном шаре. Потом оба
написали свои впечатления о полете. Куприн в одной газете, Уточкин – в
другой. Одесситы пальму писательского первенства отдали... Уточкину. Может
быть, и это пресловутый одесский патриотизм. Но Уточкин действительно
написал прекрасно.

Он добрый человек и может отдать все, что у него есть, бедной женщине,
обратившейся к нему за помощью. Но сам он глубоко несчастен. От него ушла
жена к богачу Анатра. У него много знакомых, но почти нет друзей. Ему
завидуют, и потому о нем сплетничают. Он делается летчиком, но неудачи
преследуют его. Он принимает участие в беспримерном перелете Петербург –
Москва, но терпит аварию. Нервы не выдерживают, и он делается наркоманом.
Бросает Одессу. И как Антей погибает, оторвавшись от земли, так Уточкин,
оторвавшись от Одессы, погибает в сумасшедшем доме в Петербурге.

Леонид Утесов. Спасибо, сердце! http://lib.ru/MEMUARY/UTESOW/serdce.txt

А памятник получился очень светлый.

Следующие две фотографии сделаны спиной к мюзик-холлу «Уточкин».


16. 17.


Горсад ранним субботним утром. Гуляющего народу пока мало, можно спокойно посидеть рядом с Утесовым…

   18.    19.

или на двенадцатом стуле из гарнитура мадам Петуховой.

20.

Раньше (до реконструкции горсада) недалеко от сидящего Утесова находилась телефонная будка, где можно было послушать песни в его исполнении. Теперь её нет, а жаль.

Фото 18 и 19 с сайта Nice-Places.com.

 

Кстати, в той телефонной будке можно было заказать послушать, в том числе, и песню Богословского "Шаланды полные кефали", ту самую, знаменитую, которую в фильме «Два бойца» пел Марк Бернес.


Шаланды, полные кефали,

В Одессу Костя приводил,

И все биндюжники вставали,

Когда в пивную он входил.

Синеет море за бульваром,

Каштан над городом цветет,

Наш Константин берет гитару

И тихим голосом поет:

"Я вам не скажу за всю Одессу,

Вся Одесса очень велика,

Но и Молдаванка и Пересыпь

Обожают Костю-моряка".

Рыбачка Соня как-то в мае,

Направив к берегу баркас,

Ему сказала: "Все вас знают,

А я так вижу в первый раз"...

 

Пару лет назад в здании Нового привоза, что стоит совсем рядом со старым, установили памятник Косте-моряку и рыбачке Соне.


   вид сверху

Как пишут знающие люди, «бронзовые скульптурные фигуры установлены на постаменте в виде волны, выполненном по новой технологии - из полиэфирной смолы. Благодаря этому создаётся эффект освещения постамента изнутри. Волна выносит из моря ракушку, на которой и стоят герои, за спинами которых видно побережье Одессы».

Ракушку я узрела, но где они увидели побережье Одессы - не знаю, возможно, этот мини-бассейн с денюжкой его и олицетворяет.


  

А вот такие Соня с Костей стоят в дворике Литературного музея.
  

Осень.
Район 1-й станции Фонтана. Скверик перед институтом.

  


третье фото - смотрим в сторону 2-й ст. Фонтана

Пойдем в обратную сторону - к ж/д-ному вокзалу.
  


В этом ряду: 1 - все ещё пищевая академия, 2 - сельхозинститут (или уже академия?), 3 - Канатная угол Семинарская, высотка слева - общежитие сельхоза.

 

Куликово поле.


Еще один скверик между Куликовым и конечной трамваев, что ходят до 16-й станции Б.Фонтана.


  

  
Попытка панорамного снимка  

  
 

Куликово поле.

 

Большая площадь-сквер к востоку от ж/д-вокзала между улицами Канатной, Пироговской, Среднефонтанской и Итальянским бульваром.

Сегодня трудно поверить в то, что на заре становления Одессы одна из самых больших площадей города представляла собой обыкновенный пустырь, расположенный недалеко от порто-франковского рва (старая граница города проходила по линии «порто-франко», которая полукругом охватывала город; теперь это улицы Старопортофранковская (в сов. время – Комсомольская) и Пантелеймоновская (Новорыбная, в сов. время – Чижикова)).
  

Одесса застраивалась, и вскоре на месте пустыря на окарине города появилась площадь, предназначенная для проведения военных парадов. В то время в России, в память о славной битве, площади многих городов принято было именовать Куликовым полем. Одесский плац не стал исключением.

В дни государственных праздников здесь проходили парады, а в будни на военном плацу с утра до вечера постигали армейскую премудрость новобранцы царской армии. В 1818 году недалеко от Куликова поля были возведены городская таможня и тюрьма. В связи с чем площадь рядом с железнодорожным вокзалом стала называться Тюремной (ныне – Привокзальная).

К началу XX века Куликово поле стало традиционным местом гуляний одесситов. Здесь давали свои представления заезжие цирковые труппы, выставлялись на всеобщее обозрение восковые фигуры и диковинные творения природы, достойные кунсткамеры. На площади отмечались и массовые праздники, такие, как Новый год, Рождество, Пасха, сопровождаемые неизменными ярмарками и разнообразными аттракционами.

После революции, когда одесситам было совсем не до веселья, Куликово поле вновь обрело печальную славу братской могилы. Именно здесь в начале 1918 года нашли последний приют солдаты и мирные граждане, отстаивавшие идеалы большевиков. На месте захоронения жертв гражданской войны поставлен памятник.
С тех пор Куликово поле именовалось сначала площадью Революции, а после установления памятника Ильичу в 1967 году – площадью Октябрьской Революции. За восемь лет до последнего события площадь получила здание обкома партии и к нему аллею голубых елей.
 

В советское время здесь из года в год проходили военные парады и майско-ноябрьские демонстрации.

 

С начала 90-х власти Одессы приняли решение не только вернуть площади ее историческое название, но и былую славу места массовых народных гуляний.
В 2006 году по инициативе мэрии был демонтирован один из последних символов советской эпохи – памятник Ильичу. Как оказалось, его не уничтожили, а переместили в другое место, на задворки города – в парк имени Ленинского Комсомола (бывший сад Савицкого на Дальних Мельницах).

Сегодня Куликово поле является одной из самых вместительных площадок под открытым небом, где постоянно проводятся концерты и фестивали, а также муниципальные праздники, такие, как День города, Масленица и «Юморина».

До последнего времени здесь в летний период работали всевозможные аттракционы, а зимой действовал ледовый каток.
В связи с возможным участием в Евро-2012 (по требованию организации ФИФА к условиям проведения чемпионата) весной все аттракционы с площади убрали, а на освободившейся площади планировалось организовать фан-зону на случай, если Одесса таки да будет принимать чемпионат.

Пересечем Куликово поле по диагонали и выйдем к Привокзальной площади.


  

Станем спиной к обкому разных профсоюзов. Примерно на месте лужи и стоял памятник Ленину.


  

Впереди виден памятник павшим в гражданской войне. Если пройти по этой аллее дальше, то выйдем к конечной кольцевой остановке трамваев маршрутов № 17 (до 11-й станции Фонтана) и № 18 (до 16-й ст. Большого Фонтана). Маршрут № 16 (до 6-й станции) уже давно сняли.

Вдали виднеется здание на углу Канатной и Итальянского бульвара (в сов. время – улица Томаса).
Справа - здание в национальных жовто-блакитных кольорах (по ул. Канатной) - это одна из первых высоток в городе; бывшее здание облгосадминистрации, хотя и сейчас здесь остались некоторые административные службы.

 

Но мы идем в другую сторону – к вокзалу и Привокзальной площади.


  



Фотопамятка для прибывающих в Одессу поездом:
вид с внутренней и наружной стороны.

Здание, которое мы видим, уже послевоенной постройки; до войны здание вокзала было несколько по-меньше.


  

Ж/д вокзал до войны. Это здание постройки конца 19го века взорвали румыны, когда уходили из Одессы в 1944 году.

  

 

ОТ Мариеты

Я как раз собиралась попросить тебя выложить старые одесские фотографии, если найдутся. Ваш город глубоко связан с историей Болгарии и литературы. Во время рабства нашу прогрессивную молодежь тайком высылали в Одессу учиться.
К примеру в Одесской в Духовной семинарии с 1840 по 1877 обучалась сотня молодых людей, некоторые из них потом становятся выдающимися поэтами и революционерами. Кроме того учились в Ришелевском лицее, а наш поэт Христо Ботев учился во Второй гимназии в Одессе... Иван Вазов, которого мы считаем "патриархом" болгарской литературы, здесь начал писать первый в истории болгарский роман "Под игом" и здесь он был издан впервые в 1880 году. Вот у меня такой заказ - мне захотелось бы посмотреть на эти места, если они сохранились, а если нет, то может сохранились старые открытки

Ответ

Христо Ботеву буквально неделю назад, 13 ноября, открыли памятник в Прохоровском сквере на Молдаванке. Улица Болгарская - это тоже Молдаванка.
 


(Продолжение следует)

сентябрь-ноябрь, 2009 г.

Copyright © 2009-2011 Marusia

Обсудить на форуме

В начало страницы

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов сайта  без письменного согласия авторов. Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста.


Copyright © 2004  apropospage.ru


            Rambler's Top100