Архив форумов

Об Эстонии - древней и не очень...

Обсуждение Об Эстонии - древней и не очень...
(Ведет bobby ... 25.06.09 - ...) часть 1


Сообщение
 
bobby     Отправлено: 25.06.09  Заголовок:  Об Эстонии - древней и не очень...


На территории Эстонии сменилась не одна историческая эпоха, овеянная легендами и оставившая после себя множество памятников старины. Я сама мало где была, но, побывав в интересном или красивом месте, хотела бы поделиться впечатлением ну и, по мере сил, вкратце о нем рассказать.


В Эстонии очень много старинных замков, но, должна признаться, побывала я очень мало где. На днях некоторым образом компенсировала это упущение, побывав на одной из старейших мыз Кальви с одноименным замком. Место красивейшее – прекрасный парк, замок с видом на море.

  Об Эстонии 
Поскольку путешествие было индивидуальным, никакой информации ни об истории мызы, ни о ее бывших владельцах, разумеется, получить было не у кого.
Поэтому первым делом, приехав домой, я влезла в Интернет, поскольку самой было очень интересно побольше об этом узнать.
Первое, что бросилось в глаза – весьма противоречивая информация. Вроде как первое упоминание об этих землях отылает нас к концу 12 века, однако первое официальное упоминание относится к 1485 году. Сразу скажу, что в настоящее время от старого замка остались одни развалины, которые я не видела, поскольку не знала об их существовании. А так бы прогулялась в их поисках.
Так вот то немногое, что удалось узнать.
Тогдашние владельцы ( имеется в виду в 15 в.) фон Лодэ выстроили один из самых больших вассальных замков в Эстонии. Возведенный в 15 веке, замок был очень большой – примерно на 30 метров вытянутый в длину, в форме трапеции . Вход в замок ( ворота) был в оседлой, западной стороне, двухэтажные постройки сконцентрированы вокруг маленького 10х15м внутреннего дворика. Возможно, что мыза существовала уже в 13-14 в.в., также как и то, что замок построили в 15 в. вокруг более старых и маленьких построек. Восточное и южное крыло замка были широкие, северное и западное сравнительно узкие. Стены замка в развалинах до сих пор.
 
Западная сторона с воротами средневекового замка Кальви Северная сторона средневекового замка

Эстонское название мызы произошло от имени владельца в 16 в. Кальфа (Kalff). В 18 в. владельцами мызы Кальви (нем. назв. Pöddes) стал дворянский род фон Эссенов, которые в 1770 г. построили на месте восточного крыла замка представительное двухэтажное здание в стиле раннего классицизма. Для этого снесли большую часть средневековых стен восточного крыла.
Позднее владельцем мызы стал фон Штакельберг.
В начале 20 века старое здание сгорело, после чего тогдашний владелец Николай фон Штакельберг решил заложить новое здание в сотне метров севернее, ближе к краю глинта.
Примерно в 1913 году было готово новое представительное здание в стиле историцизма (эклектики). Архитектором здания считается Владислав Карпович Wladislaw Karpowicz. В двухэтажном массивном здании есть влияние как неоготического, этакого английского ответвления стиля тюдоров, так и югендское влияние.
Ступенчатый фронтон и угловые башни с зубчатым парапетом – это влияние замковой архитектуры.
Самобытна наружная отделка здания: сделанное преимущественно из кирпичей и плитняка, снаружи оно покрыто тонкими, с неровным рисунком гранитными пластинами, сложенными как мозаика. Это создает впечатление, будто здание построено из массивных гранитных блоков. Частично использованы имитирующие гранит цементные плиты.



С конца 19-го и начала 20-го в.в. берет начало большинство сохранившихся до сегодняшних дней соседних построек. Большинство хозяйственных построек расположено вблизи старого главного здания – конюшни и амбары на восточной стороне, коровник и хлев на западной.
Одна из самых красивых построек – кузница.

  
фото из источника ( развалины замка тоже)

Мыза оставалась во владении Штакельбергов и после отчуждения земель вплоть до 1940 года. После 2-й мировой войны там располагались санаторий и профилакторий. В 1990-х годах мыза Кальви перешла в частное владение. Главное здание отреставрировали и отреновировали в основном в 2000-2001 годах, и затем там были открыты отель и ресторан.
источник

Вот, собственно, и вся скудная информация об этом очень красивом месте. Приложу для полноты картины еще немного фотографий парка, который также был отреставрирован, и фонтанов.


 
Вдоль фонтанов расположены скамейки, скульптуры и цветы - очень красиво.


Это аллея фонтанов, если ее можно так назвать, с видом на море.

В парке внимание привлекают две скульптуры - маленькие, похоже что из бронзы. Пыталась найти названия - ничего не нашла. С пахарем все понятно, а вот второй - то ли каменщик, то ли скульптор? Было имя автора - но его я не запомнила.

 


Ну и напоследок еще раз фонтан перед фасадом.

Монастырь св. Биргитты в Пирита

фото с youtube 

вход в монастырь

северная сторона церкви

южная сторона

Развалины его – один из уникальнейших памятников Средневековой архитектуры, сохранившийся до наших дней. Буквально 100м от оживленной трассы – и ты попадаешь в совершенно другое место: тишина и древние стены несут в себе какое-то торжественное спокойствие.
Монастырь назван в честь святой Биргитты – самой знаменитой шведки Средневековья, основательницы ордена Святейшего Спасителя.
По преданию, Биргитте являлись видения и среди множества видений, ее посещавших, было повеление Христа создать новый монашеский орден, где жили бы монахи и монахини.
Согласие от папской курии на создание ордена Биргитта получила в 1370 году, не дожив до окончательного его утверждения в 1378 году пяти лет.

Монастыри смешанного типа... Вот что пишет об этом явлении в своей книге «Старый Таллинн: четыре времени города (ганзейское, шведское, остзейское, русское)» Й. Кац:
«Значительно меньше известно о таком феномене средневекового общества, как монастыри смешанного типа, объединявшие в своих стенах представителей обоих полов – явление, на первый взгляд, противоречащее самой идее бегства от мирской жизни. Но первый взгляд – не всегда объективный. Отбросив распространенные стереотипы и приглядевшись внимательнее, мы обнаружим, что противоречия между стремлением покинуть грешный мир и существованием подобных монастырей нет.
Жизнь в обители можно рассматривать как одну из активных форм монашеского подвижничества. Жить бок о бок с представителями противоположного пола, но не воспринимать их в качестве таковых – не дополнительное ли это испытание воли? Ежедневное подчинение воле аббатисы – а едва ли не все двойные монастыри возглавлялись женщинами, что для «мужского» Средневековья выглядело почти вызовом – это ли не лишний повод смирить гордыню? Стоит упомянуть, что уставы смешанных монастырей отличались особой строгостью. Например, живущим в одной обители мужчинам и женщинам было разрешено общаться между собой в самых крайних случаях – да и то прибегая к своеобразному языку жестов, прообразу нынешнего языка глухонемых.»



В центре на фото видно огромную церковь зального типа, разделяющую часть, где жили монахини (справа) и монахи (слева). На картинке также видно, что женская часть была намного больше мужской, там были все хозяйственные помещения, кухня, погреб, комната для посетителей и т. д., а на мужской стороне, кроме колодца я ничего не обнаружила  (ну, кельи монахов и обеденный зал, само собой разумеется).

Церковь просто огромная, алтарь находился на восточной ее стороне.

 
Сразу за восточной стеной церкви располагалась ризница и буквально чуть спустившись вниз, оказываешься на берегу реки.

 

Сейчас это, видимо, старое русло реки Пирита, в примерно 200-300-х метрах отсюда впадающем в основное. А в средние века река, может быть, протекала именно здесь. Расположение монастыря на берегу реки повлияло на то, что главный алтарь был установлен в восточной части церкви, а портал для прихожан – в западной, хотя в соответствии с правилами ордена должно было быть наоборот.

Монастырь св. Биргитты был единственной смешанной обителью средневековой Ливонии.
Не позже 1400 года идея основания обители биргиттинов (так называли членов ордена) появилась у трех ревельских бюргеров Хинриха Хускера, Герлаха Крузе и Хинриха Свальбардта. У путешественника Адама Олеария они упомянуты как Гунс Свальберт, Грелах Крузе и Гунс Куперт. Только в 1407 году началось строительство и только в 1436 году ревельский епископ Генрих II освятил новую обитель.

  
 

Смешанные монастыри были не только у католиков, но и у православных. В 13-14 в.в. такие обители не были редкостью. Один из них - Покровский Хотьков монастырь.

Уже в 787 году на II Никейском соборе была осуждена практика таких монастырей. Но, тем не менее они еще благополучно существовали в течение восьми веков. И прекратили свое существование и в католицизме, и в православии почти одновременно - конец 15 - середина 16 в.в.

След, оставленный биргиттинами в истории формирования облика Таллинна не заметить нельзя. Именно отсюда пошел один из самых популярных архитектурных мотивов Старого города – украшенный многочисленными ложными нишами треугольный фронтон, венчающий и храмы, и дома бюргеров, и светские здания.
Вот он, лучше всего сохранившийся западный фронтон церкви.

  

А на данной фотографии слева северная стена церкви

Руины продольного здания пиритской монастырской церкви.

В ней, ближе к восточной стене, видны ниши, полагаю, исповедальные. Хотя в одном из источников говорится, что балкон для монахинь располагался как раз над этими нишами, там же говорится, что на южной стороне также был вход на балкон для монахинь. И это больше похоже на истину, так как именно на южной стороне ведет лесенка на второй этаж, только, кажется, на балкон, выходящий наружу  – не знаю. Подниматься я не стала, потому что ступеньки сломанные... Так что это только мои предположения.
А исповедовались они, может быть, с обеих сторон, так как крестовый ход, в котором находилась исповедующаяся монахиня был как с одной, северной, так и с южной стороны.
В нише священник через щель в плите выслушивал исповедь монахини, находящейся в крестовом ходе.

 
крестовый ход лесенка наверх Башенка, которой заканчивается южная стена
Башенка, которой заканчивается южная стена. Там винтовая лестница, а наверху сейчас сделана смотровая площадка. Вход на лестницу закрыт - у смотрителя, вроде, можно попросить ключик, да я не стала. Может, вход на балкон был с этой лестницы - через какой-нибудь проход? Все-таки интересно, как они туда попадали.
Монастырь возведен из плитняка, так как, согласно уставу ордена их монастыри предписывалось возводить только из природного, а не рукотворного камня.
Как и многие монастыри, он овеян множеством легенд и преданий, но рассказывать о них - надо создавать отдельную тему. 

После начавшейся Ливонской войны со стороны магистрата в 1560-е годы выдвигались идеи о сносе монастырских строений из тех соображений, что огромное каменное здание могло послужить опорным пунктом для осаждающих город московитов.
Идеологическое и религиозное право на существование монастырей было подорвано в 20- 30-е годы XVI столетия церковной Реформацией. Их упадок продолжился и в годы Ливонской войны.

Срок существования монастыря в Пирита был недолог – всего неполный 171 год. Вспыхнувший в 1564 году пожар послужил первым признаком его заката. Одиннадцать лет спустя войска Ивана Грозного разграбили обитель, а в феврале 1577 года разрушили ее окончательно.
В опустевших строениях продолжала теплиться жизнь – по некоторым свидетельствам, чуть ли не до начала Северной войны. А в конце XVIII в. покинутая всеми обитель превратилась в бесплатную каменоломню для местных крестьян и владельцев соседней мызы.
А колодцем, выкопанным некогда обитателями монастыря, владельцы выстроенной неподалеку от руин усадьбы пользовались еще и в середине 70-х годов XX века.

Вот этот колодец. Признаться, когда я набрела на него, (не зная точно что это, хотя можно было догадаться), мне представились узники, сидевшие там в заключении – больно уж мрачный вид у него, особенно с этой решеткой.

Краткость биографии монастыря с лихвой компенсируется его прижизненной известностью и последующей славой. О нем писали хронист Бальтазар Руссов и путешественник Адам Олеарий, он был воспет немецким драматургом Аугустом фон Коцебу и эстонским писателем Эдуардом Борнхэ, запечатлен в известных кинофильмах.

В 2001 году по соседству с руинами был построен новый монастырь сестер – биргиттинок.

  

А в средневековых развалинах в наши дни проводятся концерты и фестивали, ежегодно 15 августа отмечается День монастыря.

источники
Йосеф Кац "Старый Таллинн: четыре времени города (ганзейское, шведское, остзейское, русское)"

http://www.catholic.ru/

здесь можно почитать о Биргитте Шведской.

Pirita klooster - Merivälja tee 18, TALLINN
Eesti ja Virumaa: Мыза и парк Кальви (andrejjemeljanov.blogspot.com)
Эстонская Республика - страна Эстония (triptoestonia.com)

Наступает лето, и есть повод вернуться в эту темку... Хотя вернуться и так можно, но зимой и осенью в в сырость и мороз путешествовать и прогуливаться по замкам и паркам, да и просто так не очень хочется... 

Замок Глена

 

Расскажу немного о замке Глена, даже больше не столько о замке, сколько о необычном и неординарном человеке, чье имя он носит - бароне Николае фон Глене.
Имя барона неразрывно связано с историей развития Нымме (один из районов Таллинна), для которого он много сделал, а еще больше пытался сделать. В общем-то его можно считать основателем этого района.
Николай фон Глен, сын помещика Петера фон Глена, внук основателя первого таллиннского музея, аптекаря Иоханна VIII Бурхарда родился 16 июня 1841 года и большую часть своей жизни посвятил воплощению мечты о собственном городе.
Фон Глен слыл чудаком и имя его еще при жизни обросло легендами и преданиями.
Выкупив неперспективный с точки зрения земледельца кусок земли, где преобладали пески, на которых превосходно росли хвойные деревья, от стал инициатором создания в Нымме первых дачных участков. Глен даже сам помогал застройщикам с материалами и с проектами для будущих дач. Окончив тартуский университет по специальности "экономика", он питал слабость к архитектуре, которую специально изучал в Германии.

Так мало-помалу из дачного пригорода Нымме стал превращаться в поселок. У Глена же была мечта превратить Нымме в город. Одержимый своей идеей, барон начал претворять свои мечты в жизнь.

Далее буду приводить выдержки из замечательной книги Йосефа Каца "Старый Таллинн: четыре времени города (ганзейское, шведское, остзейское, русское)", где в увлекательной форме описываются явления таллиннской повседневности, произошедших в разные исторические эпохи.

" [...] Глен решил спланировать отдельные кварталы для буржуазии и рабочих. Последним не нужно было бы трястись до Таллинна в переполненном вагоне: на территории Нымме барон заложил несколько фабрик - мыловаренную, канатную, колбасную, мебельные мастерские и литейную. К рабочим Глен относился с той симпатией, которая возможна между дворянином и вчерашним хуторянином. Обеспокоенный тем, что простой люд ютится в неприспособленных к зимним холодам дачах, он взялся за составление "идеального" проекта для домов рабочих. Результат получился не особенно впечатляющим - одноэтажное полуторакомнатное строение два на три метра. Зато Глен приспособил для этого немудреного жилища двухъярусную кровать. Родители внизу, сверху дети [...]"
Тем не менее, "рабочие в "идеальные" дома не стремились. Основанные фабрики терпели банкротство [...] Литейную, в конце концов, отдали под проповеди и богослужения баптистам - сам Николай и его семейство принадлежали именно к этой ветви протестантизма". (Й. Кац - Старый Таллинн: четыре времени города)

Справляться с управлением поселком становилось все тяжелее - единоличное правление барона в Нымме закончилось в 1908 году: местные жители решили взять власть в свои руки и организовали "Общество благоустройства Нымме", в котором Глену было отведено место председателя.

Здесь, в Нымме и был в 1886 году возведен замок по проекту самого барона.

  

"Бесспорно, что на формирование мировоззрения молодого барона повлияли германские впечатления. Это становится очевидно, если сравнить жилище, которое Николай фон Глен выстроил для своей семьи, с теми замками, которые возводил в шестидесятые годы XIX века Людвиг II, полубезумный король Баварии [...]
Но эстетическими воззрениями схожесть и ограничивается. В отличие от баварского монарха Николай фон Глен был человеком действия и предпочитал все делать собственными руками. Замок на мустамяэском холме выстроен по проекту самого хозяина, и прежде чем семейство торжественно въехало в него 1 октября 1886 года, барон целыми днями пропадал на стройке.
Окружающий замок парк - тоже работа Глена: страсть к садоводству он унаследовал от отца, да и старший брат был служащим ботанического сада в Петербурге". (Й. Кац - Старый Таллинн: четыре времени города)

"Заслуживает уважения и то усердие, с которым Глен бился над возведением самой колоритной достопримечательности своей усадьбы - гигантской статуи Калевипоэга". (Калевипоэг - герой эстонского народного эпоса - b.). Фигура легендарного богатыря из битого булыжника и бетона никак не желала стоять, и эксперименты продолжались добрых шесть лет. Только в 1908 году скульптор-самоучка догадался вручить Калевипоэгу массивную палицу: она стала третьей точкой опоры и обеспечила долгожданное равновесие. Правда, наградой за все старания стало лишь обидное прозвище скульптуры - в народе ее окрестили "чертом Глена" потому, что неискушенный в эстонском эпосе барон снабдил своего Калевипоэга парой... рожек, позаимствованных из немецкой "Песни о Нибелунгах", да вмонтировал в глазницы восьмиметрового великана электрические лампочки!" (Й. Кац - Старый Таллинн: четыре времени города)

На снимках восстановленная скульптура.

  

   https://estoniia.ru/

Вот еще одна скульптура Глена, которая изображала дракона, подкрадывающегося к богатырю, а получила в народе название "крокодила".

Между двумя скульптурами наблюдается нечто вроде широкой канавы.



Из кочующей с одного сайта на другой единственной статьи, посвященной замку Глена, вычитала, что предполагалось, что через парк должна была протекать искусственно созданная река или канал, начинающаяся в болоте Пяэскюла и срывающаяся вниз с обрыва водопадом. Увы, вся вода впиталась в песочную почву, и эта канава, видимо, и есть остатки пересохшего русла.

Еще одно строение барона - "смотровая башня".

  

Из той же статьи узнаем, что по замыслу она должна была быть достаточно высокой, чтобы с нее был виден финский берег. Но фундамент оказался слишком хилый, и башня осталась построенной лишь наполовину.
Сейчас в ней располагается обсерватория.

 
Прямо напротив замка можно увидеть развалины "пальмового дома". По тому что осталось, видно, сколь причудлива была архитектура этого сооружения.

    

" Оранжереей или теплицей в традиционном смысле этого слова пальменхауз не назовешь. Скорее он являлся своеобразной скульптурой из стекла и камня, рассматривать которую следовало не снаружи, а изнутри. Посетитель "пальмового дома" словно оказывался перенесенным в сказочное царство, в доисторический лес или пещеру сновидений. Каменные колонны извивались и выгибались вслед стволам пальм и рододендронов, преломленный разноцветными стеклами солнечный свет усиливал ощущение ирреальности. Позднейшие исследователи проводили параллель между пальмовым домом и творениями испанца Антонио Гауди. Связь с архитектурными феериями мастера югендстиля ощутима и поныне. И это при том, что никаких архитектурных связей между Таллинном и Барселоной в первые десятилетия XX века не существовало - загадка, да и только".(Й. Кац - Старый Таллинн: четыре времени города)

   

Спустившись в этот "пальмовый домик", я поразилась схожести сводов и колонн тем же элементам в парке Гауди в Барселоне. Как жаль, что это строение не сохранилось до наших дней.

"Грянула Первая мировая война, и в стране восторжествовали антигерманские настроения. В 1915 году саперы взорвали Калевипоэга: армейское командование полагало, что великан с электрическим блеском в глазах - отличный ориентир для германских аэропланов. Пострадала и возведенная в 1910 году смотровая вышка, "башня Глена", установленная на вершине башни подзорная труба угрожала шпионажем за таллиннским рейдом.
В 1917 году добрались и до замка: вначале арестовали владельца и его сына, а потом принялись искать тайные подземные ходы или винные подвалы. Не найдя ни того, ни другого, барона освободили. Когда город был сдан кайзеровским войскам, Глен предпочел перебраться в более спокойные места: то ли в конце 1918, то ли в начале 1919 года барон навсегда покинул свой город. Родные последовали за ним: семья направилась в Баварию, где жила немецкая ветвь таллиннских Гленов, и Николай решил обосноваться у родственников. но неутомимая натура Николая фон Глена не могла найти себе покоя в баварских Альпах. В 1923 году он предпринимает авантюру абсолютно в своем духе: вместе с сыном Манфредом он покидает Европу и отправляется в Бразилию. Южноамериканский континент поставил в биографии барона точку: он скончался, упав с лошади. " Старому Глену" было 82 года. Вскоре оборвалась и жизнь сына.
[...] Оставшись без присмотра, обрушилась часть пальменхауза, опустевший замок стал растаскиваться на строительные материалы". (Й. Кац - Старый Таллинн: четыре времени города)

Городские права поселок Нымме получил в 1926 году, а утратил летом 1940 года.

Замок был восстановлен в 1969-76 гг. как Дом художественной самодеятельности Таллинского политехнического института студентами этого же института. С 1977 года там располагался клуб института, а ныне культурный центр Таллинского технического университета. С 1996 года охраняется государством.

Тишина, прекрасный воздух, замечательный хвойный лес - это одно из излюбленных мест отдыха горожан. А в зимнее время ( при условии снега, разумеется) незаменимо для лыжников. Рядом, кстати, находится трамплин и лыжная спортивная школа.
Калевипоэг был также полностью реконструирован в годы "поющей революции."

   

Возле замка с холма весь вид закрыт зеленью, а чуть подальше с этого же холма открывается панорама на Таллинн. На последней фотографии вдали можно разглядеть шпили церквей Старого города.

И в завершение еще любопытные факты. Множество сцен из любимого многими фильма "Собака Баскервилей" снималось в Эстонии, а также в самом Таллинне и его окрестностях. Так замок Глена был одним из Баскервиль-Холлов. Это в тех фрагментах, когда девица, похищенная Хьюго Баскервиллем, спускалась из окна.



Я знала, что в некоторых эпизодах снимали в Таллинне, но не предполагала, что так много.
По этой ссылке можно еще ознакомиться со многими местами, снятыми в этом фильме.


источники
Йосеф Кац "Старый Таллинн: четыре времени города (ганзейское, шведское, остзейское, русское)"

http://www.baltkurort.ru/

Замок Глена Таллин: адрес, как добраться, фото, история замка (estoniia.ru)

В этой статье можно прочитать еще несколько интересных фактов из жизни Николая фон Глена.

ЗАМОК ГЛЕНА - мечта романтического рыцаря

   Кадриорг

22 июля старейший таллиннский парк Кадриорг (Kadriorg - в переводе с эст. "Долина Екатерины", изначально - Екатериненталь) отметил свое 292-летие.
Царь Петр I посвятил этот дворцово-парковый ансамбль своей супруге Екатерине I, и назван он был так в ее честь.



А начиналось все с летней мызы ревельского бюргера Германа фон Дрентельна. Построенная предположительно в XVII в., она была приобретена Петром в один из его визитов в Ревель в 1714 году. Небольшое строение отремонтировали и расширили, получив в результате прихожую, кухню и четыре комнаты. Маленькая резиденция использовалась царем вплоть до его смерти 8 февраля 1725 года. Последующие правители, конечно же, в этой скромной резиденции не останавливались и, никем не используемое, строение начало разрушаться. Дом разрушился бы окончательно, если бы не Александр I, который, посетив Ревель в 1804 году, распорядился привести его в порядок. Здание, которое мы видим сегодня, относится к 1804-1806г.г., с последующими небольшими переделками.

 

Начиная с 1941 года здание находится в ведении Таллиннского городского музея. В 2004 году строение основательно реновировали. Сейчас это филиал Таллиннского Городского музея. Экспозиция его богата подлинными предметами быта петровской эпохи и художественными произведениями того времени.

  
 

Здесь ссылка на официальный сайт музея, где, кликнув по galerii, можно увидеть часть экспозиции.

Эту петровскую резиденцию начали называть "домик Петра" примерно через сто лет после приобретения его Петром и называют так по сей день. А при жизни Петра и в дальнейшем в течение XVIII века маленькую резиденцию называли "старым дворцом".
Пока в начале XX века между холмом Ласнамяги и Кадриоргским дворцом не возвели здание нынешней резиденции президента, домик Петра можно было увидеть из царских покоев.

Официальной датой рождения дворцово-паркового комплекса Кадриорг считается 22 июля 1718 года.
21 июля царь в сопровождении недавно поступившего на придворную службу итальянского архитектора Никколо Микетти прибыл в свой дом в Кадриорге, и уже на следующий день они определили место для нового дворца и парка.

  

"Журнал, или поденная записка Государя Императора Петра Великого" сообщает, что 22 июля 1718 года самодержец, " будучи в Ревеле, изволил быть на загородном дворе и близ того же двора размеривали фундамент, где быть палатам и огороду..."
Неожиданное "огород" привлекает внимание современного читателя в первую очередь: слишком не вяжется оно с образом загородной царской резиденции. Но мнимое "просторечие" не должно смущать: слово "парк" закрепится в русском языке позднее [...]
Не исключено, что будущий Кадриорг назван эти термином не случайно: перед нами не описка, а характеристика петровского замысла. Документы свидетельствуют: плодовые деревья - прежде всего вишни, но и яблони, сливы, груши, а летом даже апельсины в кадках - росли в первоначальном Екатеринентале чуть поодаль дубов и лип [...]
В подборе деревьев для "огорода" также отражается личность Петра: человека, искренне влюбленного в западную культуру, но никогда не отрекавшегося от своих национальных корней. Конечно, "смешивание" в одном саду декоративных и плодовых деревьев показалось бы варварством голландскому или французскому садовнику. Но в допетровской Руси подобная комбинация была в порядке вещей. Отдавая приказ посадить по соседству с завезенными из Нидерландов каштанами знакомые с детства, проведенного в подмосковном селе Преображенском, крыжовник и смородину, Петр, вероятно, преследовал отнюдь не гастрономические цели: такое сочетание могло напомнить ему родину, не слишком далекую от Ливонии географически и климатически, но столь непохожую на нее." (Й.Кац - Старый Таллинн: четыре времени города)

apropos пишет:

 цитата:
Ну, гастрономические тоже мог преследовать,

Вполне. Практические цели были, наверное, тоже не на последнем месте, если этот дворец предполагался в качестве летней царской резиденции. Привела этот отрывок, потому что показалось интересным такое смешение в парке фруктовых и декоративных пород.
А внимание царя ко всем "мелочам" действительно поразительно.
Кстати, уже в 1716 году генерал-губернатор Эстляндии А. Меншиков получил царский приказ подобрать в окрестностях Ревеля и Нарвы деревья, подходящие для создания нового парка.

..
О личности архитектора Никколо Микетти (1675 - 1759 г.г.) известно немного. Представитель эпохи барокко, ученик известного итальянского мастера Карло Фонтана, работал в Риме, где был папским архитектором. Был рекомендован Петру бывшим царским денщиком Ю. Кологривовым. Строительными работами в Кадриорге руководил его помощник Гаэтано Кьявери. В 1720 году в Ревель по настоянию Микетти был направлен М. Земцов, его ученик и помощник, который возглавил строительство по проектам и указаниям Микетти. Он и довел строительство этого ансамбля до конца. А архитектор Микетти в 1723 году покинул Россию.
В июле 1724 года, во время последнего визита Петра I в Ревель, большая часть внутренних помещений главного здания была ещё в лесах. Основное строительство было завершено уже после смерти императора в 1727 году.

Одна из легенд гласит, что на одной из торцевых стен дворца русский царь сам уложил три кирпича, остающихся неоштукатуренными по сей день.

"Дворцовый комплекс состоит из главного здания и двух небольших боковых павильонов (караульных помещений), соединенных с ним открытыми террасами. Дворец построен на естественном откосе, поэтому фасад, обращенный к разбитому на верхней террасе парку, имеет два этажа, а противоположный, обращенный к нижнему парку, - трехэтажный.
Первый этаж выходящего в нижний парк фасада отделен от двух верхних этажей карнизом и является как бы цоколем, поэтому и отделка его весьма сдержанна. Над дверьми главного входа расположен балкон, опирающийся на четыре колонны, Он был сооружен позже. Два верхних этажа объединены пилястрами с ионическими капителями. высокие окна второго этажа отделаны широкими наличниками. Ось симметрии здания подчеркнута более высоким и развитым обрамлением балконной двери, расположенной в центре второго этажа. Над ней находится крупное овальное окно.



Противоположный двухэтажный фасад, обращенный к верхнему парку, имел небольшой парадный дворик, который образовывался двумя сильно выступающими боковыми ризалитами. К сожалению, в 1933-1934 г.г., когда дворец служил резиденцией президента Эстонской республики, на месте дворика был построен одноэтажный банкетный зал. Его автор архитектор А. Владовский в отделке зала старательно повторил декоративные детали дворца, но этот новострой исказил первоначальную ясную структуру фасада". (Д. Брунс -" Таллинн: история градостроения, рассказанная главным архитектором")

  

Галина пишет:

 цитата:
А сейчас сохранили в парке этот замысел Петра?

В том виде как он был изначально, парк, конечно, не сохранился. Однако я читала, что в проекте восстановление первоначального облика Петровского парка в стиле барокко, в том числе и фруктового и каштанового садов, с которых Кадриорг и начинался. 
Как знать, может, к 300- летнему юбилею мы увидим Кадриорг во всей его первоначальной красе.

"Анфилада парадных комнат занимает второй этаж. Самым красивым помещением дворца является его главный так называемый Белый зал, расположенный в центральной части здания. Если отделка фасадов дворца достаточно сдержанна для декоративного стиля барокко, то зал поражает изящной роскошью. Особенно богато отделан потолок с центральным расписным плафоном. В середине боковых стен зала расположены два выступающих камина с богатым мраморным обрамлением. Над каминами - два декоративных картуша с инициалами Петра I и Екатерины I.
По удивительной цельности интерьера, тонкости отделки и художественному мастерству скульптурного декора Белому залу Кадриоргского дворца нет равных среди архитектурных памятников барокко в Эстонии." (Д. Брунс -" Таллинн: история градостроения, рассказанная главным архитектором")

    

фото отсюда

В 1991 году в связи с ухудшением состояния здания начались реставрационные работы, длившиеся 9 лет, вплоть до 2000 года.
В настоящее время во дворце располагается экспозиция Музея Зарубежного Искусства - один из филиалов Эстонского Художественного музея. В музее восемнадцать залов, в которых размещено около трехсот полотен, не считая скульптур и предметов прикладного искусства. Всего в коллекции более 1027 полотен западно-европейской и русской живописи XVI-XX веков, 6000 графических листов и тысячи предметов скульптуры, малой пластики, произведений прикладного искусства, мебели, фарфора, стекла и пр.
Во дворце также проходят выставки, театральные выступления, приемы, читаются лекции.
Я бывала там на концертах - их камерность и обстановка дворца создают особую атмосферу, все невероятно красиво и впечатляюще.

И еще немного о парках. Нижний, обращенный к городу, парк являлся официальным парадным парком дворца, а верхний, гораздо меньше по размеру, внутренним дворцовым парком. Оба парка были разбиты во французском регулярном стиле. На аллеях парка было установлено множество статуй, били фонтаны, стояли беседки, были спроектированы каналы. После смерти Петра все статуи и оборудование для фонтанов были перевезены в Петергоф.
Регулярный стиль парка перестали поддерживать, он разросся и стал, скорее, пейзажным.
Правители менялись, и на протяжении долгой истории парк и дворец то предавались забвению, то о них вспоминали, и начинали приводить в порядок. Парк неоднократно подвергался различным переделкам.

Лебединый пруд в нижнем парке.

  

    

    

    Цветники вокруг пруда и памятник Ф. Р. Крейцвальду - эстонскому писателю, фольклористу, основателю национальной литературы.

 

  

Морская аллея, ведущая от парадного входа дворца прямо к морю, заканчивается знаменитым памятником "Русалка", установленному в память затонувшему броненосцу "Русалка".



В 2002 году был восстановлен практически из небытия Цветочный сад с партерными цветниками, фонтанами и пирамидальными туями. Он является совершенной копией первоначального, созданного в XVIII- веке лучшим русским садовником своего времени Ильей Сурминым.

 

Была восстановлена Миражеская стена и водный каскад, который украсила реконструкция скульптуры Нептуна. А вдоль стены фонтанчики в виде маскаронов - масок, из которых стекают в чаши струи воды.

 

Несмотря ни на что, прекрасный дворцово-парковый комплекс сохранен и является одним из излюбленных мест отдыха и культурного досуга горожан и гостей города.

  

Ссылки:

http://www.russianculture.ru/
http://www.moles.ee/
http://rus.postimees.ee

Замок Глена, Таллин - Tripadvisor

Верхний, или Цветочный сад — kadriorupark.ee/ru

Д. Брунс -"Таллинн: история градостроения, рассказанная главным архитектором"

Хелга

bobby

Великолепные парк и дворец! Давным-давно была в Кадриорге, но бегом, к сожалению.
Подумалось, все-таки неспешность течения жизни наших предков позволяла им скрупулезно и тонко украшать землю архитектурными сооружениями, которые всегда будут радовать глаз и вызывать душевное волнение.
А что останется от нашего времени?

Wega


bobby

Спасибо тебе: очень интересно изложено и про замок, и, конечно же, про неуёмного
Глена.
Какой же интересный человек он был: сам себе ставил непосильные с виду задачи и цели, а потом пытался их осуществить!
Очень интересен материал для строительства и скульптуры, а этот "Чёрт Глена" показался совсем не страшным, а уморительным. Особенно с "клюкой", которая обеспечила ему устойчивость...
Кстати, где же брался камень, если в округе сплошь песок? И вообще, все постройки из необработанного и мало обработанного камня у меня сразу создают впечатление вековой давности, хотя и камень не в состоянии противостоять времени и людям.
Представляю, какой роскошный парк теперь там, где ваял, жил и трудился уникальный Глен!

gvozdika01


Ого, какая тема!
Читала восторженные комментарии о красивыx местаx Эстонии и даже неловко, немного даже стыдно стало о своем отношении к родине... Никогда не считала свою страну особо красивой, туристической, всегда задавала себе вопрос, чего в ней находят туристы, что им здесь так нравится... Ведь есть места намного красивее, как например незабываемый Рим, Италия, красивейшая Норвегия со своими горами, красотами...
Хотя и посещала здесь много мест в Эстонии, как замок в Сааремаа, Пальмсе мыйза, развалины в Вильянди, крепость в Нарве, монастырь Биргитты, Тойла ит.д., но не считала все эти места потрясающими... После Европы они какие-то непримечательные, что ли...

bobby

Фалль


Фалль. Замок. Гравюра. 1850-е

 

Есть место не очень далеко от Таллинна, очень красивое и с богатой историей, славу которому принес век 19-й, а век 20 не оставил от былого и следа, что и наблюдается пока по сей день.
То, что я нашла о нем в источниках в Интернете, подчас несколько противоречит друг другу, так что, кое-что сопоставив, немного об этом месте расскажу. Была я там в последний раз осенью, потом все надеялась съездить, найти старые руины, доснимать, так и не доехала. Так что осенние фото как раз из последних будут.

В своих воспоминаниях родившийся в 1860 году в Фалле князь Сергей Волконский, правнук А. Х. Бенкендорфа, писал: “Фалль, дивный Фалль под Ревелем на берегу моря. Под знаком Фалля прошел расцвет моей души, и на всю жизнь ”Фалль”, звук этого имени, остался символом всего прекрасного, чистого... Он живит меня бодрящей лаской морского воздуха, смолистым запахом соснового бора, бурливой в глубоких берегах рекой... О, этот дом, в котором пахнет деревянной резьбой, сухими и живыми цветами! Приветливая готика, уютная нарядность, дивный вид с террасы, из каждого окна. И все: воздух, свет, запахи, портреты, книги, тишина и говор - все укутано немолчным шумом водопада..."

Замок Фалль или Шлосс-Фалль (нем.Schloß Fall)... В переводе с немецкого fall - падение, случай (“вассерфалль” - водопад).
Первое упоминание об этом месте относится к середине XIII века, а как имение оно возникло в XVII веке, когда им владело семейство Нинкирхен. Затем оно перешло к Врангелям, а позже - к Бергам. Но истинную славу Фаллю принес граф Александр Христофорович Бенкендорф, купивший его в 1827 году у Йакова-Георга фон Берга.

Имение не было родовым, однако граф всеми силами старался создать здесь «родовое гнездо», поручив архитектору возвести в имении некую «театрализованную усадебную среду», отражающую историю рода владельца и жизни его собственной семьи.

Этот замок явился первым творением архитектора Штакеншнейдера, построенным по заказу А.Х. Бенкендорфа, знаменитого шефа жандармерии, начальника III отделения, занимавшегося в России политическим сыском.
Вопреки сложившемуся стереотипу, можно сказать, что этот человек, известный многим в основном как гонитель свободолюбивого гения Пушкина и участник подавления восстания декабристов, был личностью многогранной и интересной. К тому же Бенкендорф был любящим и заботливым отцом. У него было три дочери, одна из которых, Мария Александровна, вышла замуж, словно по иронии судьбы, за Г. П. Волконского – родственника известного декабриста.

Как начнешь копаться в истории, увязаешь все глубже, но перегружать свой рассказ подробностями семейных и родственных связей Бенкендорфов - Волконских мне бы не хотелось. Вот есть интересная ссылка, где довольно подробно рассказывается о потомках Бенкендорфа.

Итак, архитектор воплотил идею с большим мастерством и вкусом. Легкая романтичная неоготика пришла на смену строгому классицизму, как напоминание о возвышенных рыцарских идеалах – о благородстве, самоотверженной любви, семейных ценностях. И внешний вид, и внутреннее убранство фалльского замка навевали мысли о надежном и крепком оплоте для семьи.
Следует отметить также, что А. Х. Бенкендорф был близким и преданным другом Николая I, разделял его симпатии и пытался во многом подражать. А за образец своего усадебного дома он выбрал Петергофский Коттедж. Но, в отличие от последнего, дом Бенкендорфа более напоминал средневековый замок, так как пейзажный фон усадьбы «Фалль» составляли скалистый балтийский берег, сосновый лес, россыпи гранитных валунов.

 
Фрикке Л.Х. Вид на мызе "Фалль"

Особую прелесть представляла река Кегель (эст. Keila - Кейла), протекающая посередине имения и образующая в одном месте отвесный пятиметровый во всю ширину реки водопад. Напротив него, на холме, специально укрепленном каменными блоками, и был возведен архитектором А. И. Штакеншнейдером дом-замок в неоготическом стиле.


Härrastemaja ja park 1830. a-il T. Gehlhaar, akvarell
(Господский дом и парк. Литография, раскрашенная акварелью. 1830 год)




apropos пишет:

 цитата:
И, как я понимаю, там сейчас мало чего осталось от самого дома.

Увы, да. Но место дивное, умели же раньше выбирать, где строить свои замки и основывать поместья.

Продолжу немного.

Асимметрия, отсутствие тяжелых внутренних опор, стрельчатое обрамление окон, открытые по всему периметру дома галереи, украшенные металлическими конструкциями, причудливые чугунные навесы над дверями – все эти художественные элементы готики были использованы в строительстве дома.



Главным украшением здания была восьмиугольная башня с зубчатым парапетом наверху.



Башню, в свою очередь, украшал флаг с родовым гербом Бенкендорфов: на голубом с золотом поле три красные розы и девиз Perseverance («настойчивость», «упорство»).

Интерьер был выдержан в заданном архитектором стиле: готические залы, ниши, колонны, витражи; важное место занимали фамильные ценности и семейные реликвии.
Фасадную сторону окаймляла большая терраса, закрытая от непогоды стеклом и чугунными решетками. На широком крыльце уютно расположились беломраморные львы и вазоны с цветами.


Keila-Joa mõisa terrass.
Arhitekt Stackenschneideri sulejoonis, 1832. Riiklik Ermitaazh, Peterburi

(Терраса на мызе Кейла-Йоа - эстонское название поместья и парка Фалль, в переводе Keila -Joa - водопад Кейла, рис. пером Штакеншнейдера, 1832, Государственный эрмитаж, Петербург)

Замок был выстроен из местного белого камня, выкрашен розовою краской с серыми полосами по краям, с боков главного фасада разместились щиты с гербами, над входом висел полутораметровый термометр. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. В центре главной большой клумбы была поставлена статуя Венеры работы А. Кановы.

Интересная статья об имении, автор которой пытался воспроизвести интерьер и быт замка и имения, использовав множество материалов, в том числе воспоминания современников.

Хозяйственные службы располагались неподалеку от дома. Печать романтизма лежала на всех постройках усадьбы – украшенной изящной гребенчатой башенкой в неоготическом стиле кухне

   кухня

рядом с водопадом, мельнице и пивоварне в духе крестьянских хижин, кузнице в виде живописной руины, сооруженной в 350 м южнее главного здания у берега реки.

кузница погреб

Парк был открыт для всякого любопытствующего, во время отсутствия хозяев можно было осмотреть и замок.

  

От проезжей дороги в сердце имения вела дорога длиной 400 м, прямо к центральному входу главного здания. Связующие дороги окаймляли конюшни и амбары с внутренними дворами.

В имении также была сооружена оранжерея

  

и домик для гостей с замысловатой композицией фронтона.


Леди, спасибо что читаете!

мариета пишет:

 цитата:
интригуют посреди белого дня, но ночью ...

Ночью, пожалуй, жутковато...
Marusia пишет:

 цитата:
Хозяйственным постройкам с реставрацией повезло больше, чем самому замку?

Только бывшей кухне (как раз то сооружение с башенкой). Я даже не знаю, что там сейчас: оно находится на частной территории, и так просто к нему не подойти. Все остальное - если не в развалинах, то близко к этому.

juliaodi, домика для гостей на фото нет, только оранжерея (я, наверно, несколько запутанно разместила фото и текст), но я нашла его в архиве на официальном сайте. Когда я там была и снимала, не знала еще, что есть что.

Вот несколько фоток из архива с официального сайта Шлосс-Фалль.

 

  судя по фронтону, наверное, это домик для гостей

http://www.schlossfall.com

Здесь достаточно старых фотографий, из которых можно судить, что еще в первой половине XX века здания и сооружения были в порядке.



Любопытна история его встречи с будущей женой - молодой вдовой Елизаветой Андреевной Бибиковой, урожденной Донец-Захаржевской, в которую он влюбился, если можно так выразиться, с первого взгляда. Женщина была красоты необыкновенной. Романтик, значит, был...

Продолжу немного.

С приобретением Бенкендорфом в 1837 году мызы Meremõis (Меремыйз - Морская мыза) и мызы Кэзаль, расположенных по соседству, было основано майоратное владение.
Здание Meremõis на тот момент было достроено наполовину и его так и оставили, предоставив природе и времени превратить его в романтические развалины. Эта мыза была основана в 16 в. Первый владелец - Ханс Вартман. Последний владелец у которого Бенкендорф купил эту мызу Karl von Ükskull ( в др. источниках Koskull)
До этих развалин я не дошла, снимки сделать не удалось. В следующий раз непременно их найду. Вот нашла что-то в дебрях инета, полагаю, как раз кусочек этих живописных руин.



И еще немного о лесопарке - оставшейся красоте имения. Он был основан на другой стороне реки, через которую был перекинут чугунный мост, и простирался вплоть до морского берега. Площадь его составляла двенадцать квадратных километров.

  

  


Особый тон задавала суровая прибалтийская природа – нависшие скалы, бурливая река, виднеющееся вдали море и, конечно же, водопад, обрывающийся вниз с пятиметрового известнякового утеса.
Водопад - поистине украшение этого парка и я не удержусь и запощу здесь его в разные времена года, поскольку он так изменчив: когда бы ни посетил это место, всегда хочется запечатлеть - такой он все время разный.





  
старое русло

 
водопад чуть ниже по течению, метров через 100

Несколько видовых точек открывали чудную панораму на всю усадьбу, на необыкновенную природу, доставляли наслаждение взору и праздник душе. Многочисленные гости, разнообразные праздники, концерты - все это делалось для удовольствия, веселья и радости.
Усадьбу Бенкендорфа дважды посещал император, самолично посадивший в парке деревья, представители известных аристократических фамилий, писатели, художники, музыканты.
Английская художница Элизабет Ригби написала портреты четы Бенкендорф и их дочери Марии Александровны с мужем Г. П. Волконским и рассказала о поместье в своих воспоминаниях.

  А. Х. Бенкендорф с супругой Елизаветой Андреевной
Мария и Григорий Волконские


Граф А. Х. Бенкендорф умер 23 сентября 1844 г. на корабле неподалеку от Ревеля, возвращаясь с лечения из-за границы.
«Граф Бенкендорф умер в полной памяти, - записал в своем дневнике М. А. Корф. – Перед кончиной он завещал сопровождавшему его племяннику своему флигель-адъютанту графу Бенкендорфу испросить прощение у жены своей во всех нанесенных ей огорчениях и просит ее, в знак примирения и прощения, снять с его руки кольцо и носить на себе, что и было впоследствии исполнено.
Весь гардероб свой он завещал камердинеру, но когда граф умер, то бессовестный отпустил для прикрытия его тела одну только разорванную простыню, в которой покойный и пролежал не только на пароходе, но и целые почти сутки в Ревельской Домкирхе, пока прибыла из Фалля вдова. Первую ночь, до ее прибытия, оставались при теле, лежавшем в этом рубище, всего два жандармских солдата, и вся церковь освещена была двумя сальными свечами! Это мне рассказывали очевидцы. Последний обряд происходил в Оранжерее, потому что в Фалль есть русская церковь, но нет лютеранской. Пастору передана была воля Государя упомянуть в проповеди, каким роковым считает он для себя нынешний год, соединением в нем потери дочери и друга! Покойный погребен в Фалль на избранном и назначенным еще им самим при жизни месте".

После смерти Александра Христофоровича имение унаследовала его средняя дочь Мария Александровна Волконская. До 1919 г. усадьба находилась в собственности князей Волконских. В доме все сохранялось на своих местах, свято береглось, даже мебель не переставлялась – все как бы застыло, превратившись в память. Вместе с тем жить здесь было по-прежнему радостно и, по воспоминаниям С. М. Волконского, необыкновенно весело и легко. Не одно поколение Волконских родилось здесь, не одна история семьи взяла отсюда свое начало - это было уже настоящее родовое гнездо, создать которое для своих потомков так старался А. Х. Бенкендорф.

После отчуждения в 1919 году комплекс в 1920-1930-х годах принадлежал министерству иностранных дел Эстонской Республики. После Второй Мировой войны туда переехала военная часть, выехавшая оттуда лишь в начале 1990-х. Частично комплекс был перестроен и подвергся опустошению.

Живописный водопад вместе с прекрасным парком стали любимым местом загородных поездок и прогулок.
Вместо чугунного мостика над рекой перекинут сейчас висячий мост, сейчас сплошь увешанный замками - свадебная традиция.
Увы, от замка к водопаду напрямую не спуститься, так как их разделяет участок частной территории. Нужно идти в обход - хорошо что недалеко. 

Если бы существующее положение продлилось еще какое-то время, похоже, восстановить эти стены уже не удалось бы и остались бы они уже далеко не романтическим дополнением к романтическим развалинам Меремыйз, оставленным когда-то в парке Бенкендорфом.
Но надежда, что этому памятнику архитектуры не дадут кануть в небытие, все-таки появилась - после нескольких аукционов, закончившихся ничем, у замка наконец-то появился владелец.

А пока... Гуляя по этому дивному месту, можно было только представлять, какая дивная красота была здесь в то время, когда Фалль был наполнен жизнью.


Памятник Христофору Ивановичу и Анне-Юлиане Бенкендорф

Источники и ссылки:

Читать:  «Застывшая беззаботность»: Имение А.Х. Бенкендорфа «Фалль» под Ревелем

Фалль, дивный Фалль…

http://www.mois.ee

История Кейла-Йоа (часть 3)

История Кейла-Йоа (часть 2) (3 части - о всех периодах Кейла-Йоа - от мызы к замку, о владельцах и гостях "Фалля")

Хелга


bobby

Спасибо за фотографии и рассказ! Не знаю, что больше впечатлило - здания, пусть и в таком состоянии, или природа. Северная природа так хороша!
Поневоле вспоминаются замки, поместья и церкви Англии. там тоже не всегда хватает средств на содержание и восстановление, но находят какие-то пути. Хотя, там ведь и не разрушали после 16-го века столь глобально.

Luiza


bobby,
Большое спасибо! Узнала много нового. И очень понравилась природа. Вообще очень люблю северные страны, наверно, потому, что сама живу на юге. 
Еще раз спасибо!

Wega  


bobby

Как всегда, твой рассказ невероятно интересный и снабжён чУдными фотографиями, но, конечно,
есть и вопросы.
Очень понравилась восьмиугольная башня, а главное - колонны, поддерживающие балкон
тоже восьмиугольной формы. Не видела таких.
По поводу руин, согласна, что прелести комплексу они не добавляют. На всеобщем благостном фоне
остаётся ощущение, что они дожидаются капремонта.

bobby пишет:

 цитата:
вот несколько фоток из архива с официального сайта Шлосс-Фалль.

Вопрос: здание на первом снимке было построено при Бенкендорфе и каким было его
назначение?
(Похоже на санаторий из советских времён.)
Архитектура его мне показалась необычной - и готика, и не готика.
Или я ошибаюсь?
Удивил портрет Бенкендорфа: не думала, что он был такой симпатичный: мне он рисовался этаким Карениным в исполнении Гриценко.
Ну, а про северную природу можно песни петь: присутствует в ней достоинство и сдержанная красота. Замечательные кадры, ракурсы, мастерски выглядит вода (я всегда стараюсь, чтобы она бежала, шуршала, прикатывала камешки, не выглядела статично, но, увы!).
У тебя же - вода живая! Ты - молодец и большое спасибо за твой рассказ.
Надеюсь, что продолжение следует ....

Реалистка пишет:

 цитата:
А я и не знала, в истории всего только сугубо отрицательные отзывы встречала. Не перестаю удивляться, как же все переплетено...

Ещё бы: из главных гонителей Пушкина.

bobby    


Wega Спасибо.
Wega пишет:

 цитата:
Вопрос: здание на первом снимке было построено при Бенкендорфе и каким было его
назначение?
(Похоже на санаторий из советских времён..


Ты об этой фотографии?
 
Если да, то это же и есть сам замок. Та же башня с балконом.
Или на черно-белом фото так выглядит?

это сейчас
Или я что-то не поняла?

Реалистка пишет:

 цитата:
А я и не знала, в истории всего только сугубо отрицательные отзывы встречала


“Отношение потомства к Бенкендофу мне не кажется соответствующим справедливости. Посмотрите, как мой дед говорит о его “чистой душе” и “светлом уме”. Ведь они же вместе служили, воевали, кутили. А что он говорит о чинах жандармского ведомства: “Как изгнанник, я должен сказать, что все время моей ссылки голубой мундир был для нас не лицом преследования, а людьми, охранявшими и нас, и всех от преследования.” (Князь С. М. Волконский пишет об отношениях между дедом-декабристом и Бенкедорфом.) И далее: “А знаменитые слова императора Николая Павловича о Бенкендорфе: “Он меня ни с кем не поссорил, а со многими примирил.” Кто заслужит подобный отзыв на подобной должности?” (1,185-186) Фигура Бенкендорфа, на наш взгляд, ждет переоценки.

http://www.schlossfall.com/ru/

Реалистка


bobby , спасибо большое за ответ! И, отдельная благодарность за ссылки и исторические источники

bobby пишет:

 цитата:
Фигура Бенкендорфа, на наш взгляд, ждет переоценки.

Да, по истечении времени меняются и оценки исторических деятелей, и это наверное правильно. Ведь только после 30, 50 или 100 лет после реформ или деяний какого-нибудь монарха или министра можно оценить реальную значимость его нововведений, и насколько вообще они полезны были. Собственно, поэтому такие неоднозначные события в истории, как революции 1905 и 1917 года, или Великие реформы Александра II и Петра I, или восстание декабристов заново рассматриваются со всех сторон каждым новым поколением историков.

apropos пишет:

 цитата:
и затронул множество тем, в том числе об исторических личностях, пользующихся неоднозначной оценкой.

Да, интересный симбиоз получился Эстония и история рода Бенкендорфа ---- Возврат к Пушкину---Н.Н.Гончаровой и роли женщин в истории! Очень синхронно темы развиваться стали!

bobby   


Эстонский музей под открытым небом (эст. Eesti Vabaõhumuuseum)

В этом государственном парке-музее представлена эстонская национальная архитектура, передающая подлинную деревенскую атмосферу XVIII- начала XX века.

......

Немного об истории создания музея.

В 1913 году Эстонским Национальным Музеем (основан в Тарту в 1909 г.) было объявлено о замысле основать музей под открытым небом. Идея создания такого музея принадлежала эстонским интеллигентам, посетившим подобные музеи в Скандинавии и Финляндии (в Швеции уже существовал музей под открытым небом Skansen, основанный в 1891 году, в Норвегии Norsk Folkemuseum (1896), в Дании Frilandsmuseet (1901), в Финляндии Seurasaaren ulkomuseo (1909). Принятию необходимых серьезных шагов по созданию музея помешала Первая мировая война.
Позже, в 20-х годах XX века углубившиеся экономические трудности также не позволили начать столь дорогостоящее предприятие, как начало практического строительства подобного музея.

В 1925 - 1931 годах в Таллинне действовало Общество эстонского музея под открытым небом, и при его содействии на повестку дня встал вопрос о создании подобного музея в столице. Будущую экспозицию музея под открытым небом пропагандировали и проектировали в 1920 - 1930 годах также и этнографы Эстонского Национального Музея И. Маннинен, Ф. Линнус и Г. Ранк. Однако до реального учреждения музея под открытым небом дело так и не дошло. Опять помешала война.

Начиная с 1950-х годов вопрос о создании музея вновь поднимается уже на повестке дня Союза архитекторов. Конкретные подготовительные шаги начали предприниматься в 1956 году, на этот раз в Министерстве Культуры при содействии как архитекторов, так и историков.


Музей был основан 22 мая 1957 года на юго-западном побережье залива Копли на месте летней мызы Рокка-аль-Маре (Rocca al Mare), и уже 1 июня того же года начал свою работу. Необычному названию, означающему в переводе с итальянского «утёс у моря» мыза, или, уж наверное, вилла обязана Артуру Жерару де Сукантону, бургомистру Таллинна в 1813-1884 годах, влюблённому в Италию французу. В 1863 году он и построил здесь своё летнее имение (на сегодняшний день сохранилась только «Швейцарская вилла», в которой сейчас находится контора этнографического музея). Одну парковую аллею, которую украшали привезённые из Старого города тёсаные каменные плиты, де Сукантон назвал как в Риме – Via Appia («Аппиева дорога»). А название мызы прижилось, и теперь так называется один из микрорайонов в Таллинне.
Для посетителей музей был открыт в 1964 г. будучи в стадии строительства. В настоящее время на его территории в 79 га экспонируются 72 постройки, свезенные из разных уголков Эстонии.

мариета Хелга

Продолжаю. 

Территория музея условно делится на четыре части (западную, северную, южную и островную), в соответствии с историко-этнографическими особенностями развития эстонской материальной культуры. Это дает возможность экспонировать образцы сельской архитектуры, свезенные из определенных областей республики. Экспозиция спланирована по кругу, и все ее части соединяются главной кольцевой дорогой, по которой летом можно покататься на лошади, а зимой на санях.


жилая рига, отапливалась, судя по всему, по-черному, судя по отсутствию трубы, и дыму, валящему из двери
примерно 70-е годы XIX века


 
а это внутри, очаг топится, а в помещении полно дыма В каждой из частей центральное место отводится крестьянским усадьбам, состоящим из жилых и хозяйственных построек и сгруппированным в деревеньки. Для предоставления правдивой картины из жизни эстонской деревни экспонируются также единичные объекты (так называемые общественные строения): церковь, корчма, школа, волостное правление, сельский магазин, клуб, ветряные и водяная мельницы, пожарный сарай.

 
колодец

Очень интересные крыши на фермерских домах (не на всех, конечно), покрытые тростником, я на такие обратила внимание, когда года два назад на острове Муху была.

  

 
жилье и хозяйственные постройки рыбака с северного побережья
II половина XIX в.


 
домик для сетей



Старейший экспонат музея – часовня из поселения Сутлепа, построенная в 1699 году.

 

Большую же часть коллекции составляют постройки XVIII-XX веков. Внутрь домов можно войти и посмотреть на бытовую утварь и внутреннее убранство, сохранившиеся в первозданном виде.
А в старинной корчме, чье убранство почти не подверглось изменениям, можно хорошо пообедать.
любопытны ограды - они представлены самых различных видов, но мне очень нравятся эти, сложенные из плитняка и покрытые мхом

 

Подворье малоземельного крестьянина с острова Муху, последняя четверть XIX века

 

Музей считается одним из лучших мест для отдыха вдали от городского шума. Всего 15-20 мин пешком от шумной магистрали с торговым центром, и ты оказываешься в другом мире, тихом, спокойном, удаленном от городского шума и суеты. С уступа высокого берега открывается захватывающий вид через залив на Старый город (вид, правда, открылся не особо захватывающий, поскольку вдали все в дымке, но все равно было очень красиво и впечатляюще).



Продолжение

     На форум

Мнение администрации может не совпадать с мнением участников форума. В случае публикации искаженной информации или
нарушения авторского права участниками форума администрация сайта не несет ответственности

начало страницы

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов клуба  .apropospage.ru  без письменного согласия автора проекта.
Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста.


      Top.Mail.Ru