По следам географических открытий
Руаль Амундсен Еще молодым человеком Руаль Амундсен иа маленькой парусной
яхте "Йоа" с керосиновым мотором совершил блестящее плавание, обогнув с севера Америку и собрав богатый научный материал о земном магнетизме в районе, близком к северному Магнитному полюсу.
В январе 1911 года трехмачтовое судно " Фрам" вошло в Китовую бухту Антарктиды. Прибывший на нем Амундсен в октябре направился к Южному полюсу. Достигнув первым крайней южной точки земли, он поднял на полюсе флаг Норвегии. А в 1926 году Амундсен пролетел на дирижабле "Норвегия" над Северным полюсом. Узнав о гибели дирижабля "Италия" ( 1928 ), путешественник вылетел на самолете на розыск. Он погиб при аварии самолета над Баренцевым морем.
Соломон Андре Швед Соломон Андре рассчитывал попасть на Северный полюс на сконструированном им воздушном шаре
"Орел". Утром 11 июля 1897 года "Орел" плавно стартовал, но вскоре, "нырнув", коснулся гондолой воды: оборвавшийся гайдроп сделал шар неуправляемым. Андре не остановил полет. Дневник воздухоплавателя рассказывает, что беспримерный полет длился почти трое суток. 14 июля шар, обледенев, опустился и, ударяясь о торосы, пополз по льду на северо-восток. Участники полета высадились на лед и даже сделали фотоснимок гибели "Орла"...
Началось возвращение экспедиции на материк. Лишь 16 сентября они попали на остров Белый. Во время зимовки все члены экспедиции
умерли. Летом 1930 года шхуна "Братвора" обнаружила остатки лагеря Андре. Причина гибели людей долго оставалась загадкой.
Лишь совсем недавно проведенный анализ остатков мяса белых медведей, которым питались путешественники, показал, что оно было заражено трихинами.
Адольф Эрик Норденшельд Адольф Норденшельд был первым полярным моряком, сумевшим на
парусно-паровом судне пройти из Атлантики северо-восточным путем в Тихий океан. О северном морском пути мечтали еще Кабот,
Ломоносов. Долгое время подобное плавание казалось иллюзией: жестокие условия Арктики препятствовали сквозному проходу судов. И все же при содействии
сибирских промышленников М. К. Сибирякова и А. М. Сидорова была организована экспедиция, приобретен пароход "Вега" и построено вспомогательное судно "Лена". Выйдя из Гетеборга 19 августа 1878 года, суда под командой Адольфа Норденшельда благополучно подошли к мысу Челюскин. Встретив у мыса Онман непроходимые льды, "Вега" зазимовала. 18 июля 1879 года, продолжив плавание, "Вега" миновала северо-восточную оконечность Азии, названную Норденшельдом мысом Дежнева, и вышла в Берингов пролив. Северный морской путь был пройден.
Джон Франклин Вся жизнь Джона Франклина связана с изучением Севера. Тридцати двух лет он уже командовал судном, входившим в английскую экспедицию к Северному полюсу. В 1819 году путешественник достиг устья реки Медной в полярной области Северной Америки. Исследуя в 1825 - 1827 годах реку Маккензи, Франклин прошел по ней вплоть до устья и вышел в Ледовитый океан. В 1845 году мореплаватель отправился через Боффинов залив на поиск северо-западного прохода, надеясь выйти по нему в Берингов пролив.
Экспедиция Франклина исчезла. Лишь в 1850 году на острове Бичи было найдено место ее стоянки. По-видимому, участники плавания покинули затертые льдами
корабли и продолжали путь пешком, таща снаряжение в шлюпках. Поисковые экспедиции Джона Франклина внесли крупный вклад в исследование полярных
районов Северной Америки.