Мне запомнилось большое количество женщин, торгующих очень красивыми вязаными
вещами рядом с собором. Некоторые из них - прямо настоящие произведения искусства...
(Из сообщения на форуме...)
Национальная одежда Болгарии
„По одежде встречают, по уму провожают”, - эту пословицу, как мне кажется, есть у всех славян.
Национальная болгарская одежда богата красками и деталями. В прошлом каждый район и каждое село имели свою специфическую “моду”, жители той или иной деревне отличались по основному цвету одежды, по вышивке. Изготавливая одежду вручную, девушки и женщины раскрывали свое умение, ловкость и воображение.
Еще в самом раннем возрасте девочка (вместе с матерью) начинала подготавливать свое девичье приданое - пряла нити, ткала материи и вырабатывала богатую вышивку. Этим умениям обучали с самого раннего детства. Ко времени свадьбы каждая девушка успевала приготовить, по меньшей мере, несколько комплектов одежды для себя и своего будущего супруга. Приданое включало и многочисленные ткани для дома, а также рубашки, полотенца и другие материи, которые молодая невестка дарила родственникам на свадьбе и во время других праздничных ритуалов.
Вот так должно было выглядеть приданное девушки перед замужеством:
Традиционная болгарская одежда состоит из множества элементов, которые дополняют друг друга. Пышная вышивка по тонкой хлопчатобумажной рубашке покрывала пазуху, рукава, а также юбку. В некоторых районах Болгарии над кистями рук и щиколотками ставили изящные плетеные кружева.
Дальше идут пышно сложенные или плиссированные юбки, или темные шерстяные сукманы (сарафан?), дополненные богатой вышивкой. Над ним ставили пестротканый фартук.
Почти обязательным элементом являлся букетик дикой герани за ухом.
Полный женский наряд весил около 7-8 кг. Кстати, одежда такая, чтобы ни в коем случае девушки не выглядели стройными. Они наоборот, должны были выглядеть «здоровыми» (в смысле полненькими), что было доказательство об их детородных возможностях.
>
– сорочка справа выработана моей бабушкой и была в сундуке, где находилось все ее приданное (Сукманы: шерстяной сарафан темного цвета с широким вырезом, украшался разноцветными вышивками и декоративными шнурами. Носится сукман обычно с белой, пышно вышитой по рукавам и пазухе рубашкой, цветным тканым поясом с тяжелой застежкой и ярко украшенным передником.)
– Свадебный наряд. Вуаль обязательно была красной!
Во время больших народных праздников – Пасхи и дня Святого Георгия разыгрывалось настоящее «ревю» самой новой и красивой одежды. После того, как всю зиму создание одежды было основным занятием девушек и молодых невесток, весной наступал момент представить перед всей общественностью свои новые наряды.
Принарядившись, они выходили на сельские площади, где играла музыка, брались за руки и становились в хоро – болгарский танец. Будущие свекрови стояли в сторону и по выработке одежды могли судить об искусности девушек и выбирать свою эвентуальную невестку.
Картина болгарского художника чешского происхождения Ян Мърквичка „Шопское хоро” – 1912 г., и настоящее хоро
Мужской костюм намного проще – рубаха, украшенная вышивки, безрукавка, красный шерстяной пояс, шерстяные брюки, навои – обмотки... (белые кусочки ткани, которыми обматывали ногу).
И наконец – обувь. Ее называли цървули. Она была традиционной обувью болгарских крестьян; в настоящее время цървули можно найти на выставках в этнографических музеях, они могут быть куплены в элегантных сувенирных магазинах и часто украшают гостиные комнаты образованных людей. Будучи синонимом бедности, невежества и отсталости в прошлом, сегодня термин цървули принят как марка уважения к национальной народной традиции и истории. Эти сандалии или мокасины обычно носили и мужчины и женщины. Обычно их выделывали из бычьего сырья, или свиной кожи. Люди носили их с толстыми шерстяными носкам или закрепляли их длинными ремнями
Красивую одежду высоко ценили еще с давних времен. В одной песне рассказывается о колебаниях одного холостяка (ерген). Он не знает, какую девушку (мома) выбрать – самую красивую, самую богатую или самую умную. А мать предупреждает его, что красота и богатство уйдут с годами, а ум – это то, что останется.
Карта Болгарии, на которой представлены самые характерные национальные одежды и их районы:
Старые фотографии – начало ХХ века
В современной жизни национальная одежда используется на праздниках. В 50-60 годов была такая мода – делать современную одежду на основе народных костюмов. У моей мамы сохранились две блузы с тех времен, выработанные ею.
Свадебное платье княгини Калины - дочери болгарского эксцаря и экспремьера Симеона Сакскобургготского, тоже было сделано на основе народной одежды. Жених – испанский путешественник и исследователь Китин Муньос.
Вот еще несколько вариантов современной одежды со старинным звучанием
Национальные украшения
Среди многообразия шейных украшений наибольшее распространение имели ожерелья (мы их называем "ГЕРДАНИ") из турецких монет ("АЛТЫНИ"), нашиваемых на одежду, либо нанизанных на красную нитку.. Это были монеты оборотные, при необходимости их снимали с веревки и тратили. Самые желанные невесты были те, у кого на шее больше монеток. Их особенностью является производимый ими звон, что характерно для восточных украшений вообще, где преобладают подвески, цепочки и нагрудники ("нагръдници") из металлических пластинок. Они были распространены главным образом в Восточной и Южной Болгарии. К сожалению таких фотографий не нашла, видимо они давно уже истраченные, но выглядели они примерно как на этих девушках:
Другие украшения:
Это поясники:
Интересным женским и мужским элементом национальной одежды были поясные пряжки ("ПАФТИ", "ЧЕПРАЗИ"). Их изготавливали кустарным способом, преимущественно из белого или желтого металлического сплава, иногда из меди или серебра. Они тоже являются неизменной частью болгарской национальной одежды.
июнь-август, 2009 г.
Copyright © 2009 Mариета