«Барон Николас Вестхоф, надворный советник министерства иностранных дел ехал из Петербурга в Вильну по служебным делам. С собой у него были подорожная, рекомендательные письма к влиятельным тамошним чинам, секретные документы министерства, а также инструкции, полученные из некоего заграничного ведомства, которому он служил не менее успешно и с большей выгодой для себя, нежели на официальном месте...»
«"Ювенилии" Джейн Остен, как они известны нам, состоят из трех отдельных тетрадей (книжках для записей, вроде дневниковых). Названия на соответствующих тетрадях написаны почерком самой Джейн...»
«Как и подозревала Маргарет, Эдит уснула. Она лежала, свернувшись на диване, в гостиной дома на Харли-стрит и выглядела прелестно в своем белом муслиновом платье с голубыми лентами...»
«Осборн в одиночестве пил кофе в гостиной и думал о состоянии своих дел. В своем роде он тоже был очень несчастлив. Осборн не совсем понимал, насколько сильно его отец стеснен в наличных средствах, сквайр никогда не говорил с ним на эту тему без того, чтобы не рассердиться...»
«Мистер Солтина был пожилой мущина 42 лет и аххотно приглашал людей в гости. У него гостила малодая барышня 17 лет Этель Монтикю. У мистера Солтины были темные короткие волосы к усам и бакинбардам очень черным и вьющимся...»
«— В сотый раз повторяю, что никогда не видела этого ти... человека... до того как села рядом с ним в самолете, не видела, — простонала я, со злостью чувствуя, как задрожал голос, а к глазам подступила соленая, готовая выплеснуться жалостливой слабостью, волна. А как здорово все начиналось...»
Моя любовь - мой друг «Время похоже на красочный сон после галлюциногенов. Вы видите его острые стрелки, которые, разрезая воздух, порхают над головой, выписывая замысловатые узоры, и ничего не можете поделать. Время неуловимо и неумолимо. А вы лишь наблюдатель. Созерцатель. Немой зритель. Совершенно очевидно одно - повезет лишь тому, кто сможет найти тонкую грань между сном и явью, между забвением и действительностью. Сможет приручить свое буйное сердце, укротить страстную натуру фантазии, овладеть ее свободой. И совершенно очевидно одно - мне никогда не суждено этого сделать...»
Пять мужчин «Я лежу на теплом каменном парапете набережной, тень от платана прикрывает меня от нещадно палящего полуденного солнца, бриз шевелит листья, и тени от них скользят, ломаясь и перекрещиваясь, по лицу, отчего рябит в
глазах и почему-то щекочет в носу...»
Жизнь в формате штрих-кода «- Нет, это невозможно! Антон, ну и куда, скажи на милость, запропала опять твоя непоседа секретарша?! – с недовольным видом заглянула Маша в кабинет своего шефа...»
Детективные истории Хроники Тинкертона - «O пропавшем колье»
«В Лондоне шел дождь, когда у дома номер четыре, что пристроился среди подобных ему на узкой улице Милфорд Лейн, остановился кабриолет, из которого вышел высокий грузный мужчина сумрачного вида. Джентльмен поправил цилиндр, повел плечами, бросил суровый взгляд на лакея, раскрывшего над ним зонт, и...»
Рассказы о мистере Киббле:Как мистер Киббл боролся с фауной «Особенности моего недуга тягостны и мучительны, ведь заключаются они в слабости и беспомощности, в растерянности, кои свойственны людям, пренебрегающим делами своими и не спешащим к отправлению обязанностей...».
Рождественский переполох в Эссексе
«− Зачем нам омела, если все равно не с кем поцеловаться? − пробормотала Эми, вдруг вспомнив молодого джентльмена,
который сегодня первым заехал в их коттедж. У него были очень красивые голубые глаза, весьма приятные черты лица
и явно светские манеры. И еще он был на редкость обаятельным... Она вздохнула и быстро прошла мимо дуба, стараясь
выкинуть из головы все мысли о молодых людях, с которыми было бы так приятно оказаться под омелой на Рождество...»
«- Он не придет! – бормотала бабка, узловатыми скрюченными пальцами держа спицы и подслеповато вглядываясь в свое вязание. – Кажется, я опять пропустила петлю… - Придет! – упрямо возражала Лили, стоя у окна и за высокими, потемневшими от времени и пыли стенами домов,
возвышающихся за окном, пытаясь увидеть прозрачные дали, шелковистую зелень лесов и лугов, снежные причудливые
вершины гор, жемчужную пену волн на зыбком голубом море...»
- рассказ с продолжением «Даша вздрогнула, внезапно ощутив мурашки, пробежавшие по позвоночнику, и то вязкое напряжение, которое испытала тогда, рядом с ним, когда, казалось, сам воздух стал плотным и наэлектризованным... И что-то запорхало в сердце, забередило в душе, до того спящих... «Может быть, еще не поздно что-то изменить...»
Дуэль «Выйдя на крыльцо, я огляделась и щелкнула кнопкой зонта. Его купол, чуть помедлив, словно лениво размышляя, стоит ли шевелиться, раскрылся, оживив скучную сырость двора веселенькими красно-фиолетовыми геометрическими фигурами...»
Рискованная прогулка «Врубив модем, я лениво шлепнула по энтеру и зашла в сеть, зацепившись каблуком за невесть откуда возникший глюк. Зарегавшись свежим логином и тщательно запаролившись, я увернулась от выскочившего из какой-то безымянной папки файла...»
Один день из жизни... «- Тын-дын. Тын-дын! Тын-дын!!! Телефон, исполняющий сегодняшним утром, - а, впрочем, и не только сегодняшним, а и всегда, - арию будильника, затыкается под твоим неверным пальцем, не сразу попадающим в нужную кнопку...»
Home, sweet home «Первая строка написалась сама собой, быстро и, не тревожа разум и сознание автора. Была она следующей: "Дожив до возраста Христа, у меня все еще не было своей квартиры". Антон Палыч резво подпрыгнул в гробу и совершил изящный пируэт...»
Наташа Ростова - идеал русской женщины? «Можете представить - мне никогда не нравилась Наташа Ростова. Она казалась мне взбалмошной, эгоистичной девчонкой, недалекой и недоброй...»
Слово в защиту ... любовного романа «Вокруг этого жанра доброхотами от литературы создана почти нестерпимая атмосфера, благодаря чему в обывательском представлении сложилось мнение о любовном романе, как о смеси «примитивного сюжета, скудных мыслей, надуманных переживаний, слюней и плохой эротики...»
«Собственно любовный роман - как жанр литературы - появился совсем недавно. По крайней мере, в России. Были детективы, фантастика, даже фэнтези и иронический детектив, но еще лет 10-15 назад не было ни
такого понятия - любовный роман, ни даже намека на него...»
К публикации романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение»
в клубе «Литературные забавы» «Когда речь заходит о трех книгах, которые мы можем захватить с собой на необитаемый остров, две из них у меня меняются в зависимости от ситуации и настроения. Это могут быть «Робинзон Крузо» и «Двенадцать стульев», «Три мушкетера» и новеллы О'Генри, «Мастер и Маргарита» и Библия...
Третья книга остается неизменной при всех вариантах - роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение»...»
Ревность или предубеждение? «Литература как раз то ристалище, где мужчины с чувством превосходства и собственного достоинства смотрят на затесавшихся в свои до недавнего времени плотные ряды женщин, с легким оттенком презрения величая все, что выходит из-под пера женщины, «дамской" литературой»...»
«Если уж мы часто сомневаемся, могут ли французы или американцы, у которых столько с нами общего, понимать английскую литературу, мы должны еще больше сомневаться относительно того, могут ли англичане, несмотря на весь свой энтузиазм, понимать русскую литературу…»
Есть город, который я вижу во сне, О, если б вы знали, как дорог У Чёрного моря явившийся мне,
В цветущих акациях город...
2 сентября - День рождения Одессы. Сегодня (02.09.2009) по паспорту ей исполнилось 215 – как для города, так совсем немного. Согласитесь, что это хороший повод сказать пару слов за именинницу.
- и хто у нас папа?
- в честь кого ребёнка так назвали?
- одесские градоначальники, новороссийские губернаторы и иже с ними - фотоиллюстрации к книге "Улицы Одессы рассказывают" - ностальгия по старой Одессе - одесскими маршрутами литературных героев
* * *
Перекресток улиц Дерибасовской и Преображенской. Слева - здание гостиницы "Пассаж".
Гуляем по Дерибасовской в сторону Ришельевской.
Горсад. Кинотеатр им. Уточкина.
Справа, на углу с Колодезным переулком - "Гамбринус" (это новый Гамбринус - переехал на это место в середине 60-х годов, а старый находился не здесь).
Дальше - уже лет пять, если не больше, реконструируемый бывший "Золотой ключик", а теперь начали реконструкцию и "Дома книги".
Проходим мимо ресторанов "Стейкхауз" и "Компот"
Справа у нас "МакДональдс" и новый торговый центр "Европа".
Наконец-то выглянуло солнышко. У каждого свой гешефт. "Пробка" на Екатерининской.
На Ришельевской сворачиваем к Оперному.
Спускаемся немного вниз по Ланжероновской и через скверик с фонтанчиком между Оперным и бывшим Английским клубом...
...выходим на Приморский к Думе. Народ с Пушкинской тоже подтягивается.
На Приморский не пошли: там была такая давка. И ...лошади в карауле
Свернули в Театральный переулок (пер. им. Чайковского) и по нему пошли к Екатерининской (в начало улицы).
Ах, Одесса, жемчужина у моря... Город детской сказки. Ностальгически улыбнуло.
*вспомнилось из где-то прочитанного (или услышанного)* Почему вы говорите Одэсса, а не Одесса? Мы же не говорим дэтский сад!
Переулок Чайковского (Театральный)
Переулок, которым мы пойдем от Думской площади к Екатерининской, заслуживает более пристального внимания.
Первоначально это была улица Биржевая – поскольку начиналась от
Биржевой площади (здание, куда в 1899 году въехала городская дума,
строилось для старой биржи), а потом Театральная – в честь первого
городского театра, построенного рядом, да и на самой улице располагался
популярный в своё время Мариинский театр, второй по величине
театральный зал в городе.
После пожарa и постройки нового здания Городского театра улица
превратилась в переулок, долгое время – Театральный, а с 1953 года –
переулок Чайковского.
От начала переулка хорошо видны здания Думы (ныне в ней располагается
Одесская мэрия), Археологического музея (в глубине Думской площади, за елями), здания бывшего Английского клуба (где до пожара 2005 года
располагался Музей морского флота).
Левая (нечетная) сторона переулка открывается платанами, которым уже 170 лет.
За платанами хорошо видна Театральная площадь, с фонтаном на ней и
величественным Одесским национальным академическим театром оперы и
балета (виден его боковой фасад).
Из переулка на Театральную площадь ведут две лестницы: одна небольшая
(в самом начале переулка) и роскошная старинная лестница с 28
гранитными ступенями и чугунными перилами. На чугунных перилах, среди
перевитых букв «О», привлекает внимание старый герб города Одессы,
размещенный на скрещенных якорях.
Старый герб города: "Щит
разделен на две равные части; в золотой верхней части щита имперский
орел, с тремя коронами; в нижней червленой части щита серебряная о
четырех концах с таковым же кольцом кошка (якорь)".
Герб с изображением якоря-кошки город получил ещё в период принадлежности к Российской империи; тогда в верхней половине щита изображался двуглавый
орёл. Первый Герб Одессы утвержден 22 апреля 1798 года: «В верхней золотой части щита возникающий государственный орел, в нижней
червленой части серебряный якорь». Так как герб Одессы утверждался при Павле I, то российский орел в верхней половине щита изображался «павловского типа» — с
мальтийским крестом на груди.
Перила были изготовлены в конце ХІХ века на заводе Рестеля в Одессе, что хорошо видно на приведенной фотографии.
Эту лестницу очень любили советские кинематографы. Редкий фильм, съемки
которого проходили в нашем городе, обходился без кадров с ней. Мне
почему-то запомнилась михалковская «Раба любви» с Еленой Соловей:
звезда немого экрана Ольга Вознесенская на этой лестнице раздавала
автографы восторженным поклонникам своего таланта.
Одесский национальный академический театр оперы и балета имеет адрес: переулок Чайковского, 1. В переулок выходит тыльный фасад театра.
За тыльным фасадом театра есть ещё одна лестница, ведущая в Пале-Рояль,
в тихий уютный сквер, который ранее по периметру был ограничен
торговыми рядами (от них остались одни воспоминания и кардинально
перестроенные здания). А когда-то лестница была узкой, затемненной, с
потертыми мраморными ступеньками. Она выполняла служебную функцию,
прежде всего, для актеров театра, поскольку вела к служебному входу в
театр.
В середине 60-х годов прошлого столетия дома под №№ 7-9 снесли, а новых
не построили. Только в 2007 году рядом с театром под №9 возвели новое
сооружение со звучным именем «Орфей». При постройке дома его этажность
превысила плановую, и здание как бы возвышалось над Оперным (смотрелось
это дико). В таком виде оно простояло недолго, и вскорости то, что
превышало плановую этажность (2 этажа), было демонтировано и осталось 6
этажей (+ мансарда).
Дома под №11,13 – стоят на реконструкции (надеюсь), № 15/17, 19, 21 (угловой) — жилые. Остальные нечётные номера по левой стороне переулка
отсутствуют.
Предлагаю прогуляться по Театральному переулку вместе с одесским
журналистом, писателем, историографом Ростиславом Александровым (его
очерк был напечатан в журнале "Одесса", № 5 за 1996 год; (http://www.paco.net/odessa/media/odessa/5/18.htm).
***
КОЛДОВСТВО ВСТРЕЧ, или ПРОГУЛКА ПО ТЕАТРАЛЬНОМУ ПЕРЕУЛКУ
Название переулку дал театр, который по словам Ю.Олеши, "возвышается над ним".
А театр на равных принадлежит и Ришельевской, Пале-Роялю,
Ланжероновской. Посему и считаю главной и эксклюзивной
достопримечательностью переулка первородную одесскую землю и три почти
стошестидесятилетних платана, один из которых нависает над лестницей,
чей чугун в лихую годину сберег старинные гербы Одессы.
И так
"нежно" уложили тогда эту лестницу, что не повредили платан, могучие
корни которого ныне уходят в немыслимую глубину, где, думаю,
переплетаются с амфорами, потому как растет он аккурат над ушедшим в
землю древним городищем.
"Из переулка поднимается чугунная лестница... Над лестницей стоит огромный платан", - писал Олеша,
закрепляя их статус достопримечательностей. Юрий Карлович, как говорили
римляне, был гением места, литературным хранителем Театрального
переулка, куда являлся на встречу с деревьями и домами своего детства...
История этого дома прелестна. Некогда тут был цирк - огни, львы, хохот... Позже здание перестроили под театр,
наименованный Мариинским, где что ни вечер, то зажигательный
танцевальный бал, колдовской "маскерад" или искрометная оперетта. Здесь
блистали одесские красавицы, лилась музыка Оффенбаха и вспыхивали
шекспировские страсти, когда на подмостки выходил великий маэстро Томазо Сальвини...
Мариинский был очень популярен, а после пожара Городского театра и
вовсе стал центром театральной жизни. Но в 1887 году на месте
сгоревшего выстроили знаменитый Оперный театр, в его тени слава
Мариинского и сам он постепенно сошли на нет и снова его перестроили, на этот
раз в обычный жилой дом № 14.
Мариинский театр имел круглый зал, галерку без нумераций мест и открытые ложи.
Зрители наслаждались игрой актеров, сидя прямо на ступенях театра. Вся
атмосфера театра сближала зрителей. Затем слава его закатилась, и
здание было перестроено в обычный жилой дом.
Зайдем во двор.
Здесь много зелени, клумбочка и проход...
...в следующий тупиковый дворик.
Идем обратно...
В
1900-х годах здесь жил ювелир Михаил Хомицер, который вечерами
аккомпанировал на пианино скрипачу Сашке в пивном заведении "Гамбринус"
на Преображенской улице. Перед вечерней игрой Сашка захаживал к
аккомпаниатору, а однажды пришел с А.И.Куприным. Хомицер, видимо,
догадывался, чем могут обернуться посещения Куприным "Гамбринуса" да
его дружба с Сашкой. И он попросил писателя "в случае чего" не
расшифровывать аккомпаниатора, так как его дети учатся музыке и не
хочется, чтобы потом узнали, где играл их отец. Куприн запомнил это и в
рассказе "Гамбринус" лишь проходным персонажем появляется
"аккомпаниатор, покончивший какое-нибудь стороннее дневное занятие у
портного или часовщика", что никак не сказалось на карьере его внука
Михаила, талантливого виолончелиста...
В 1902 году тут
поселился вконец проигравшийся в Елисаветграде польский помещик Карл
Антонович Олеша, для трехлетнего сына которого, Юрия, будущего
писателя, Одесса начиналась этим переулком.
А лет через
восемьдесят я пришел сюда с молодой француженкой, работавшей над книгой
об Олеше. Анни прочитала уже все, написанное им о Театральном переулке,
этом доме, старом платане над лестницей и теперь ходила с отрешенным
лицом человека, пребывающего в некоем литературном зазеркалье, где
только что повстречала своего героя.
И еще одной встречи в
этом доме довелось свидетелем стать. В 1920-х годах здесь в квартире
№15 жил репортер Александр Анисимович Аренберг, "плотный человек со
смеющимися глазами", как писал его приятель и сослуживец по газете
"Моряк" Константин Паустовский. Могу подтвердить, что годы многое в нем
изменили, но смеющимися оставались глаза и ясной память, хранившая
воспоминания об И.Бунине, А.Куприне, И.Северянине... В 1927 году у
Аренберга жил Константин Паустовский, а недавно мы с Вадимом
Паустовским заходили на эту квартиру, где и состоялась своеобразная
встреча сына с молодостью отца.
Подобное произошло и с
Лидой Бабель, когда она, коренная москвичка, в 1984-м впервые попала в
Театральный переулок, доселе известный ей лишь по "Ди Грассо" -
чудесному рассказу отца: "Струя пыльного розового зноя впущена в
Театральный переулок. Лавочники в войлочных шлепанцах вынесли на улицу
зеленые бутыли с вином и бочонки с маслинами. В чанах, перед лавками,
кипели в пенистой воде макароны, и пар от них таял в далеких небесах...
Богатые евреи с раздвоенными бородами подъезжали в экипажах к Северной
гостинице"...
Мне самой этот двойной дворик безумно понравился. Я когда была там в субботу утром, во втором дворике столкнулась с супружеской парой, живущей в квартире второго этажа с наружной
металлической лестничкой. Так молодой муж мне поведал, что с
фотоаппаратами к ним наведываются регулярно, и все радостно замечают:
"какой зеленый двор"!
Двойные дворы в центре - не редкость, но
они или проходные, или если второй дворик - тупиковый, то он, либо
очень маленький (туда просто выходят окна из кухонь, коридоров), либо
выполняет определенные служебные функции (в нашем дворничка держала
трудовые принадлежности и находилось... общественно-полезное
заведение). А так чтобы и второй двор был зеленый - большая редкость. Правда, еще парочку я знаю.
О Мариинском театре сама раньше была в неведении.
Я больше посещала соседний номер 12, и то в детстве.
Дом №12,
бывшая гостиница «Северная». Построена в 1870 году. О дате постройки
можно судить по надворотной решетке, на которой виден год ее установки.
А до этого, на этом месте стоял собственный дом Курисов.
Иван Онуфриевич Курис - начальник канцелярии Суворова, а потом
правитель по секретной части при главнокомандующем, этнический грек,
родом из Нежина. За Причерноморскую кампанию подполковник Курис был
пожалован высшей наградой Российской империи - Георгиевским крестом.
Статус кавалера Георгиевского креста означал потомственное дворянство.
Тогда же подполковнику были пожалованы земли по правую сторону реки
Тилигул «в новоприобретенной от Порты Оттаманской области» (из
Открытого листа от губернатора Екатеринослава В.В. Каховского).
А в 1828 году купил Иван Курис (к тому времени генерал) дачу, или, как
тогда называли – хутор. Дача Курисов находилась как раз вслед за дачей
Ланжерона, и границы ее простирались от нынешнего Купального переулка
до переулка лейтенанта Азарова по линии улицы Белинского. Весьма
заманчивые земли для нынешнего инвестора в ту пору подвергались
непрерывным оползням и, когда сполз в море дачный дом Курисов, дети
генерала продали хутор Одесскому градоначальству.
Дом Курисов в Театральном переулке, скорее всего, был продан уже его внуком - Иваном
Ираклиевичем Курисом, предводителем дворянства Херсонской губернии,
искусствоведом, почетным членом Одесского археологического общества. Читать о Курисах здесь. На этом месте в 1870 году и возвели новое здание для гостиницы "Северная".
В «Путеводителе по Одессе Г. Москвича» за 1909 год о гостиницах читаем: «″Северная″ в Театральном переулке и в полуквартале от Николаевского
бульвара. Свыше 60 номеров, ценой от 1 руб.50 коп. и дороже. Ресторан с кафе-шантаном. Имеется садик с открытой сценой, где летом даются
кафе-шантанные представления». Владел гостиницей "Северная" А.С. Ящук.
В гостинице «Северная» останавливались П.И. Чайковский, А.П. Чехов. Об
этом свидетельствуют мемориальные доски, установленные на здании.
Газета
"Одесские новости", печатавшая списки лиц, остановившихся в городских
гостиницах, сообщила, что 4 июля 1889 года в "Северную гостиницу"
приехали "Чехов И.П., доктор из Москвы и Чехов А.П., учитель оттуда
же". Профессии братьев были перепутаны. Имена Чеховых шли в одном ряду
с другими, ничем не примечательными гостями Одессы. Писатель был уже
достаточно известен, но все-таки не настолько, чтобы его приватный
приезд был как-то специально отмечен в прессе.
Еще до
отъезда в Одессу Чехов говорил, что его влечет туда "неведомая сила",
называл себя "одесским гастролером", иронизировал над своим желанием
побыть рядом с актерами, теснее сблизиться с ними. Так и получилось. С
утра до вечера он находился в их компании, вместе с ними купался,
катался на яхте, обедал, пил чай, ходил по винным погребкам и на
спектакли, а потом участвовал в оживленных ночных застольях. И так
каждый день. Московские актеры и актрисы были очарованы молодым, но уже
знаменитым литератором. Мало того, что он цементировал их компанию,
оживляя ее, вносил дух веселья и дружелюбия, — он еще и выполнял
функции врача: выстукивал, выслушивал, давал советы и прописывал
лекарства. Все стремились заполучить его, искали его общества,
наперебой приглашали к себе в номер — поговорить за бутылкой красного
вина, услышать его мнение о спектакле. После пребывания в Одессе, по
пути в Ялту на пароходе "Ольга", Чехов подробно и с удовольствием
описывал брату свое одесское житье.
"Без тебя жил я почти так же, как и при тебе. Вставал в 8-9 часов и шел с Правдиным купаться.
В купальне мне чистили башмаки, которые у меня, кстати сказать, новые.
Душ, струя... Потом кофе в буфете, что на берегу около каменной
лестницы. В 12 ч. брал я Панову и вместе с ней шел к Замбрини есть
мороженое (60 коп.), шлялся с нею к модисткам, в магазины за кружевами
и проч. Жара, конечно, несосветимая. В 2 ехал к Сергеенко, потом к
Ольге Ивановне борща и соуса ради. В 5 у Каратыгиной чай, который
всегда проходил особенно шумно и весело; в 8, кончив пить чай, шли в
театр. Кулисы. Лечение кашляющих актрис и составление планов на
завтрашний день. Встревоженная Лика (Ленская. — Ан. А.), боящаяся
расходов; Панова, ищущая своими черными глазами тех, кто ей нужен,
Гамлет-Сашечка (Ленский. — Ан. А.), тоскующий и изрыгающий громы;
толстый Греков, всегда спящий и вечно жалующийся на утомление; его жена
— дохленькая барыня, умоляющая, чтобы я не ехал из Одессы; хорошенькая
горничная Анюта в красной кофточке, отворяющая нам дверь, и т. д. и т.
д. После спектакля рюмка водки внизу в буфете и потом вино в погребке —
это в ожидании, когда актрисы сойдутся у Каратыгиной пить чай. Пьем
опять чай, пьем долго, часов до двух, и мелем языками всякую
чертовщину. В 2 провожаю Панову до ее номера и иду к себе, где застаю
Грекова. С ним пью вино и толкую о Донской области (он казак) и о
сцене. Этак до рассвета. Затем шарманка снова заводилась, и начиналась
вчерашняя музыка" [П. З. 230].
Анатолий Альтшулер. С актерами Малого театра в Одессе.отсюда
В гостинице проживали композитор Н. Лысенко, Ю.К. Олеша. В этой гостинице жил и 3 января 1871 года на 47 году жизни скончался от воспаления легких великий российский педагог Константин Дмитриевич
Ушинский.
В 1918 году гостиница «Северная» во время австро-немецкой оккупации города использовалась как тюрьма. В настоящее время это обычный жилой дом.
В 1912 году архитектором Ю.М. Дмитренко было построено внутридомовое
здание театра-варьете при гостинице «Северная» (здание является
памятником архитектуры). После революции - здесь театр стрелковой
дивизии, потом - театр Политсекретариата, где танцевала Айседора
Дункан, клуб имени товарища Рыкова, где в 1924 году выступал В.В.
Маяковский. В 1931 году в этом здании открылся Театр Юного Зрителя
(ТЮЗ), который работал здесь до переезда на Греческую улицу в 1983 году
(в старое здание театра оперетты).
При театре работала студия. В
Одесском ТЮЗе начинали работать Николай Губенко (бывший министр
культуры СССР, гл. режиссер "Содружества актеров Таганки"), Иосиф
Райхельгауз (гл. режиссер театра "Школа современной пьесы", Владимир
Туманов (с 1980 по 1986 год был главным режиссером Одесского ТЮЗа).
В настоящее время в этом здании разместился фитнес-центр "Формула". Слева от него во дворе - небольшой дворик.
По сути, это был комплекс: гостиница "Северная" в доме № 12 и одноименный
театр-варьете во дворе. Репертуар варьете был изысканным, кухня
отменная, а о посетителях и говорить нечего: Сергей Уточкин - слава и
легенда Одессы, приятельствовавший с ним А.И.Куприн, золотоволосый
король поэтов К.Бальмонт, студент Аминад Шполянский, известный потом
всей читающей России и эмиграции под псевдонимом Дон Аминадо, бонвиван,
красавец, умница Саша Джибелли, заслуживающий отдельного рассказа...
А в 1924 году, когда здесь уже был заурядный театр, предшественник
ТЮЗа, последней знаменитостью выступил В.Маяковский. Театр-варьете
галереей соединялся с гостиницей, стены которой слышали и легкие шаги
А.П.Чехова, и фортепьянные аккорды, только что родившиеся под пальцами
П.И.Чайковского, чье имя теперь носит переулок...
Переулок Чайковского (продолжение)
Театр-варьете галереей соединялся с гостиницей, стены которой слышали и легкие шаги А.П.Чехова, и фортепьянные аккорды, только что родившиеся под пальцами П.И.Чайковского, чье имя теперь носит переулок...
А лет
через сорок музыка в набиравшем виртуозность исполнении все чаще
звучала из окон дома № 4, где поселили вундеркинда с Молдаванки Эмиля
Гилельса, будущего Героя Социалистического Труда, народного артиста
СССР, прочая и прочая...
Нынешний дом №4 был построен в 1904 году архитектором Л. М. Черниговым и принадлежал Б. Магнеру.
Гилельс прожил в этом доме всего четыре года, да и то последних два - наездами из Москвы, до 1937 года, пока окончательно не переехал в
столицу работать ассистентом у Нейгауза.
Эмиль Григорьевич Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе в семье скромного
конторского служащего. Родители Эмиля не были музыкантами, но дома
стояло фортепиано, и это обстоятельство, как нередко случается, сыграло
не последнюю роль в судьбе судьбе будущего артиста. Его первым
педагогом был одесский преподаватель музыки Яков Исаакович Ткач, в свое
время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо (учителем же Р.
Пюньо был Ж. Матиас - ученик Шопена). По словам Ткача, пианистическое
развитие Гилельса шло молниеносно: "Миля Гилельс является по своим
редким способностям выдающимся ребенком. Природа одарила его
замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые
родились исключительно для фортепианной игры".
В восемь лет
Ткач принял Гилельса в свой класс в Одесском музыкальном техникуме, а в
тринадцать лет тот дал первый самостоятельный концерт. В 1930 году
Гилельс поступил в Одесскую консерваторию в класс Берты Михайловны
Рейнгбальд, которая позже напишет о своем ученике: «...Он замечательно
улавливал форму и стиль исполняемого произведения... К произведениям
лирического характера он не питал интереса; проходя их в классе, мы
избегали играть их в концертах. Я стремилась сохранить его
индивидуальность, не навязывая ему ничего чуждого, ожидая, что со
временем все придет естественным путем, и великие романтики Шуман и
Шопен найдут в Гилельсе прекрасного интерпретатора, как это и
получилось в действительности».
В 1931 году, после второго
Всеукраинского конкурса пианистов, Гилельс получил персональную
стипендию от правительства УССР. Он не мог стать лауреатом, ибо еще не
достиг положенного возраста, и играл вне конкурса.
В этом же 1931 году его слушал приехавший на гастроли в Одессу Артур
Рубинштейн, впоследствии не раз вспоминавший свою первую встречу с
Гилельсом: "Я не нахожу слов, чтобы описать, как он играл. Скажу одно:
если он когда-либо приедет в Соединенные Штаты, мне тут нечего будет
делать."
А вскоре к нему пришла настоящая слава. В 1933
году Гилельс принимает участие в Первом Всесоюзном конкурсе
музыкантов-исполнителей. Успех в Москве оказался полной неожиданностью
для него самого и его наставницы. Один из биографов пианиста,
возвращаясь к далеким дням конкурсного дебюта Гилельса, рисует
следующую картину:
«Появление на эстраде хмурого юноши
прошло незамеченным. Он деловито подошел к роялю, поднял руки, помедлил
и, упрямо сжав губы, заиграл. В зале насторожились. Стало так тихо,
что, казалось, люди застыли в неподвижности. Взгляды устремились на
эстраду. А оттуда шел могучий ток, захватывая слушателей и заставляя их
подчиняться исполнителю. Напряжение нарастало. Устоять перед этой силой
было невозможно, и после финальных звуков «Свадьбы Фигаро» все ринулись
к эстраде. Правила были нарушены. Аплодировали слушатели. Аплодировало
жюри. Незнакомые люди делились друг с другом своим восторгом. У многих
на глазах показались слезы радости. И только один человек стоял
невозмутимо и спокойно, хотя все волновало его, — это был сам
исполнитель».
Идем до конца переулка и выйдем на Екатерининскую - сначала улицу, а потом и площадь
Четная сторона переулка открывается домом, который имеет нумерацию №2
по переулку Чайковского и №15 по Приморскому бульвару. Это самый старый
дом в переулке. Был построен в 1828 году архитектором И.К. Риглером
совместно с Ф.К. Боффо, позднее перестраивался архитектором Ф.О.
Моранди. Известен как дом негоцианта Фуко (или Фука, затем — таможенника Деллавоса, после - почетного гражданина Я. Гари,...).
В 80-90-е годы прошедшего века здесь размещалось облстатуправление. Дом
очень сильно трещал и буквально заваливался местами. Дабы не портить
настроение мирным гражданам, его прикрыли полотнищем. Чтобы там велись
какие-то работы по реставрации - так нет.
Нынешний дом №6 в
начале прошлого века принадлежал сахарному магнату Бродскому, затем им
владел князь Гагарин, позже княгиня Андросова.
На месте дома № 4, где жил Гилельс, и соседнего с ним № 6 были встарь дома
банкира Игнация Ефрусси, сердечно откликавшегося, как написал о нем
А.М. де Рибас (внук И. де Рибаса) в книге "Старая Одесса", на все
добрые дела. Одним из них стало создание шестиклассного училища
"Ефрусси" на Старопортофранковской, 94, за что учредитель был жалован
званием потомственного почетного гражданина Одессы, переходившим ко
всем его потомкам по мужской линии, где бы они не жили.
Последним был Виктор Ефрусси, человек удивительной судьбы: переводчик у
генерала Эйзенхауэра во время высадки союзников в Нормандии, он
участвовал затем в войне на Дальнем Востоке, остался и основал крупную
фирму в Японии, два года назад умер и погребен в... буддийском храме.
На траурной церемонии было отмечено, что покойный имел честь состоять
почетным гражданином Одессы...
Потомки же Ефрусси по
женской линии продолжают здравствовать за рубежом. Один из них,
журналист Томас де Ваал, недавно побывал в Одессе, и Театральный
переулок одарил его "встречей" с предком, фигура которого в семейных
преданиях уже утратила четкие очертания. Потому и интересно ему было
узнать, что, помимо прочих титулов да должностей, состоял Игнаций
Ефрусси норвежским и шведским консулом в Одессе. И ничего в этом
необычного не было, так как, сообразно положению портового города, в
Одессе насчитывалось тогда, в конце 1860-х годов, двадцать пять
консульств иностранных держав, от крохотной Саксонии до Американских
Соединенных Штатов, как их именовали в те годы. Консулом Испании был
Дон Хуан де-Диос-Рохес, и... услужливое воображение рисует романтичный
облик героя Байрона, Блока, Леси Украинки, Мольера, Пушкина...
А одесский Дон Жуан был, скорее всего, респектабельным господином, ничего общего не имел со своим средневековым тезкой и жительствовал в
Театральном переулке, 8.
Принадлежал сей дом и сооружен был архитектором Францем Боффо, коему Одесса обязана Воронцовским дворцом, лестницей на Приморском бульваре
да множеством зданий, к примеру, в Театральном переулке, 2, построенном
в 1832 году. Впрочем, его, скорее, следует считать плодом пусть
разнесенного во времени, но коллективного творчества, потому что спустя
четырнадцать лет здание достроил Ф.И.Моранди. И его, городского
архитектора, академика, нужно числить за славным племенем жителей
Театрального переулка, поелику квартировал он тут в доме, что был на
месте нынешнего № 10.
Нынешний дом под № 10 построен архитектором Черниговым Л.М. в 1905 году, известен как доходный дом Бекеля. Фасад дома украшен скульптурными
группами, как и дом №4. В настоящее время дом пуст и потихоньку расползается. А вот дворик вполне обитаем.
Дом № 16. Доходный дом Пориби, построен в 1893-1894 годах, архитектор – Шейнс А.Е. В этом доме была открыта одна из первых фотографий города.
На стене этого здания висит мемориальная доска: «В этом доме жили
известные артисты цирка – братья Ширман». Братья Роман, Александр и
Михаил вместе проработали на арене цирка клоунами 36 лет, с 1938 по 1974 год.
Они дружили с Марией Мироновой и Александром Менакером, Юрием
Никулиным, Анатолием Папановым, Николаем Черкасовым. Из воспоминаний
Юрия Никулина: «Они были подлинными кумирами манежа. А уж Одесса души
не чаяла в своих земляках. В их творческой судьбе был период, когда они
семь лет подряд выступали в этом городе, а успех буквально на каждом
выступлении был неизменным. Случай, можно сказать, уникальный».
Дом № 18. Расположен на углу улицы Екатерининской. Принадлежал Бонифаци. Построен в 1906 году архитектором Э.Я. Меснером.
Привлекают внимание скульптурные группы по фасаду здания.
В настоящее время это жилой дом, на 1-м этаже со стороны переулка – кафе «Хали-Гали».
Из менее именитых, но более близких по времени жителей дома №10 хочется помянуть добрым словом милейшего Юзефа Басова, старого музыканта, служившего еще тапером в немом кино, знатока музыкальной и театральной Одессы давних лет.
Именно он обратил когда-то мое внимание на заурядный подвал дома №18 на углу Екатерининской.
Осенью 1921 года тут возник театрик "Крот" ("Кружок Оригинального Театра"), куда пришли Рина Зеленая, Вера Инбер, будущий автор оперетт В.Типот, Д.Л.Кара-Дмитриев, который через много лет скажет мне о "Кроте": "Не знаю, было ли это хорошо, но весело и молодо..."
Здесь устраивали вечера юмора, инсценировали по обыкновению того времени стихи, например, "Лулу и господин во фраке" В.Инбер, и песенки типа "На верху живет сапожник, на низу живет портной" автора всеизвестной "Свадьбы Шнеерсона" М.Ямпольского...
Потом укатила в Москву В.Инбер, потянулись другие, "Крот" переименовали во 2-й Малый Гостеатр - что за "Крот" в эпоху безусловного пролетарского искусства! - а летом 1922 года тихо закрыли. И только в повести В.Инбер "Место под солнцем" под именем "Созэп" остался "Крот" - четвертый театр в истории Театрального переулка...
Четвертый театр... Четырежды театральный... Признаюсь, был соблазн так и назвать эту статью. Но тот, коему принадлежит пресловутый внутренний голос, монотонно и, казалось, бесстрастно бормотал: "Четырежды театральный, трижды судимый, дважды Краснознаменный ..."
Соблазн пришлось отложить...
Ростислав АЛЕКСАНДРОВ
В прогулке по переулку Чайковского (Театральному) были использованы материалы:
3) Фотографии по Чайковскому переулку // Веб-альбомы Picasa - общедоступная галерея Юрий (http://picasaweb.google.ru/vonomarap/rBPpvJ?feat=embedwebsite#) Веб-альбомы Picasa - общедоступная галерея
4) Старая Одесса (фотоальбом) - www.Odessa.UA - Официальный сайт города Одесса
5) Переулок Чайковского - Где идём?! // (http://atv.odessa.ua/programs/4/pereulok_7413.html) Здесь можно посмотреть видеоролик программы atv.odessa с записью передачи «Где идём», посвященной переулку Чайковского.
Запрещена полная или частичная перепечатка материалов сайта без письменного согласия авторов. Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста.