графика Ольги Болговой
    Путешествуем...

«Есть два разряда путешествий.
Один - пускаться с места в даль.
Другой - сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь...»
                   (А.Твардовский)

 
Первооткрыватели

Норманны (Викинги), Эрнанд Кортес, Себастьян Кабот, Генри Гудзон
Давид Ливингстон, Генри Стэнли, Фристоф Нансен, Роберт Пири
Роберт Скотт, Батискаф "Триест", Жак-Ив Кусто, Штурм Эвереста Руаль Амундсен, Соломон Андре, Адольф Эрик Норденшельд, Джон Франклин
Чарлз Дарвин, Абдель Тасман, Виллем Баренц, Бартоломеу Диаш
Фернан Магеллан, Васко Нуньес Де Бальбоа, Марко Поло, Генрих Мореплаватель


 
Путешествия, впечатления:

По родному краю

История
Белозерского края



 

По странам и континентам

Я опять хочу Париж!
Венгерские впечатления
Болгария за окном
Одесская мозаика


 
Библиотека
путешествий
 

Путешествие на "КОН-ТИКИ"
Тайна острова Пасхи


 
На страницах «Литературные забавы»


Джейн Остин Уникальные материалы о жизни и творчестве блистательной английской писательницы XIX века

Полное собрание «Ювенилии»
(ранние произведения Джейн Остин)

«"Ювенилии" Джейн Остен, как они известны нам, состоят из трех отдельных тетрадей (книжках для записей, вроде дневниковых). Названия на соответствующих тетрадях написаны почерком самой Джейн...»



 

По родному краю

Ольга Болгова


История Белозерского края 

Начало

       4

 

Чувствуя, что слишком углубляюсь в гидравлическо-технические подробности, тем не менее, упрямо продолжу эту тему. Читатели могут радоваться, что автор удержалась от почти непреодолимого желания выложить подробную схему Мариинской системы.
    20 января 1799 года уже во времена правления Павла I был издан указ о сооружении канала между Вытегрой и Ковжей. Систему назвали Мариинской в честь императрицы Марии
    Сооружение канала велось весьма энергично: в 1808 по нему прошло первое судно. Правда, завершение работ потребовало еще двух лет и торжественное открытие с фейерверком и шампанским состоялось лишь в июле 1810-го.
    В Мариинскую систему вошли: река Шексна от истока до устья; Белое озеро в естественном состоянии; река Ковжа с двумя шлюзами; канал между Ковжей и Вытегрой; Вытегра, на протяжении которой было устроено аж 19 шлюзов; Онежское озеро; река Свирь; обводные каналы Ладожского озера, ну и наконец река Нева. Система, соединившая Ладожское озеро с Волгой, была уникальным и грандиозным сооружением даже по мировым масштабам того времени. Создание такого водного пути не могло ни повлиять на род занятий и образ жизни белозеров, волей судеб всегда связанных с нелегкой профессией моряка. Странно, но в русском языке нет слова, обозначающего человека, плавающего не по морям, а по озерам, а дело это было не менее сложным и распространенным. Воды Онежского и Белого озер отличались буйством во время довольно частых штормов, кроме того, многочисленные мели и пороги поджидали моряков на пути. Требовалось надежное вместительное судно, причем с небольшой осадкой. Поэтому и появилась уникальная килевая лодка «белозерка», двухмачтовая, с прочным корпусом и грузоподъемностью до 150 тонн.
    Белозеры и жители посада Крохино строили эти лодки, которые ходили по всей системе от Рыбинска до Вытегры и Свири. Плавание от Ладоги до Волги было не менее опасным, чем путешествие в открытом океане. Так в 1832 году во время шторма на озере погибло 32 судна. Чтобы обеспечить безопасное плавание выдвигались самые фантастические проекты, например, устройство якорных плотов на озере по линии хода судов. В дело был пущен проект устройства каналов в обход Онежского и Белого озер.

Нормальные герои всегда идут в обход. К середине XIX века 64 километра канала вдоль Белого озера были ударно выкопаны, оборудованы тремя шлюзами, плотинами, водоспусками для поддержания уровня воды. В общем, инженерная гидравлика в действии. Интересно, что летом уровень воды в канале бывал на 1,5 – 2 метра выше, чем в озере и проходящие суда, как бы парили над ним. Теперь плавание не зависело от милостей природы, но природа не осталась в долгу после такого немилостивого отношения к ней. Воды рек, питающих озеро теперь не попадали в него, и озеро потеряло часть своей полноводности, а озерная рыба — часть своих нерестилищ, окрестные земли превращались в болото. Изменение условий путешествия стало настоящей катастрофой для судостроителей, владельцев знаменитых белозерок и речных лоцманов. Плавание по обводным каналам можно было совершать на менее крепких и надежных судах, чем романтичные белозерки. Их сменили рациональные унжаки — длинные, до 50 метров, деревянные лодки вместимостью до 150 тонн, что-то среднее между баржой и пирогой. Они стали самым распространенным судном Мариинской системы. Унжаки были одноразовым транспортным средством: они выдерживали всего один, максимум, два рейса. В движение их приводил традиционный российский двигатель внутреннего сгорания — бурлаки, которые бечевой тянули баржи и унжаки, двигаясь вдоль канала по дороге — бечевнику.
    К 1870 году Мариинская водная система стала одной из основных водных транспортных магистралей в Европейской части страны, на ее долю пришлось почти три четверти всех водных перевозок.
    В конце XIX века система вновь была переустроена, на этот раз была сооружена плотина, которая превратила Белое озеро в водохранилище для реки Шексны, упрямо мешавшей спокойному судоходству своими мелями и порогами.
    Это роковым образом сказалось на осетровых — славе и гордости Белого озера. Плотина перегородила им доступ в его воды, и с той поры изображение двух стерлядей на гербе города Белозерска стало чисто символическим.
    В начала XX века было предложено несколько проектов очередной перестройки многострадальной водной системы, но тут в игру вступили силы разрушающие, а не созидающие. Первая мировая война, революция и гражданская война поставили под сомнение само существование Мариинской системы. Шлюзы разрушались, каналы засорялись и мелели. Действительно, старый мир ведь требовалось разрушить, а это дело несложное. Но вот построить… Когда политические бури немного стихли, вдруг оказалось, что люди продолжают жить, и их потребности и в новом мире не изменились. Грузы требовали перевозок, следовательно, нужно было восстанавливать разрушенные пути, и в том числе, водные. В 1924 году грузооборот Волго-Балтийского водного пути, в который входила Мариинская система, достиг прежнего, не побоюсь этих слов, 1913-го года, уровня,
    Во время войны водный путь обеспечивал нужды фронта. По нему эвакуировали людей, отправляли транспорты с ранеными, в самом Белозерске был открыт военный госпиталь.
    В 1964 году был выстроен новый водный путь, который полностью заменил Мариинскую систему, хотя и был проложен по старой трассе. После спрямления ряда речных излучин новый путь стал короче старого на 23 километра, вместо 37 шлюзов стало всего семь. Реки Вытегра, Шексна и Белое озеро образовали огромный единый водоем практически с одним уровнем, на дне которого навеки остались лежать прибрежные деревни. Никакие препятствия больше не мешали судоходству, но жуткое зрелище представляет собой верхушка колокольни, возвышающаяся над водой посреди Шексны недалеко от впадения реки в Белое озеро. Как подумаешь о каменных стенах, уходящих вниз, в темную водную бездну, о домах и погостах, покоящихся на дне, по спине пробегает холодок.


(продолжение следует)

май, 2009 г.

Copyright © 2009 Ольга Болгова

Другие публикации Ольги Болговой

Обсудить на форуме

В начало страницы

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов сайта  без письменного согласия авторов. Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста.


Copyright © 2004  apropospage.ru


            Rambler's Top100