графика Ольги Болговой

История,Быт и нравы

Старый дворянский быт в России

Усадебная культура

Моды и модники старого времени

Правила этикета

Нормандские завоеватели в Англии

Брак в Англии XVIII века

Афоризмы

Наши ссылки

Мы более или менее знаем историю своей страны. Что была Киевская Русь, татаро-монгольское иго; что Иван Грозный убил своего сына, а Петр разбил шведов под Полтавой и прорубил окно в Европу.
  Но что мы знаем о том, как жили люди в старину?... как варили варенье, когда не было сахара?
  Или:
  Откуда летом брали лед и каким образом хранили продукты?

   Из обсуждений на форуме

Советы начинающим:

Мистер Беннет полагает, что пьесы писать легче, чем романы «Я не сразу понял, почему редактор «Нейшн» прислал мне эту книжку Беннета на рецензию. Автор размышляет в ней на узкопрофессиональные темы и в приятной, довольно остроумной манере развлекает...» Бернард Шоу

Как написать гениальный роман «Вы не можете создать персонажи, образы которых будут полыхать ярким огнем в воображении читателей? Значит, чертовски хорошего романа у вас не получится...» Джеймс Н. Фрей


Читайте любовные романы:

«Мой нежный повар» - Неожиданная встреча на проселочной дороге, перевернувшая жизнь
«Записки совы» - Развод… Жизненная катастрофа или начало нового пути?
«Все кувырком» - Оказывается, что иногда важно оказаться не в то время не в том месте
«Новогодняя история» - Даже потеря под Новый год может странным образом превратиться в находку
«Русские каникулы» - История о том, как найти и не потерять свою судьбу
«Пинг-понг» - Море, солнце, курортный роман... или встреча своей половинки?
«Пепельно-розовая роза, или Графомания, как отражение бытия» - Захватывающая история с умопомрачительной блондинкой, синим чулком и сержантом...


 

 

Pусь, X - XVII век


Одежда на Руси в допетровское время


OCR - apropospage.ru

История развития русской одежды, начиная с одежды древних славян, населявших берега Черного моря, а затем во время переселения народов, передвинувшихся к северу, и кончая одеждой предпетровского времени (XVII века), делится на четыре главных периода: скифо-сарматский, норманнский, византийский и монгольский (татарский).
   В начале последнего одежда на Руси приобрела тот вид, из которого стал развиваться окончательно установившийся в XVII веке русский наряд. В царствование Петра I он был вытеснен западноевропейским костюмом.
   Перемены в русской одежде в течение этих четырех периодов совершались крайне медленно и отражались только на высших классах населения. «Мода» не коснулась таких основных частей русской одежды, как шапка, штаны и рубаха из двух кусков с ластовицами под мышками.
   У нас почти нет исторических документов, говорящих об одежде древних восточных славян, поэтому приходится предполагать, что они одевались подобно своим ближайшим соседям - скифам и сарматам. Постоянное общение, одинаковые условия жизни, одинаковый климат - все это позволяет нам думать, что и одежды их были одинаковы.
   Носили они, вероятно, короткую или длинную рубашку без ворота, запахивающуюся спереди и подпоясанную ремнем, с длинными суживающимися к кисти рукавами; полы этой рубашки в большинстве случаев оторачивались мехом; в зимнее время она была вся на меху. Встречались также рубашки, закрытые спереди. Широкие, как шаровары, штаны на сборках у пояса и у ступни надевались или под рубашку, если она была запахивающейся, или поверх нее, если она была закрытой; в последнем случае носили шарфообразный пояс. Плащи застегивались на одном плече.
   Сапоги или туфли делались из целого куска мягкой кожи и перевязывались у лодыжек ремнем. На голове славяне носили или войлочный колпак, или круглую меховую шапку, или же просто повязку.
   Кожа, грубые шерстяные и войлочные ткани служили материалом для одежды. Кожа скреплялась тонкими ремнями. Женское платье состояло из тех же частей, что и мужское, только оно было шире, длиннее и шилось из менее грубой кожи и ткани.
   Ко времени призвания варягов (норманнов) одежда восточных славян становится богаче, встречаются костюмы греческие, римские и чаще всего скандинавские, завезенные иноземными купцами. Славяне прибалтийские, по свидетельству Тацита, не отличались одеждою от германских народов - они едва закрывали наготу свою. Славяне дунайские сражались еще в VI веке почти полунагие, прикрывая только нижнюю часть тела исподним платьем; шкуры зверей лесных и домашних согревали их в холодное время. Женщины носили длинные одежды, украшались бисером и металлами, отнятыми на войне или выменянными у иностранных купцов.

   В 920 году, по словам арабского путешественника Ибн Фадлана, все славяне одеваются уже только в костюмы норманнского типа.
   Отличительной чертой этих костюмов были украшения из металлов, а главные их части: холщовая рубашка с длинными, узкими у кисти рукавами, холщовые штаны и темный кафтан до колен без рукавов; этот кафтан был открыт спереди и обшит по подолу светлой отделкой; застегивался он на груди пряжкой и подпоясы­вался ремнем, окованным бронзой; делался он из грубой шерстяной ткани и очень часто украшался бронзовыми кольцами и камнями.
   Штаны перевязывались под коленкой и у ступни; вместо этих перевязей на ноги надевались металлические обручи. Зажиточные люди носили две пары штанов - холщовые внизу, шерстяные сверху. Темные четырехугольные короткие и длинные плащи застегивались или спереди, или на правом плече двумя булавками, соеди­ненными между собою цепочками, - фибулами; делались эти плащи из той же ткани, что и кафтаны. На ногах зажиточные люди носили поверх штанов очень толстые чулки или же туфли; менее зажиточные обертывали ноги холстом (онучи), а сверху надевали подошву с ремнями, которыми обертывали ногу. Головным убором служил бронзовый обруч, войлочный круглый колпак, весь отделанный металлической спиралью с пряжкой наверху, или же круглая, слегка возвышающаяся войлочная шапка, отороченная снизу мехом.
   Одежды знатных стали изготовлять в этот период из тонких шерстяных и шелковых тканей ярких цветов; встречалась и парча. Вообще костюм норманнский был гораздо богаче славянского костюма древнего периода.

 Князь - 11 век, Княжна 11 век. автор - И.Билибин   Князья носили длинные богатые кафтаны, застегивавшиеся спереди шарообразными пуговицами. Их плащи делались в большинстве случаев из ярко-красного шелка. Женщины одевались очень просто: их рубашка, чуть ниже колен, с круглым, плотно облегающим шею воротом отделывалась по вороту, вокруг обшлагов и по подолу вышивками вроде тех, что мы видим еще и теперь у северных крестьян. Поверх рубашки надевалась юбка, длиной до щиколоток, украшенная по подолу ме­таллическими пластинками и разными другими металлическими украшениями. Плащи и обувь женщины носили такие же, как и мужчины; простые женщины очень часто ходили босые. Всякие украшения - ожерелья, бусы, обручи на шее, серьги с подвесками, браслеты - были в большом ходу и у женщин, и у мужчин.
   Вооружение в этот период состояло из очень длинных мечей с лезвием, заостренным с обеих сторон, из железных кинжалов, украшенных цепями, топоров, копей, луков с колчанами и стрелами, из пращей и дубинок. Вместо знамен употреблялись металлические значки-эмблемы, которые носили, подобно римским значкам, на палках.
   В середине X века во время правления княгини Ольги (945 - 957) вместе с византийской верой русские начинают перенимать и византийские обычаи, и византийскую форму одежды. Сначала это заимствование выражалось только в том, что одежды норманнского типа шили из дорогих византийских тканей, затем со времени Крещения Руси (988) короткополые варяжские костюмы начинают уступать место длиннополым византийским.
Головной убор знатной москвички, 12 векАвтор- И.Билибин   В середине XI века уже почти все русские носят новую одежду, а от прежнего костюма осталась только круглая, отороченная мехом шапка и разные другие мелкие детали.
   Князь и княгиня одеваются теперь в длинные, узкие, преимущественно синие подпоясанные туники с узкими у кисти рукавами, в пурпуровые, очень часто затканные золотом плащи, которые застегиваются пряжкой спереди или на правом плече. Зубчатая корона украшает­ся жемчугом. Княгиня носит корону поверх короткого платка, скрывающего волосы, падающего на плечи прямыми складками и обрамляющего лицо.
   Женщины, одеваясь в длинные платья, убирали грудь монистами, ожерельями и золотыми цепями, пальцы кольцами и перстнями; волосы заплетали в косу, а головной наряд блистал жемчугом и золотом.
   Богатые люди носили шелковое платье, драгоценные пояса и сафьянные сапоги. В XI и даже в XVI веке мы встречаем сапоги с загнутыми кверху носами; подошвы подбивались гвоздями; голенища были до икр круглые. В XIV веке голенища шились под самые колена и здесь стягивались ремнем и тесьмою. Знатные люди и великие князья носили по большей части голенища короткие, унизывали их золотыми и серебряными прошвами, галунами, жемчугом и каменьями. Впрочем, таковая роскошь появилась не ранее XVI века.
   Простой народ предпочитал сапогам лапти по чрезвычайно легкой работе и изобилию материала.
Древность их превышает введение сапог. Надевали лапти на онучи или портянку и обматывали потом ногу лыком, веревочкой или ремнями.
   Нижнее платье называлось портами или портками, они шились из полотна. Рубашки, называвшиеся сорочками, а по-славянски срачицами, шились из хол­ста длинными до колен, с разрезным спереди воротом и подпоясывались шнурком поверх нижнего платья. После завоевания Руси татарами изменились многие наши одежды. Сами сорочки и нижнее платье приняли другой покрой, и едва ли не тогда вошли в употребление штаны и шаровары. Сорочки и тогда шились не длиннее колен; ворот разрезали на левой стороне. Для украшения же делали на груди и спине подоплек, вышитый красными нитками и шелком. Под пазухою нашивали красные и синие ластовки, или ластовицы. Воротник и края рукавов вышивали красными нитками, шелком, серебром и золотом, смотря по состоянию и званию. Воротник застегивали металлической пуговкою. Нижнее платье шилось просторным: из холста, хлопчатобумажной и шелковой материй и подвязывали шнуром под рубашкою. Богатые и знатные носили шелковые и парчовые штаны, которые были холодные и теплые.
   Князь Святослав I, гроза Восточной империи, ничем не отличался одеждою от простого ратника - тогда воины и мирные граждане одевались одинаково. Когда он увиделся с Иоанном Цимискием на берегу Дуная под Доростелем (Силистриею), греки смотрели на него с изумлением. Император, окруженный облитыми в золото всадниками, сидел на коне, а Святослав в лодке - в простой белой одежде, с длинными усами, реденькой бородой и с клоком волос на голове; в ухе его висела золотая серьга, украшенная жемчужиной и рубинами.
   Ношение серег мужчинами было во всеобщем употреблении до начала XV века. Хотя серьги носили и мужчины, однако ожерелья и мониста, как уже говорилось выше, были собственно украшением женского пола. Впоследствии серьги, ожерелья и мониста образовали необходимую принадлежность костюма русских красавиц и распространились между всеми сословиями: чем богаче были эти наряды, тем более выказывалась через них знатность рода.
   До XIII века носили, даже боярские жены, серебряные кольца, с этого же времени появляются золотые кольца и перстни с драгоценными каменьями.
   На картинке «Семейство Святослава», приложенной к Святославову Изборнику (1073), князь изображен в круглой оранжевой шапке, отороченной по низу мехом, в серо синей тунике, спускающейся ниже икр, украшенной темно-синими орнаментами и отделанной красными полосами вокруг ворота и по подолу; узкие рукава заканчиваются длинными золотыми обшлагами. Поверх этой туники на нем прямоугольный плащ с круглым воротом, застегнутый на левом плече и обшитый по краям золотой полосой. На ногах - мягкие высокие сапоги. Княгиня - в оранжевой рубашке с желтоватым круглым, лежащим на плечах большим воротником; широкие рукава ее одежды кончаются скошенным раструбом; из-под них видны узкие рукава нижней рубашки; они такого же цвета и кончаются длинными, облегающими руку золотыми обшлагами. Верхняя рубашка повязана поясом, золотым с синим узором. Несколько выше края подола рубашки - светло-оранжевая широкая полоса. На голове - повязка такого же цвета, как воротник; конец ее спускается на правое плечо. Мальчик, которому она положила руку на плечо, одет в кафтан такой же длины, как туника Святослава, с золотыми поперечными тесьмами-застежками на груди, с золотым отложным воротником шалью и с золотыми же обшлагами. На голове у него довольно высокая синяя шапка с круглым верхом, отороченная узкой полосой меха. На ногах - желтые сапоги. Четыре фигуры на заднем плане одеты так же, как и мальчик.
   По свидетельству византийца Льва Диакона, Святослав носил белую одежду. Наружность Свя­тослава «представляла нечто мрачное и свирепое»: у него было «мало волос на бороде и длинные косматые усы. Все волосы на голове его были выстрижены, кроме одного клока, разделенного на две пряди, висевших по обеим сторонам лица, что озна­чало его знатное происхождение. В одном ухе висела серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами». Описанная прическа была Святосла­вом, очевидно, заимство­вана у тех кочевых народов турецкого происхо­ждения, с которыми ему приходилось воевать. Клок волос, выходя из темени, обвивался за правое ухо, и висевший его конец назывался оселедцем (сельдеею), потому что был похож на сельдь.
   Пояса золотые, усыпанные камнями, украшали мужской костюм. Были пояса шелковые и плетенные золотом с серебром; бархатные и кожаные: их усаживали золотыми и серебряными бляхами, жемчугом и камнями; при поясе висели капторги (застежки), тузлуки и калиты.
   Кушаки складывались в несколько раз: они были шерстяные, шелковые, а иногда переплетались золотом и серебром. Концы кушака висели впереди. За поясами и кушаками были, по азиатскому обычаю, кинжалы и ножи.
   Со времени Владимира Мономаха великие князья носили в торжественных случаях драгоценный венец, называемый шапкой Мономаха, и бармы, широкий круглый воротник, осыпанный каменьями и украшенный медальонами-иконами. Эта шапка и бармы прислал Владимиру Мономаху византийский император Алексей Комнин и принадлежали деду Владимира по матери, Константину Мономаху.
   Военная одежда византийского типа состояла из коротких, доходящих до пояса лат, сделанных из металлических блях; к ним была прикреплена чешуйчатая юбка до колен, тоже из металлических продолговатых пластинок; кроме того, воины носили и кольчуги до колен с четырехугольными или продолговатыми бляхами на груди и спине; кольчуги эти были часто опоясаны кушаком из металлических блях; шлемы, копья, прямые и кривые мечи и т. п. дополняли вооружение.
   Всадники закрывались от стрел небольшими щитами, а пешие высокими, прямыми сверху, заостренными снизу и обтянутыми красноватой кожей.
   После крещения Руси входят в употребление знамена.
   Что касается волос, то в первый период мужчины носили длинные или полу длинные волосы и бороды. В период норманнский волосы носили полу длинные, бороды брили и оставляли только усы. После введения византийской веры снова стали носить бороду, которую с XV века начали подстригать. Женщины в первый период прятали свои волосы под повязками или головными уборами; в норманнский период девушки носили волосы распущенными, а женщины заплетали их в косы и оставляли свободно висеть вдоль спины или же обертывали вокруг головы и покрывали платком; в период византийский женщины скрывали свои волосы, а девушки носили их то распущенными, то заплетенными в косы.
   Несомненно, что в течение этих трех периодов и другие иноземцы, с которыми приходилось сталкиваться русским, имели влияние на их одежду. Так, с IX века должны были встречаться хазарские костюмы, с IX по XI век - костюмы печенежские, в XI - начале XIII - половецкие. Все эти народы были турецкого происхождения и носили преимущественно турецкие одежды; отличались костюмы этих народов один от другого только деталями. Они одевались в большинстве случаев в длинные, открытые спереди, опоясанные кафтаны с длинными рукавами, в широкие шаровары и плащи, напоминавшие римский sagum; на головах у них были тюрбаны или высокие войлочные шапки; оружием служила им кривая турецкие сабля. Волосы мужчины то заплетали в косы, то обривали голову и оставляли чубы, усы носили длинные, спадающие вниз. Женщины заплетали свои волосы в несколько тонких кос вокруг головы, а их одежды состояли из тех же частей, что и мужские. Некоторые исследователи предполагают, что печенеги во время своих походов заимствовали много частей одежды у тех народов, с которыми они воевали, в особенности у византийцев.
   В летописях XII и XIII веков есть указания, что в то время уже встречалось на Руси и короткополое немецкое платье, занесенное захожими иноземцами и ставшее в XI веке «форменной» одеждой скоморохов и прочих «веселых людей».

   В XIII веке, во времена татаро-монгольского ига, появляется на Руси и их одежда. Татарское влияние было столь сильным, что уже к концу XIII столетия византийская одежда почти совершенно исчезла, и ее заменила одежда татарская.
   Первые сведения о том, как одевались сами татары, относятся к XVI веку. По этим известиям, их костюмы напоминали отчасти скифские. Простые люди носили рубаху с узким рукавами, открытый спереди полу длинный, подпоясанный кафтан с широким отложным воротником и с широкими, спускающимися немного ниже локтя рукавами. Некоторые племена носили широкие холщовые штаны, другие племена ходили совсем без штанов. Их шапка имела вид просторной войлочной ермолки, с которой спускались, обрамляя лицо, ремешки.
   Знатные люди носили длинные кафтаны с длинными же рукавами и с воротником; застегивались эти кафтаны до талии большими круглыми пуговицами; такие же пуговицы были пришиты на концах поперечных лацканов, украшавших грудь. Высокая меховая шапка была или остроконечной, или круглой с ворсом, торчащим кверху, и с плоским верхом. По обеим сторонам лица из-под шапки спадали две толстые косы.
   Одежда татарского хана состояла из верхнего длиннополого парчового кафтана с широкими рукавами, со стоячим воротником или без него и из нижнего кафтана с узкими рукавами. Верхний кафтан застегивался большими пуговицами донизу. Поверх всего надевался длинный плащ, подбитый мехом, с меховым воротником. На голове была остроконечная высокая шапка, отороченная снизу широкой полосой меха, подобием султана спереди; верхний конец ее был соединен с короткой шалью, которая спускалась сзади до плеч.
   Кафтаны татарских воинов часто были подби­ты и простеганы. Панцирь их доходил почти до колен и на груди был украшен удлиненными металлическими бляхами; верхнюю часть руки прикрывали заостренные снизу наплечники, приделанные к панцирю. Под панцирями татарские воины носили кожаную куртку с узкими рукавами, отделанными начиная от локтя и до кисти металлическими обручами. На руках у них были железные перчатки. На поясе висел слева меч, а справа колчан. На ногах - сапоги с металлическими пластинками и с бляхой, заканчивающейся острым шипом на колене. Шлем их был круглый и низкий с наносником, кольчужной сеткой для защиты затылка и щек и с двумя пучками волос, приделанными к нему, подобно рогам, спереди, или же без наносника, но с широкими нащечниками и назатыльником. Оружием им служила кривая сабля, заостренное снизу и сверху копье, кинжалы и т. п. Волосы монголы или сбривали совсем, или же оставляли только пряди, которые висели свободно или заплетались, как выше сказано, в косы.
   Русские в монгольский период носили несколько одежд, одну на другой. Обыкновенно поверх исподнего платья, опоясанной рубашки, надевался длинный суконный или тонкий шелковый монгольского типа кафтан, разрезанный спереди. Он опоясывался. Поверх этого кафтана при приеме гостей и тому подобных случаях надевали ферязь - широкий, не опоясывавшийся кафтан с длинными рукавами, доходящими до лодыжек, тоже разрезанный спереди. При выходе из дому на ферязь надевали верхнее платье, опашень или однорядку, с откидным воротником и откидными длинными рукавами. Зимой же верхним платьем была шуба.
   Герберштейн, бывший во главе посольства к Василию III, так описывает русскую одежду начала XVI века:

   «Кафтаны они носят длинные, без складок, с очень узкими рукавами, почти на венгерский лад; при этом христиане носят узелки, которыми застегивается грудь, на правой стороне, а татары, имеющие очень похожие одеяния, на левой. Сапоги они носят, по большей части, красные и притом очень короткие, так что они не доходят до колен, а подошвы у них подбиты железными гвоздиками. Рубашки почти у всех украшены около шеи разными цветами; застегивают они их запястьями и шариками, серебряными или медными вызолоченными, присоединяя ради украшения жемчуг. Подпоясываются они отнюдь не по животу, но по бедрам и даже опускают пояс до паха, чтобы живот больше выдавался».

Англичанин Флетчер пишет об одежде русских в конце XVI века, в царствование Федора Иоанновича:

   «Поверх рубахи, изукрашенной шитьем, потому что летом они дома носят ее одну, надевается зипун, или легкая шелковая одежда, длиною до колен, которая застегивается спереди, и потом кафтан, или узкое застегнутое платье с персидским кушаком, на котором вешают ножи и ложку. Кафтаны шьются обыкновенно из золотой парчи и спускаются до самых лодыжек. Сверх кафтана надевают распашное платье из дорогой шелковой материи, подбитое мехом и обшитое золотым галуном; оно называется ферязью. Другая верхняя одежда из камлота или подобной материи есть охабень, весьма длинный с рукавами и воротником, украшенным каменьями и жемчугом. При выходе из дома набрасывается сверх всей этой одежды, которая очень легка, хотя и состоит из нескольких платьев, так называемая однорядка, похожая на охабень, с тою разницею, что шьется без воротника; обыкновенно она бывает из тонкого сукна или камлота. Сапоги с заправленными в них онучками вместо носков делаются из персидской кожи, называемой сафьяном, и вышиваются жемчугом. Нижнее платье обыкновенно - из золотой парчи. Боярские дети или дворяне одеваются точно так же, употребляя только другую материю на платья, но кафтан или нижнее платье и у них бывает иногда из золотой парчи, а прочее платье - суконное или шелковое».

   Охабни с рукавами, о которых говорит Флетчер появились только в XV веке.
   По свидетельству Гванина, строго было запрещено царским указом во второй половине XVI века, чтобы люди без состояния не одевались в пышные одежды.
   Одежду первой половины XVII века голылтинский посол Олеарий описывает так:

«Одежда мужчин у них почти сходна с греческою. Их сорочки широки, но коротки и еле прикрывают седалище; вокруг шеи они гладки и без складок, а спин­ная часть от плеч покроена в виде треугольника и шита красным шелком. У некоторых из них клинышки под мышками, а также по сторонам, сделаны очень искусно из красной тафты. У богатых вороты сорочек, которые шириною в добрый палец, точно так же, как полоска спереди, сверху вниз, и места вокруг кистей рук - вышиты пестрым крашеным шелком, а то и золотом и жемчугом; в таких случаях ворот выступает над кафтаном; ворот застегивается у них двумя большими жемчужинами, а также золотыми или серебряными застежками. Штаны их сверху широки и, при помощи особой ленты, могут по желанию суживаться и расширяться. На сорочку и штаны они надевают узкие одеяния вроде наших камзолов, только длинные, до колен, и с длинными рукавами, которые перед кистью руки собираются в складки; сзади, у шеи, у них воротник в четверть локтя длиною и шириною; он снизу бархатный, а у знатнейших из золотой парчи; выступая над остальными одеждами, он подымается вверх на затылке. Это одеяние они называют "кафта­ном". Поверх кафтана некоторые носят еще другое одеяние, которое доходит до икр или спускается ниже их и называется ферязью. Оба эти нижние одеяния приготовляются из катуна, киндиака, тафты, дамаста или атласа, как кто в состоянии завести его себе. Ферязь - на бумажной подкладке. Над всем этим у них длинные одеяния, спускающиеся до ступней; таковые они надевают, когда выходят на улицу. Они в большинстве случаев из сине-фиолетового, коричневого (цвета дубленой кожи) и темно-зеленого сукна, иногда также из пестрого дамаста, атласа или золотой парчи. В таком роде все кафтаны, которые находятся в сокровищницу великого князя и выдаются во время публичных аудиенций мужчинам, заседающим на них для усиления пышности. У этих наружных кафтанов сзади на плечах широкие вороты; спереди (сверху вниз) и с боков прорезы с тесемками, вы­шитыми золотом, а иногда и жемчугом; на тесемках же висят длинные кисти. Рукава у них почти такой же длины, как и кафтаны, но очень узкие; они их собирают на руках во многие складки, так что едва удается просунуть руки; иногда же, идя, они дают рукавам свисать ниже рук. Некоторые рабы и легкомысленные сорванцы носят в таких рукавах камни и кистени, что нелегко заметить; нередко, в особенности ночью, с таким оружием они нападают и убивают людей».

Высокий стоячий воротник-козырь, о котором сейчас говорилось, появился в XVII веке.
   Одежды: терлик, турский кафтан, становый кафтан, зипун, платно, опашень и кожух, исключительно употреблялись при дворе.
   Терлик во всем похож на ферезь, но был с перехватом; спереди делались короткие петли; от шеи вдоль обеих пол по подолу и рукавам обшивали серебряным и золотым гасом, унизывали жемчугом и каменьями. Рукава шили короче ферези и без сборок.
Турский кафтан - длинное платье без воротника и петель; правую полу закидывали за левую, застегивали у шеи и на левом боку.
   Становый кафтан был во всем подобен турскому, с широкими и недлинными рукавами; вверху застегивали запонкой и полы забирали за полы, шили преимущественно из шелковых материй. Его носили государи поверх зипуна.
   Зипун то же, что кафтан, но с короткими петлями и без козыря. Зипуны подбивались мехом и украшались стоячим ожерельем вокруг шеи, осыпанным жемчугом и каменьями.
   Платно во многом сходствовало с ферезью; оно имело короткие рукава и застегивалось короткими петлями; надевали на становый кафтан и носили одни государи, потому шили только из бархата и парчи; вокруг унизывали кружевами из жемчуга и дорогих каменьев.
   Опашень, похожий на платно, шился с короткими рукавами.
   Кожух был то же, что опашень, но подбивался мехом.
   Становый кафтан, опашень, платно и кожух носили государи и царевичи. Кафтан, зипун и кафтан турский подпоясывались кушаками и поясами.
   Старинные русские одежды имели внизу боковых пол прорези, которые застегивались петлицами.
   Что касается головных уборов, то в XVI веке, кроме варяжской шапки, не выходившей из моды, бояре носили сплошную меховую шапку, ворсом кверху; эта шапка постепенно вытягивалась, и из нее образовалась высокая горлатная шапка, которую носили в XVII веке бояре в парадных случаях. Так называемую мурмолку - шапку с узорчатыми, поднятыми кверху, разрезанными спереди и украшенными каменьями полями, иногда опушенными мехом, носили молодые люди. Шапка-колпак, подбитая мехом, иногда разрезанная спереди, была в моде и в XVI, и в XVII веках.
   Все шапки, кроме горлатных, очень часто снабжались металлическими украшениями в виде перьев, которые «развевались вверх и вниз».
   Простые люди, мужики, носили рубаху и штаны; зимой они надевали, кроме того, сермягу (кафтан из грубого сукна) до колен и овчинный тулуп; шапка была войлочной; на ногах носили лапти или сапоги.
   Люди всех сословий носили рукавицы, и, смотря по состоянию, они были кожаные, суконные и бархатные, с серебряными и золотыми узорами; делались, однако, холодные, теплые и перчатые. От последних произошло название перчаток.
И.Билибин. Вологодская молодуха в праздничном наряде   Для зажиточных купцов, дворян, бояр и великих князей рукавицы шились из сукна и бархата, подбивались мехом с собольей опушкою; рукавицы перчатые были атласные, суконные, оленьи, лосиные и вязанные из шелка. Их иногда подбивали мехами и атласом; при них носили дорогие запястья, низанные жемчугом и шитые волоченым золотом с шелками; по краям нашивалась бахрома.
   Бороды в то время носили длинные, иногда подстриженные.
   Женская старая русская одежда, встречающаяся и до нашего времени кое-где на севере, по описанию И.Я. Билибина, состояла из рубахи, спускающейся ниже колен и застегивающейся у ворота серебряной круглой (иногда с камнем) запоной. Рукава ее были иногда длинные и узкие, иногда - короткие и широкие, собранные у локтя или ниже его. Эта рубаха очень часто отделывалась вышивками у ворота, на рукавах ниже плеч, на концах рукавов и по подолу. Поверх рубахи надевался сарафан, висевший на плечах на широких или узких лямках. Старые сарафаны застегивались спереди серебряными, медными, украшенными каменьями пуговицами сверху донизу. Иногда к ним пришивались сзади длинные, узкие фальшивые рукава. Длинные сарафаны, начинающиеся от горла, иногда с широкими, а иногда длинными и узкими рукавами назывались летниками и делались без разреза и застежки спереди. В теплые дни поверх сарафана надевалась душегрея на лямках, спускавшаяся немного ниже талии; она бывала или в крутую складку, или гладкая. Зимой вместо душегреи носили короткие шубки, шугаи, перехваченные на талии, с крутыми складками (борами) сзади и с длинными узкими рукавами или же длинные шубки, ниже колен.
   Иноземные путешественники XVI и XVII веков описывают женскую одежду так:

«Благородные женщины, называемые женами боярскими, носят на голове тафтяную повязку, обыкновенно красную, а сверх нее шлык, называемый науруса, белого цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку из золотой парчи, называемую шапкой земскою, с богатою меховою опушкою, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать им. В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными каменьями. Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Когда выезжают верхом или выходят со двора в дождливую погоду, то надевают белые шляпы с цветными завязками, называемые шляпами земскими. На шее носят ожерелье, в три и четыре пальца шириною, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными каменьями.
   Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами, величиною почти в грецкий орех. Сверху под воротником к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который висит почти до половины спины. Под опашнем или верхнею одеждою носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рукавами, которые до локтя делаются обыкновенно из золотой парчи; под нею же - ферязь земскую, которая надевается свободно и застегивается до самых ног. На руках носят весьма красивое запястье, шириною пальца в два, из жемчуга и дорогих каменьев. У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи, вышитые жемчугом. Такова парадная одежда знатных женщин в России. Платье простых дворянских жен отличаются только материею, но покрой один и тот же».

Олеарий описывает женские одежды так:

«У богатых женщин костюмы спереди донизу окаймлены позументами и другими золотыми шнурами, у иных же украшены тесемками и кистями и иногда большими серебряными и оловянными пуговицами. Рукава вверху не пришиты вполне, так что они могут просовывать руки и давать рукавам свисать. Однако они не носят кафтанов и - еще того менее - четырехугольных, поднимающихся на шее воротников. Рукава их сорочек в 6, 8,10 локтей, а если они из светлого катуна, то и более еще того длиною, но узки; надевая их, они их собирают в мелкие складки. На головах у них широкие и просторные шапки из золотой парчи, атласа, дамаста, с золотыми тесьмами, иногда даже шитые золотом и жемчугом и опушенные бобровым мехом; они надевают эти шапки так, что волосы гладко свисают вниз наполовину лба. У взрослых девиц на головах - большие лисьи шапки. У женщин, в особенности у девушек, башмаки с очень высокими каблуками: у иных в четверть локтя длиною; эти каблуки по всему нижнему краю подбиты тонкими гвоздиками. В таких башмаках они не могут много бегать, так как передняя часть башмака с пальцами ног едва доходит до земли».

Отличительной чертой русских женских нарядов XVII века были длинные рукава, соединенные с подолом платья. Простые крестьянские женщины, когда хотят нарядиться, то, по словам Флетчера, «надевают красное или синее платье и под ним теплую меховую шубу зимою, а летом только две рубахи, одна на другую, и дома, и выходя со двора. На головах носят шапки из какой-нибудь цветной материи, многие также из бархата или золотой парчи, большею частью повязки. Без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы».
   Русские городские женщины того времени покрывали свое лицо густым слоем белил и румян и становились совершенно неузнаваемы. Поэтому некоторые иностранцы, как, например, Флетчер, считают русских женщин некрасивыми и даже страшными. Он пишет о них:
   «Женщины, старясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить. Однако там никто не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не только вполне нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивые куклы».
   «В городах, - пишет Олеарий, - они (женщины) все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернятся также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы».
Обычай красить лицо - восточного происхождения и был заимствован русскими женщинами от монголов. Женский пол страстно любил румяниться, и тот муж, который не покупал для своей жены белил, не любил ее. Женщины красили щеки, губы, подбородок и брови и намазывались до того, что отвратительно было смотреть на них. Гостю позволялось румяниться в присутствии женщины, ибо этим он доказывал к ней свое уважение. Другие белили и румянили дорогие головные повязки (венчики), украшенные зо­лотыми и серебряными звездочками.
И.Билибин, Вологодская девушка в праздничном наряде   Что касается прически, то русские женщины в монгольский период всегда закрывали свои волосы и носили дома на голове «волосники» или «повойники» или же повязывались платком, а выходя со двора, надевали кокошник или кику; зимой они скручивали свои волосы под шапками, «взрослые же девицы оставляют их сплетенными в косу на спине, привязывая при этом внизу косы красную шелковую кисть» (Олеарий); на голове они носят широкую вышитую повязку с длинными лентами сзади.
   Царь в обыкновенных случаях одевался, как и бояре.
   «Выходная» царская одежда состояла: летом - из легкого шелкового опашня, золотной шапки с меховым околом, зимою - из шубы и горлатной лисьей шапки, осенью и в сырую погоду - из суконной однорядки. Под верхнюю одежду надевался обычный наряд - сорочка, зипун и становой кафтан (спереди разрезанный, застегивающийся, расходящийся книзу, без воротника, с широкими рукавами, напоминающий архиерейский сакос).
   Во время больших праздников и в торжественных случаях царь надевал наряд царский.
   При приеме иностранных послов переменяли по нескольку раз кафтаны. Недостаточные получали из казны золотые, серебряные, парчовые и из персидской ткани одежды и высокие шапки из черного лисьего меха. Это великолепие изумляло иноземцев; они говорили единогласно, что царский двор был облит в золото. Иные представлялись ко двору в цветном платье, шитом из обьяри, камлота или тонкого сукна с золотыми нашивками; голову покрывали черной шапкою.
   Указом 1680 года предписывалось являться ко двору в ферезях только одним боярам, окольничим, думным и ближним людям, стольникам, стряпчим, дворянам и дьякам. На ферезь набрасывали охабень, длинное платье с рукавами и воротником. В царствование Федора Алексеевича в конце XVII века не велено никого впускать во дворец, одетого в охабень.
   Во время выездов надевали поверх охабня однорядку, длинную одежду из сукна или кам­лота, деланную без воротника; в военное вре­мя употребляли корзнь, род епанчи.
   Сапоги носили сафьянные и часто обшивали жемчугом; нижнее платье было атласное или парчовое.
   Головы покрывали высокими собольими, горлатными и лисьими шапками. Название горлатных шапок произошло от употребления меха от душек, или горла, пушистых живот­ных. Они делались вышиною почти в аршин: вверху шире, а к голове уже. К этой шапке иные прикрепляли пушистое высокое перо на дорогом запоне или застежке, усыпанное камнями. У других шапок верх был парчовый или бархатный, а спод соболий или рысий. Шапки унизывали жемчугом и сверху привязывали кисти с дорогими каменьями, и таковые шапки назывались мурманками, или мурманкою. Борис Годунов при приеме константинопольского патриарха Иеремии II стоял у трона царя Феодора в шапке мурманке и золотой одежде на опашку. Мурманки были высокие, с плоскою тульей и к голове шире; делались без бархата и парчи и вместо мехового околыша имели меховую с отворотами лопасть, которая в двух местах у тульи пристегивалась пуговицами на петлях. К ним прикрепляли иногда дорогое или жемчужное перо.
   Обыкновенное же платье бояр было черное бархатное, иногда унизанное по краям дорогими камнями и жемчугом, и употреблялось почти до середины XVIII века.
   Носили еще фофудии - самую древнюю одежду мужчин и женщин, а подпоясывались малиновыми или красными поясами.
   Волосы стригли, опальные отращивали их весьма длинными, так что они закрывали лицо и лежали разбросанными по плечам. Остриженную голову закрывали маленькою скуфьею, плетенною из золотых или серебряных ниток и унизанную жемчугом и дорогими каменьями. Поверх скуфьи надевали тафию - высокие шапки из черных лисиц или других мехов, которые не снимали в присутствии самого государя.
   При царе Иоанне IV было запрещено собором носить тафии, особенно входить с ними в церковь, вероятно, потому, что они были собственно татарские шапки. Несмотря на запрещение, многие носили: царевич Дмитрий носил суконную, которая хранилась в ризнице московского Архангельского собора и была убрана яхонтами и жемчугом.
   Государи и бояре носили еще шубы, называвшиеся бостроги, кожухи и терлики. Они были по большей части бархатные с золотыми шнурами и кисточками на дорогих собольих или лисьих мехах. Были еще и летние терлики.
   Сапоги подбивали гвоздями и подковами серебряными; иные унизывали по швам, носкам и каблукам жемчугом; иногда драгоценными каменьями.
   Великокняжеский дом носил боярскую одежду, которая отличалась одним блеском и пышностью.
   Богатство царской одежды было ослепительным, особенно когда наши государи являлись в торжественные дни к выходу или короновались. Царь Феодор, по свидетельству очевидцев, превосходил великолепием все предшествовавшие коронования. Один скипетр, осыпанный драгоценными каменьями, был длиною в 3,5 фута и стоил несколько миллионов; одежда царя весила не менее 200 фунтов; шесть князей держали хвост мантии; вельможи сияли бриллиантами, яхонтами и жемчугом удивительной ве­личины, ценимые на миллионы. О наряде царя Михаила, бывшем во время его бракосочетания, сказано, что он был в кожухе золотом аксамитном, на соболях, и в шубе русской собольей, крытой бархатом золотным, замотав полы за плеча.
   Франциск да Коло пишет, что великие князья жаловали храбрых и любимых воинов одеждами шелковыми, суконными, парчовыми и шубами. Этой одежды всегда лежало в великом множестве в кладовых, занимавших в Москве целую улицу. Иоанн IV по покорении Казанского царства жаловал отличных воинов шубами золотыми и бархатными на собольих мехах; ковшами золотыми и кубками.
   Боярские жены, знатные и богатые, покрывали волосы шелковой сеткою, обвязывая голову белой повязкою или носили тафтяную шапочку, обыкновенно красного цвета, с шелковым белым повойником или шлыком. Надевали большую парчовую шапку, опушенную мехом и унизанную жемчугом и дорогими каменьями; незамужние и бездетные носили черные лисьи шапочки. Некоторые знатные женщины одно время перестали украшать шапки жемчугом потому, что такие же стали носить купеческие и подьяческие жены.
   В уши вдевали золотые серьги с изумрудами и яхонтами длиною иногда в два дюйма; шею покрывали жемчужными монистами, головы повязывали богато вышитыми платками.
   Платья были из тонкого красного сукна и разноцветной материи; носили широкие, длинные, с висячими рукавами и застегивались дюжиною золотых пуговиц; другие боярыни носили серебряные парчовые и золотые. Воротники делали откидные до половины спины, и часто собольи.
   Боярыни и их дочери шили иногда широкое платье, застегнутое спереди, без рукавов, и это называлось ферезея, или ферезь, которая во многом сходна с сарафаном. Тогда носили сарафаны не только простые женщины, но и боярские жены, с той разницей, что у бедных женщин сарафаны делались из крашенины, китайки, кумачные и суконные; у знатных и богатых из дорогой материи. Шили еще телогреи, на которые надевали теплые и холодные душегрейки. Они были совершенно сходны с сарафанами, только гораздо короче, без пуговиц и на груди с выемкой. Поверх ферези надевали опашень кармазинного цвета, с рукавами до самой земли. Это одеяние суживалось спереди и усаживалось большими золотыми или по крайней мере серебряными позолоченными пуговицами величиною с грецкий орех. Позади привешивался подбитый дорогим мехом капюшон, висевший до половины спины.
   Рубашки носили длинные, у которых рукава были от 6 до 10 локтей, и складки сбирали искусно на руки.
   Зимой носили картели (шубы) из собольих, горностаевых и других дорогих мехов; крыли их бархатом и золотистой материей.
   Летом надевали летники: атласные платья с рукавами или из другой легкой материи; до локтя обшивали их парчою или делали складки со швами из материи другого цвета.
   Носили еще кокошники, выдававшиеся вперед, которые были различного вида и величины. Тулья кокошников делалась из цветной шелковой ткани, парчи и штофа. Передняя сторона вышивалась шелками, унизывалась бисером и жемчугом, а местами цветными каменьями. Иногда делали их круглыми, шириною в пять или шесть вершков, и довольно низкими. Другие делали высокими, иногда в поларшина, с торчащим вверх клином.
   На рукава платья надевали широкие запястья из золота, усаженные жемчугом и драгоценностями; пальцы украшали кольцами и перстнями; сапожки носили сафьянные: желтые, малиновые и голубые, шитые золотом, жемчугом, но на высоких каблуках.
   Описанный женский убор был общий для цариц и царевен, которые распознавались только по особо оказываемому им почтению или чрезвычайному блеску одеяния.
   Из описания царского выхода в день Богоявления И. Забелиным видно, как бывала одета свита царя в подобных случаях.
   Шествие открывали стрельцы, одетые в цветные платья, одни с золочеными пищалями и винтовками, ложи которых украшены были перламутровыми раковинами, другие с золочеными копьями и третьи с золочеными алебардами, древки которых были обтянуты желтым атласом с золотыми галунами и шелковыми кистями.
   Перед государем шли дьяки и чиновники в бархатных кафтанах, за ними дворяне, стольники в золотых кафтанах, затем ближние люди, думные дьяки и окольничьи в богатых шубах и, наконец, государь. Царский наряд был очень тяжел, и поэтому государя поддерживали под руки двое стольников. Возле него шли бояре и думные дворяне в шубах и горлатных шапках. Царское шествие охраняли стрелецкие полковники в бархатных и объяринных ферезях и в турских (турецких) кафтанах.
   Телохранителями царя были рынды. Итальянец Барберини, видевший выход Грозного в 1565 году, описывает их так:

«Шел он (т. е. царь) посреди четырех молодых людей, имевших от роду лет по тридцати, но сильных и рослых: это были сыновья знатнейших бояр; двое из них шли впереди него, а двое других позади, но в некотором отдалении и на ровном расстоянии от него. Они одеты были все четверо одинаково: на головах у них были высокие шапки из белого бархата с жемчугом и серебром, подбитые и опушенные вокруг большим рысьим мехом.
   Одежда на них была из серебряной ткани с большими серебряными пуговицами - до самых ног; подбита она была горностаями; на ногах сапоги белые с подковами; каждый на плече нес красивый большой топор, блестевший серебром и золотом».

Траур по покойникам носили на Руси и в то время.
   По словам Г. Котошихина, в случае смерти царя и кого-нибудь из царского семейства, по придворным правилам, полагались черные одежды: «Бояре и думные и ближние люди нарядятся в черное платье, поедут на царский двор и у царского тела прощаются».
   Парадная одежда царицы почти ничем не отличалась от одежды царя. Она была только не так богато отделана; вышивка на ней шла только по подолу и с бок Корону царица возлагала на покрывало, которое обрамляло лицо и достигало воротника.
   Женщины и девушки из духовного сословия одевались точно так же, как светские.
   Девицы заплетали волосы в косу, голову повязывали широкою повязкой, называемой лентою, потому что она была или из одних лент, или из широкого позумента; богатые накладывали жемчужные поднизья, оставляя верх головы открыты. Из-под повязки ниспадала по спине коса, к концу коей привешивался косник, который не что иное был, как из картузной бумаги треугольник шириною в два и. три вершка: обшитый шелковою тканью, унизанный разноцветным бисерным узором или жемчугом и каменьями. Косу заплетали как можно слабее и пошире, разделив волосы на множество прядей и перевив их золотыми нитками, а богатые переплетали нитки жемчугом.
   Заплетание косы составляло большое искусство. Надобно было, чтобы коса закрывала всю шею широкой решеткою, которая постепенно суживалась бы до самого косника.
   Девицы, отправлявшиеся под венец, не заплетали волосы в косу, но распускали по плечам, и в этом положении венчались. По совершении бракосочетания свахи выводили новобрачную в трапезную или на паперть, снимали с головы ее девичий убор и, разделив волосы надвое, заплетали в две косы; потом, обвертев ими голову, надевали кокошник, наконец, покрывали фатою и подводили к новобрачному, который все это время ожидал ее на своем месте в церкви.
   Десятилетние девочки и мальчики ходили в одних длинных рубашонках; всем им стригли одинаково волосы на голове, оставляя висячими по два локона, и девушек можно было узнать по одним длинным волосам.
   Военная одежда русских этого периода тоже была заимствована у татар. Под влиянием времени и событий изменялись ее детали, но характер оставался монгольским.
   У русских воинов в продолжение этого времени были кожаные, подбитые и простеганные панцири, спускавшиеся ниже талии, с металлическими бляхами; круглые шлемы-шишаки с острием наверху, с наушниками, затыльниками и подвижными, поднимающимися и опускающимися наносниками или без них; круглые остроконечные шлемы, шлемы в виде воронки, посаженные на низкий плоский ци­линдр вроде тульи, и т. п. Вместо указанных панцирей поверх боевой рубашки воины носили также кольчуги, спускавшиеся на бедра, с рукавами до локтей, с бляхами на груди и на спине; эти кольчуги опоясывались металлическими кушаками; иногда поверх кольчуги надевалось еще нечто вроде панциря из крупных металлических пластин, укрепленных гвоздями на коже.
   Конные ратники носили тегилеи, или куяки, - длинные, до ступней, простеганные, подбитые кафтаны с воротниками - козырями. В XVI веке появился шлем-ерихонка, имевший вид конуса, с маленьким козырьком, с наносником, свободно висящими наушниками и с затыльником.
   Оружием служили русским воинам кистени, топоры, кривые сабли и кинжалы, прямые тесаки-мечи, секиры разных форм, луки со стрелами и колчанами, самострелы (арбалеты), заимствованные у западных народов, и т. п. Огнестрельное оружие появилось у нас только во второй половине XVI века.
   В царствование Петра I военная одежда монгольского типа уступила место западноевропейскому военному костюму. То же произошло и со светской одеждой. Староверы и люди, жившие в отдаленных от Петербурга местах, еще некоторое время продолжали одеваться по старине, но вследствие преследований и им пришлось переодеться на западный лад.
   В бытность в Москве английского посла Карлиля, во второй половине XVII века, одевались так же, как и прежде: в широкие и длинные платья, рукава которых ниспадали до земли, но их подбирали в многочисленные складки с большим искусством; носили полукафтаны, длинные по икры, с большими висячими воротниками. Знатные особы одевались в кафтаны до колен, со стоячими воротниками, которые сзади были шире и выше, нежели спереди: их покрывали бархатом и парчовой материей.
   Исподнее платье было узкое.
   Головы покрывали высокими колпаками с одним отверстием впереди и другим сзади: богатые носили кармазиновые и бархатные и унизанные жемчугом; купцы делали суконные, а бедные войлоковые, которые пестрели разноцветными кусоч­ками сукна. На зиму их подбивали мехами.
   Рубашки вышивались шелком; воротник, нарукавники и грудь блистали золотою вышивкой и жемчугом.
   Носили полусапоги остроконечные с весьма высокими каблуками; подборы подбивали гвоздями.
   Большая часть богатых знатных людей носила уже тогда башмаки и шелковые чулки или вязаные шерстяные; крестьяне оборачивали ноги войлоком или толстым сукном; бороды отращивали длинные, а волосы на голове имели короткие.
   Платье простого народа ничем не отличалось от платья у знатных людей; горожане носили суконное: темно-красное, темно-зеленое и фиолетово-красное, а крестьяне - из толстого сукна. На зиму подбивали платье дорогими мехами: собольими, лисьими, горностаевыми, беличьими, заячьими; простолюдины носили овечьи полушубки.
   Женский наряд отличался от мужского шириной и длинными рукавами. Рукава их рубашек были довольно узкие, но от трех до четырех аршин длины, почему собирали в складки, которые покрывали сгибы самих пальцев. Полусапожки женщины носили такие же, какие мужчины. Волосы заплетали девушки в две плетенки, которые ниспадали по спине; женщины подбирали их под чепец.
   Иоанн III, позволив иностранцам селиться в Москве, покровительствовал им и не препятствовал введению иноземных обычаев. Внук его, Иоанн Грозный, хотел ввести немецкие обычаи и законы. Борис Годунов не запрещал перенимать немецкие обычаи. Первый самозванец вводил польско-немецкие обычаи. Цари Михаил и Алексей не воспрещали иноземцам жить по своему обычаю, а русским - заимствовать от них не одно просвещение, но образ жизни и одежды.
   При царе Феодоре Алексеевиче уже запрещалось носить драгоценные платья шитые на татарский покрой, а повелевалось ходить в польском или древнем русском. Боярин Никита Иванович Романов давно носил польские и французские одежды, но только у себя в деревне.

По материалам книги "История костюма",
составленной Наталией Будур

Впервые опубликовано на сайте APROPOS в «Литературные забавы», 2005 г.

 

Из обсуждений на форуме

В начало страницы

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов клуба www.apropospage.ru  без письменного согласия автора проекта. Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста. 


Copyright © 2004  apropospage.ru


      Rambler's Top100