графика Ольги Болговой

История,Быт и нравы


История в деталях

* Старый дворянский быт в России
* Усадебная культура
* Одежда на Руси в допетровское время
* Моды и модники старого времени
* Правила этикета
* Нормандские завоеватели в Англии
* Сценический костюм и театральная публика в России XIX века
* Брак в Англии XVIII века



Афоризмы

Наши ссылки



Англия, XIX век. Титулы, законы о браке
Англия, XIX век. Боу-стрит. Полиция




Пребывание в гостях
Прием гостей
Приглашение на чай
Поведение на улице
Вы отправляетесь за покупками
Поведение в местах массовых развлечений



Литературный клуб:

 

Мир литературы
− Классика, современность.
− Статьи, рецензии...
− О жизни и творчестве Джейн Остин
− О жизни и творчестве Элизабет Гaскелл
− Уголок любовного романа.
− Литературный герой.
− Афоризмы.
Творческие забавы
− Романы. Повести.
− Сборники.
− Рассказы. Эссe.
Библиотека
− Джейн Остин,
− Элизабет Гaскелл,
− Люси Мод Монтгомери.
Фандом
− Фанфики по романам Джейн Остин.
− Фанфики по произведениям классической литературы и кинематографа.
− Фанарт.

Архив форума
Форум
Наши ссылки


Впервые на русском
языке и только на Apropos:


Полное собрание «Ювенилии»
(ранние произведения Джейн Остин)
«"Ювенилии" Джейн Остен, как они известны нам, состоят из трех отдельных тетрадей (книжках для записей, вроде дневниковых). Названия на соответствующих тетрадях написаны почерком самой Джейн...»

Элизабет Гаскелл

Элизабет Гаскелл «Север и Юг» «Как и подозревала Маргарет, Эдит уснула. Она лежала, свернувшись на диване, в гостиной дома на Харли-стрит и выглядела прелестно в своем белом муслиновом платье с голубыми лентами...»


Перевод романа Элизабет Гаскелл «Север и Юг» - теперь в книжном варианте!
Покупайте!

Этот перевод романа - теперь в книжном варианте! Покупайте!


Элизабет Гаскелл Жены и дочери «Осборн в одиночестве пил кофе в гостиной и думал о состоянии своих дел. В своем роде он тоже был очень несчастлив. Осборн не совсем понимал, насколько сильно его отец стеснен в наличных средствах, сквайр никогда не говорил с ним на эту тему без того, чтобы не рассердиться...»


Фанфики по роману "Гордость и предубеждение"

В т е н и История Энн де Бер. Роман
ПустоцветИстория Мэри Беннет. Роман (Не закончен)
Эпистолярные забавы Роман в письмах (Не закончен)
Новогодняя пьеса-Буфф Содержащая в себе любовные треугольники и прочие фигуры галантной геометрии. С одной стороны - Герой, Героини (в количестве – двух). А также Автор (исключительно для симметрии)
Пренеприятное известие Диалог между супругами Дарси при получении некоего неизбежного, хоть и не слишком приятного для обоих известия. Рассказ.
Благая весть Жизнь в Пемберли глазами Джорджианы и ее реакция на некую весьма важную для четы Дарси новость… Рассказ.
Один день из жизни мистера Коллинза Насыщенный событиями день мистера Коллинза. Рассказ.
Один день из жизни Шарлотты Коллинз, или В страшном сне Нелегко быть женой мистера Коллинза… Рассказ.


Осень

«Дождь был затяжной, осенний, рассыпающийся мелкими бисеринами дождинок. Собираясь в крупные капли, они не спеша стекали по стеклу извилистыми ручейками. Через открытую форточку было слышно, как переливчато журчит льющаяся из водосточного желоба в бочку вода. Сквозь завораживающий шелест дождя издалека долетел прощальный гудок проходящего поезда...»

Дождь

«Вот уже который день идёт дождь. Небесные хляби разверзлись. Кажется, чёрные тучи уже израсходовали свой запас воды на несколько лет вперёд, но всё новые и новые потоки этой противной, холодной жидкости продолжают низвергаться на нашу грешную планету. Чем же мы так провинились?...»

Дуэль

«Выйдя на крыльцо, я огляделась и щелкнула кнопкой зонта. Его купол, чуть помедлив, словно лениво размышляя, стоит ли шевелиться, раскрылся, оживив скучную сырость двора веселенькими красно-фиолетовыми геометрическими фигурами, разбросанными по сиреневому фону...»


«Новогодниe (рождественские) истории»


 

Англия, XII век


Нормандские завоеватели в Англии

 

Хронологически XII век начинается спустя тридцать четыре года после высадки Вильгельма Завоевателя в Англии и битвы при Гастингсе. Завоевание нормандцами было, конечно же, значительным, но одновременно и страшным событием для английского на­рода. Оно означало не только смену правя­щей династии, но и совершенно иную организацию общественной жизни и другой язык правящего класса.
    Саксы по большей части были крестьянами, и они никогда не стремились жить в больших городах. Сейчас мы понимаем, что у них была четкая, хотя и примитивная, система строительства церквей, и мы можем восхищаться великолепно оформленными рукописями и другими видами их искусства, но они не были связаны прочными нитями феодальных отношений, подобных тем, какие, например, позволили нормандцам иметь в своем распоряжении хорошо обученную армию, которой пастухи-саксы не могли противостоять.
     Вильгельм Завоеватель сам был великим человеком, талантливым государственным деятелем и воином. И хотя был необычайно жестоким, например опустошая северные провинции, все-таки он искал пути наведения порядка и обустройства страны, в которую вторгся и затем покорил.

Конный нормандский  рыцарь
Конный нормандский рыцарь

«Книга Страшного суда» - замечательный отчет о жизни страны и ее ресурсах в 1085 г. В течение всего века шло повсеместное строительство церквей и монастырей, покрывавших страну ковром из боль­ших и маленьких зданий, построенных в красивом и четком романском стиле; многие здания сохранились и по сей день. Повсюду активно возводились замки, и некоторые из этих мощных построек, такие как Рочестер и Хедингем, про­стояли еще восемь веков со дня своего возведения.
    Более устойчивая власть феодальной системы означа­ла, что каждый сюзерен и каждый землевладелец был обязан, когда требовалось, предоставить соответствующее число воинов на службу королю. Результатом такого воздействия новой системы на крестьян было то, что мно­гих из тех, кто возделывал земельные угодья, отнесли к вилланам, чей статус был такой же, что и у сервов, но хотя они и были прикреплены к своим сюзеренам, у них были определенные права. Существовал и класс свободных жителей городов, которые постепенно усиливали свои права и влияние, обычно ценою продолжительной борьбы со своим сюзереном или епископом, или аббатом.
    Одним из последствий завоевания нормандцев стало то, что Англия спустя несколько веков вновь стала теснее и более непосредственно связана с Европой и превратилась в часть великой и могущественной страны. Путешествие между Англией и континентом, пожалуй, бы­ло, по крайней мере среди правителей, более привычным, чем в последующие века. Крестовые походы, конечно же, также означали частые расставания и встречи.
    В течение XII в. условия жизни в Англии зачастую были безнадежно плохи, но несмотря на это, простой народ ежедневно выполнял свою работу и изо всех сил обрабатывал землю, чтобы устроить свой быт и быт своих детей. Из-за неразвитости путей сооб­щения последствия междоусобиц имели локальное значе­ние, и бароны могли вести ожесточенные войны вокруг замка, в то время как в нескольких милях от них люди жили своей обычной жизнью. Каждой деревушке и поме­стью приходилось существовать как автономному и са­модостаточному организму

нормандский костюм

Первая фигура слева - нормандский рыцарь; на его голове - железный шлем конической формы с переносьем, которое является характерной чертой того времени. Его кольчуга называлась haubert и была сделана из кожи или грубого прочного льна, на которую нашивались пло­ские железные кольца. Она была с разрезом внизу, что­бы было удобнее ехать верхом. Под кольчугой носилась длинная льняная или шерстяная туника (рубаха) с длин­ными, до запястий, рукавами. На ноги надевались толстые чулки или штаны со следками, называемые chausses, ко­торые не вязались, а делались из ткани, и подвязывались крест-накрест кожаными ремешками. Металлический щит, достигавший в высоту человеческого плеча, был округ­лой формы с выпуклостью у основания.
    Рядом с рыцарем - представитель нормандской знати. На нем - нижняя туника из тонкого льна или шерсти, поверх которой надета верхняя туника без рукавов, открытая с боков и застегивающаяся вокруг талии ремнем. Плащ держится на плече с помощью круглой фибулы, через которую он пропущен и скреплен узлом. Также на нем чулки и кожаные туфли, как и у рыцаря. Нормандцы коротко стригли волосы и тщательно брились, а некото­рые к тому же сбривали волосы сзади на голове.
    Женщины заплетали волосы в две длинные косы, а головы покрывали небольшим круглой формы покрыва­лом, удерживавшимся на голове с помощью металличе­ского венца. Нижняя туника - шерстяная или льняная, как и у мужчин, с рукавами длиной до запястья. Bliaut, или верхняя туника, достаточно плотно прилегающая к телу до бедер, а затем свободно ниспадающая, шнурова­лась по бокам и имела глубокий вырез, демонстрируя одеяние под нею. Знатная дама украшала себя поясом, усыпанным драгоценными камнями, дважды опоясываю­щим ее талию и завязанным спереди. Полукруглая по форме накидка завязывалась с помощью шнура.
     Рядом с дамой - тяжеловооруженный воин. На нем - кольчуга, сделанная из плотного льна или кожи с наши­тыми на ткань кожаными лентами, которая застегивалась с помощью металлических застежек. Под кольчугу обыч­но надевали нижнюю тунику. В руке у воина - шлем, а на голове - кожаный капюшон кольчуги, прикрывавший голову, чтобы было удобнее носить шлем. При себе у воина - копье с флажком. Его чулки подвязаны крест-накрест, а обувь сделана из кожи.
    На персонаже, находящемся рядом с воином, - коль­чуга, сделанная из перекрывающих друг друга пластинок из тонкого металла, нашитых на кожу или какой-нибудь плотный материал. Его плащ очень напоминает плащ знатного нормандца, что подтверждает его принадлежность к высшему сословию.
    Крайний справа - лучник, на голове которого - мягкая войлочная шапка, которая могла быть любого цвета, кроме желтого, который носили только евреи. Его матерчатая туника застегивалась на талии с помощью пояса, сделан­ного из сложенного в несколько раз материала, а короткие штаны были очень широкими и расстегивались сбоку.
    Цветовая гамма одежды нормандского периода была довольно тусклой, даже и близко не приближаясь к той, какую они стали носить позже.
    Следует отметить, что и у рыцаря, и у воина на сапогах - шпоры, что подчеркивает их принадлежность к кавалерии.
    Старый метод сражения заключался непосредственно в столкновении двух шеренг воинов скрытых за стеной из щитов, поверх которых они рубили друг друга. Виль­гельм нанял лучников, но саксы стойко противостояли им. Нормандцы притворились, что бегут, и это заставило Гарольда разомкнуть строй, после чего конные рыцари Вильгельма просочились сквозь образовавшиеся бреши, чем привели армию противника в полное замешатель­ство.
    От своих скандинавских предков нормандцы унаследовали искусство мореплавания. У длинных, открытых ко­раблей была одна мачта и квадратный парус, а когда было необходимо, в ход пускались весла. Щиты воинов устанавливались по бокам судна, защищая гребцов от напа­дения. Судно управлялось с помощью большого весла, закрепленного в веревочной петле справа; с тех пор пра­вый борт называется starboard (от словосочетания steer-board - править лодкой), так как управляющее весло на­ходилось именно там. Конец направляющего весла мог вытягиваться наверх с помощью троса, чтобы не повре­дить руль при подходе к берегу. На корабле не было никаких кают, а на ночь или в случае непогоды над бортом натягивался тент. Скамьи для гребцов находились по бокам, а в центре был проход.

 

Нормандский корабль

Нормандский корабль


Вильгельм спустя всего месяц после битвы при Гастингсе вернулся в Нормандию, оставив своего сводного брата Одо, епископа Байё, и министра Вильяма Фиц-Осберна осуществлять контроль над положением в стране. Кстати, именно Одо позднее устроит заговор против Вильгельма и угодит в заключение, где и пробудет вплоть до смерти брата.
    Очевидно, сначала в стране было все спокойно, но с отъездом Завоевателя начались бунты, которые норманды смогли усмирить только к 1068 г. Самое крупное восстание произошло в Йорке, когда были убиты три тысячи нормандов, а Свейн, датский король, пришел мя­тежникам на помощь. Вильгельм откупился от датчан, после чего жестоко отомстил саксам, уничтожив почти все сельское население. С наиболее отчаянным сопротивлением он столкнулся в графстве Фен недалеко от Или.
    Чтобы держать страну под контролем, Вильгельм начал строить замки. Возведенные в камне Тауэр в Лондоне, Колчестер в Эссексе, башни в Чепстоу, Пивенси и, возможно, Брамбере, датируются приблизительно этим вре­менем. Можно представить весь ужас саксов, когда нача­ли возводить эти мрачные каменные громады, настолько они были грозными и непохожими ни на что, к чему привыкли саксы.
    Замки возводились только с разрешения короля, и, предполагалось, что они принадлежат ему. Ранний опыт столкновений Вильгель­ма с баронами в Нормандии заставил Завоевателя позаботиться о том, чтобы не позволить вассалам стать слишком независимыми в Англии. Ведь одной из причин, при­ведших к анархии во время правления Стефана, стала та легкость, с которой давались разрешения на строительство новых замков.
    Прежде чем обратиться к описанию нормандского зам­ка, следовало бы также сказать несколько слов о много­численных типах укреплений, предшествовавших ему.
    Чтобы обратиться к самому началу, нам придется вер­нуться к эпохе неолита. Когда люди начали пасти стада, возникла необходимость в укреплениях, чтобы обеспе­чить сохранность скота от волков, а также самих себя от посягательств соседних племен. Примером такого рода укреплений может стать Хилл Кемпс, сооруженный в Чок Даунс.
    В бронзовый и в начале железного века такого рода укрепления развились в великолепные оплоты, как, на­пример, Мейден-Касл возле уэссекского Дорчестера.
    В последний период раннего железного века люди уш­ли в болота вокруг Гластонбери, где построили Лейк Вилидж, убедив себя в собственной безопасности за воз­веденным частоколом и рвом с водой. Когда в 449 г. на берега Британии прибыли англосаксы, они довольствовались тем, что разграбили римско-британские города и построили свои собственные холлы в незанятых местностях, где можно было заниматься земле­делием. Их укрепления не шли дальше рва и насыпи, на верху которой располагался частокол.
    Викинги также любили строиться поблизости от воды, а потому все их пять оплотов, или бургов, расположены на реках: Линкольн-на реке Уитгем, Стемфорд-на Уэленде, Лестер - на Соаре, Дерби - на Дервенте и Ноттингем - на Тренте.

С первых шагов своего правления Вильгельм начал строить каменные замки. Он был хорошо знаком с Шато д'Арк, замком в Нормандии недалеко от Дьеппа, созданным Гильомом д'Арком в 1040 г., у которого была каменная башня и стены, а также караульное помещение у ворот, а в целом крепость представляла собой великолепный образец военной архитектуры. Именно здесь после ссоры Вильгельм осадил Гильома д'Арка, который, кстати, был его дядей, и уж точно Завоеватель не был похож на человека, который увидел бы Шато д'Арк и продолжал строить деревянные замки, за исключением, правда, особых случаев. Например, причиной могло стать то, что деревянное укрепление можно возвести очень быстро, и когда Вильгельм завоевывал страну, он мог легко построить такой замок и оставить в нем гарнизон, чтобы держать под контролем местное население, пока не решится вопрос, подходит ли это место для возведения более долговременной конструкции.
   Известно, что Вильгельм привез с собой из Нормандии деревянные заготовки для строительства фортов, которым заранее придали нужную форму и подогнали, а гвозди для строитель ства были упакованы в бочонки.
   Такие форты строились на вершинах высоких холмов или насыпей, чтобы часовые могли видеть более широкую площадь. У подножия холма был большой огороженный двор — «бейли» (bailey), где находился арсенал гарнизона, конюшни и стойла для скота и т. п.
   В цилиндрическом типе укреплений (Shell type), который появился следом, как в Беркхемпстеде, Льюисе и Арунделе, деревянный форт на холме сменило каменное строение, окруженное каменными стенами вместо частокола.
   Типичный замок XII в. - замок Хедингем в Эссексе. Он был построен около 1130 г. и очень напоминает замок Рочестер, возведенный примерно в это же время.

Англия, 12 век - замок Хедингем Вид на замок Хедингем в Эссексе с высоты птичьего полета (частичная реконструкция)

Замок стоял к северо-востоку от деревни на краю холма, который искусственно сделали отвесным. Древние военные строители обладали прекрасной способностью выбирать такие места для своих замков, которые позволяли бы замку доминировать без каких-либо особых усилий. Они никогда не делали искусственную насыпь, если могли найти подходящий холм.

замок Хедингем, http://www.hedinghamcastle.co.uk/    Вход во внешний двор в Хедингеме, по-видимому, находился на южной стороне. Здесь было караульное помещение с подъемным мостом и переправой по нему. На другой стороне располагались маленькие помещения для охраны и лестница, ведущая наверх в комнату над воротами, откуда управляли опускающейся решеткой. Было устроено таким образом, что решетка могла подниматься или опускаться, а проход внизу защищался лучниками, стрелявшими из амбразур зубчатых стен. Через сторожку можно было пройти прямо во двор замка. Там находились конюшни и зернохранилище, бараки для солдат и множество необходимых мастерских. Всегда следует помнить, что в те времена не существовало магазинов прямо за углом, так что если требовалось починить или выковать новое оружие, все это делалось в стенах замка. В целом, включая господ, пажей, слуг и гарнизонные войска, в замке размещалось огромное число людей. Двор был окружен каменными стенами, которые называли куртинами, а снаружи за ними находился ров, по бокам же, вероятно, располагались выступающие башни, позволявшие защитникам стрелять из-за стен и таким образом не подпускать к замку осаждающих.

Из внешнего двора замка теперь перейдем во внутренний (А), на холм, по мостику через ров и по подъемному мосту перед второй сторожкой. Внутренний двор был окружен стенами, за которыми был выкопан ров и сделана насыпь. На внешней стороне рва был частокол, так что врагу пришлось бы вскарабкаться на холм, на котором расположен замок, затем перебраться через частокол, за­тем через ров, чтобы обнаружить, что еще необходимо как-то преодолеть стену замка.

Очень немногое известно о том, как выглядели курти­ны и двор замка в XII в. Ведь хотя многие башни и караульные помещения сохранились и до наших дней, сте­ны с тех пор несколько раз перестраивали, чтобы они соответствовали достижениям военного дела различных эпох, а некоторые из них и вовсе сносили из-за нужды в строительном материале. Частично сохранившиеся в Беркхемпстеде стены XII в. указывают на то, что суще­ствовали полукруглые башни, выступавшие так, как указа­но на рисунке.

На следующем рисунке изображен внешний вид главной башни (донжона), являющейся предметом особой гордости Хедингема. Стены шириной в 10-12 футов были по­строены из твердого бетона, облицованы прекрасным барнакским камнем; они возвышаются абсолютно вертикально, как серые скалы, без всяких орнаментов и узоров. Современные архитекторы говорят, что хорошая архитек­тура должна быть функциональной, что она должна иметь те же черты, что динамо или аэроплан, чтобы выполнять свою работу, и если она полностью удовлетворяет своим функциям, то это - прекрасная вещь. С этой точки зрения - Хедингем столь же современное, как и любое функциональное здание, что строятся сейчас во Франции или Голландии, Швеции или Германии. Мы считаем, что это - лучший пример использования бетона, чем многие современные здания. Бетон - действительно очень неудобный материал, так как своей формой полностью обязан трафарету, в который его заливают. Такой шаблон называют опалубкой, ее делает плотник, и она весьма дорого стоит.

Англия, 12 век - замка Хедингем

замок Хедингем cегодня  http://www.hedinghamcastle.co.uk/

Донжон замка Хедингем,
Эссекс Башни восстановлены

Замок Хедингем cегодня

В Хедингеме облицовка из барнакского камня (и камень, и мрамор - самые благородные строительные материалы) использовалась вместо опалубки и удерживала бетон на должном месте.

Единственный вход в главную башню - тот, что по­казан на фасаде надвратной башни, от которой до на­ших дней сохранился лишь фундамент. Надвратная башня в замке Райзинг, в Норфолке, прекрасно сохранилась, и все указывает на то, что она была построена с целью закрыть лестницу, ведущую вверх во внешний вестибюль. Из него, в Хедингеме, можно повернуть направо и попасть в главную башню через другую дверь, защи­щенную опускающейся решеткой. На цокольный этаж можно попасть, спустившись по винтовой лестнице внутри башни.

Теперь следует обратиться к плану донжона, на котором изображен большой зал третьего этажа, но все этажи очень походили друг на дру­га. Свет в большую, центральную, комнату падал из окон, расположенных в нишах стен. Чем выше располагались окна, тем шире становились ниши, так как в данном случае они представляли меньшую опасность при осаде. В толще стен находились маленькие комнаты (А). В комнатах второго, третьего и четвертого этажей были камины. Уборные, размещались в углу противоположном тому, где была лестница, и следует отметить, что они отделялись от остальных помещений вестибюлем, проветривавшимся с помощью окна. Средневековый туалет представлял собой шахту в толще стены и, должно быть, из-за своей конструкции вызывал шум.


План донжона замка Хедингем

План донжона замка Хедингем

Первый (цокольный) этаж, по-видимому, использовался в качестве склада, а помещения внутри стен выполняли функции темниц. Второй или входной этаж был карауль­ным помещением. Над ним размещался большой холл - основное жилое помещение, а последний этаж мог отводиться женщинам. Колодец замка находился в башне, так что гарнизон мог быть уверен в том, что не погибнет от жажды во время осады.

Лестница располагалась в одном из углов замка и вела наверх в квадратную башню, выходившую к бойницам; подобные ей башни находились и с трех других сторон замка. Здесь стражи несли караульную службу на высоте 75 футов над вершиной холма. Благодаря такой высоте они обозревали окрестности над кронами деревьев и предупреждали неожиданное появление врага.

Внутреннее убранство большого холла в обычной главной башне представляло собой комнату примерно в 39 футов длиной и 31 фут шириной; но в более крупных замках, как, например, лондонский Тауэр, комнаты дости­гали 95 футов в длину и 40 футов в ширину.

На рисунке холла можно видеть вход в одну из ма­леньких комнат, изображенную на плане под буквой А, как раз над двумя борзыми, которых держит на привязи охотник. В маленьких комнатах не всегда имелись окна, а поэтому единственным способом проветривания и освещения был проход, возможно завешивавшийся на ночь кожаными занавесями. Эти комнаты использовались в качестве спален для главных семьи, слуги спали на тростниковых половиках на полу в холле. Днем люди в гораздо большей степени жили вместе, чем в наши дни, и если бы мы перенеслись в XII в., нам казалось бы, что вокруг слишком шумно и негде побыть одному.

Большой холл в Хедингеме.

Большой холл в Хедингеме

Окна большого холла были очень узкими, и, конечно же, в них не было стекол; ночью или во время плохой погоды их прикрывали деревянными ставнями, но днем по замку, должно быть, гулял ветер, а сквозняки и дым от очага создавали весьма некомфортабельные условия жизни.

Очаг, устроенный у внешней стены, имел так называемый дымоход, но вместо того, чтобы отводить дым наверх, чтобы тот выходил из трубы на крыше, как у современных каминов, в то время дымоход выводили в угол через толщу стены, и дым попадал в открытый воздух возле одной из подпорок замка.

На галерею, проходившую вокруг всего холла, можно было попасть по лестнице, расположенной в угловой башенке, и она использовалась для того, чтобы смотреть на происходившее внизу в зале. Галерея находилась в толще стены и располагалась, таким образом, над маленьки­ми комнатами этажом ниже. Эта весьма красивая деталь добавила еще больше привлекательности холлу замка.

Мебель того времени была весьма простой и представляла собой столы на козлах и скамьи, напоминающие школьные; по-видимому, были один или два тяжелых стула, или места, а пол был устелен тростником. Еда подавалась в большом холле, а приготовление ее, по-видимому, происходило на кухне во дворе замка; хотя и весьма трудно представить, насколько это было возможно и насколько пища сохраняла свои свойства в зимние дни, ведь ее необходимо было доставить через большое расстояние. В одной рукописи начала XII в. существует рисунок, на котором изображен нормандский дворецкий в своем помещении и слуги, помогающие ему нести пищу по внутренней лестнице. Большая комната на первом этаже, вне всяких сомнений, использовалась для приготовления пищи, а кроме того служила в качестве караульного помещения. План второго, или входного, этажа полностью совпадает с планом большого холла этажом выше: здесь также есть очаг и комнаты в толще стены, так что было множество комнат для этих целей и в мирное время не было необходимости держать большое количество воинов в главной башне.

Нормандские повара, которые над одним очагом кипятили воду, а над другим - жарили мясо, а затем подавали обед через дверной пролет, ведущий в холл, и, что весьма необычно, приносили еду на вертелах, на которых она жарилась.

К столу подают мясо на вертелах. (Ковер из Байё)

Появлению слуг часто предшествовали музыканты, ко­торые играли в то время, как подавалось мясо; арфисты под свои аккомпанемент рассказывали истории о рыцарях. Нормандцы особенно любили менестрелей; у короля был свой менестрель, и каждый знатный господин также содержал дома одного или более музыкантов. Группы странствующих акробатов давали свои представления.

Жонглеры     

Винтовая лестница располагалась в угловой башне зам­ка. Она была построена из камня, и падение с лестницы, должно быть, вызывало весьма болезненные ощущения. Каждая ступенька была встроена в круглое основание на одном конце, а с другой стороны - встраивалась в стену; передняя часть каждой ступени упиралась в заднюю часть нижней ступени. Каждая часть круглого основания в центре идеально подходила к предыдущей, и все вместе они формировали цен­тральную каменную колонну, или стержень. Очень долгое время большинство лестниц походили на описанную нами.

Лестница в Хедингеме

Знать, видимо, имела маноры, так же как и монастыри держали фермы в своих отдаленных землях. Именно к этим фермам нам следует обратиться, чтобы увидеть то, как дома становились более удобными и ме­нее похожими на замки.

Англосаксонский холл, описанный в «Беовульфе», был больше похож на великолепную ферму, и такой тип постройки оставался основным в английском зодчестве вплоть до елизаветинских времен. Когда монахи строили свои фермы, они следовали древней англосаксонской традиции, и точно такие же черты встречаются и в жилых монастырских постройках. Монашеская отапливаемая комната располагалась в том же месте, что и погреб с соларом (Solar- личная комната в доме; происходит от слова «солнеч­ный», то есть небольшая комната с окном, куда всегда проникали лучи солнца ) над ним; холл был трапез­ной, а кухня и служебные помещения остались там же.

Представители знати, принимали во внимание подобное устройство при строительстве своих маноров, добавляя дополнитель­ные оборонительные детали, которые не требовались в случае с фермами монастырей.

Манор Бутби Пагнел в Линкольншире - к счастью, сохранившееся до наших дней небольшое строение XII в. Наследница Бутби вышла замуж за одного из представителей семьи Пагнел ветви ньюпортских Пагнелов из Бекингемшира. Устройство дома весьма типично: сводчатый нижний этаж использовался под погреб (под­вал) и никак не сообщался с верхним, жилым, этажом, на который можно было попасть по внешней лестнице. На обоих этажах были красивые окна, а очаги соединя­лись с помощью большого дымохода.

Манор Бутби Пагнел, графство Линкольншир
План первого этажа
10 5 0 10 20 30 40
футы

Также обнаружилось, что холлы строили внутри куртин замков в дополнение к главным башням. Примером может служить так называе­мый нормандский дом в Крайстчерче, графстве Гемпшир, построенный между 1125 и 1150 гг.

В «Беовульфе» холл, несомненно, находился на первом этаже, но на ковре из Байё Гарольд изображен обедающим в холле, расположенном на втором этаже под сводчатой кровлей, к которому ведут наружные лестницы. Такой холл мы можем увидеть в Крайстчерче, и именно такое расположение позволило увеличить окна в размерах, чем если бы холл располагался на первом этаже. По-видимому, в одном конце холла находилась кухня и башня для garde-robes.

По материалам книги М. и Ч. Квиннеллы
"Повседневная жизнь в Англии во
времена англосаксов, викингов
и норманнов." Пер. с англ. Ковалева Т.В.
"Евразия", 2002

Из обсуждений на форуме

В начало страницы

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов клуба  www.apropospage.ru  без письменного согласия автора проекта. Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста. 


Copyright © 2004  apropospage.ru


      Top.Mail.Ru