История в деталях

графика Ольги Болговой

История,Быт и нравы

Старый дворянский быт в России

Усадебная культура

Моды и модники старого времени

Сценический костюм и театральная публика в России XIX века

Правила этикета

Нормандские завоеватели в Англии

Брак в Англии XVIII века

Афоризмы

Наши ссылки






Англия, XIX век. Титулы, законы о браке
Англия, XIX век. Боу-стрит. Полиция




Пребывание в гостях
Прием гостей
Приглашение на чай
Поведение на улице
Вы отправляетесь за покупками
Поведение в местах массовых развлечений



Подписаться на рассылку
"Литературные забавы"




Англия, XII век


Нормандские завоеватели в Англии

 

Хронологически XII век начинается спустя тридцать четыре года после высадки Вильгельма Завоевателя в Англии и битвы при Гастингсе. Завоевание нормандцами было, конечно же, значительным, но одновременно и страшным событием для английского на­рода. Оно означало не только смену правя­щей династии, но и совершенно иную организацию общественной жизни и другой язык правящего класса.
    Саксы по большей части были крестьянами, и они никогда не стремились жить в больших городах. Сейчас мы понимаем, что у них была четкая, хотя и примитивная, система строительства церквей, и мы можем восхищаться великолепно оформленными рукописями и другими видами их искусства, но они не были связаны прочными нитями феодальных отношений, подобных тем, какие, например, позволили нормандцам иметь в своем распоряжении хорошо обученную армию, которой пастухи-саксы не могли противостоять.
     Вильгельм Завоеватель сам был великим человеком, талантливым государственным деятелем и воином. И хотя был необычайно жестоким, например опустошая северные провинции, все-таки он искал пути наведения порядка и обустройства страны, в которую вторгся и затем покорил.

Конный нормандский  рыцарь
Конный нормандский рыцарь

«Книга Страшного суда» - замечательный отчет о жизни страны и ее ресурсах в 1085 г. В течение всего века шло повсеместное строительство церквей и монастырей, покрывавших страну ковром из боль­ших и маленьких зданий, построенных в красивом и четком романском стиле; многие здания сохранились и по сей день. Повсюду активно возводились замки, и некоторые из этих мощных построек, такие как Рочестер и Хедингем, про­стояли еще восемь веков со дня своего возведения.
    Более устойчивая власть феодальной системы означа­ла, что каждый сюзерен и каждый землевладелец был обязан, когда требовалось, предоставить соответствующее число воинов на службу королю. Результатом такого воздействия новой системы на крестьян было то, что мно­гих из тех, кто возделывал земельные угодья, отнесли к вилланам, чей статус был такой же, что и у сервов, но хотя они и были прикреплены к своим сюзеренам, у них были определенные права. Существовал и класс свободных жителей городов, которые постепенно усиливали свои права и влияние, обычно ценою продолжительной борьбы со своим сюзереном или епископом, или аббатом.
    Одним из последствий завоевания нормандцев стало то, что Англия спустя несколько веков вновь стала теснее и более непосредственно связана с Европой и превратилась в часть великой и могущественной страны. Путешествие между Англией и континентом, пожалуй, бы­ло, по крайней мере среди правителей, более привычным, чем в последующие века. Крестовые походы, конечно же, также означали частые расставания и встречи.
    В течение XII в. условия жизни в Англии зачастую были безнадежно плохи, но несмотря на это, простой народ ежедневно выполнял свою работу и изо всех сил обрабатывал землю, чтобы устроить свой быт и быт своих детей. Из-за неразвитости путей сооб­щения последствия междоусобиц имели локальное значе­ние, и бароны могли вести ожесточенные войны вокруг замка, в то время как в нескольких милях от них люди жили своей обычной жизнью. Каждой деревушке и поме­стью приходилось существовать как автономному и са­модостаточному организму

нормандский костюм

Первая фигура слева - нормандский рыцарь; на его голове - железный шлем конической формы с переносьем, которое является характерной чертой того времени. Его кольчуга называлась haubert и была сделана из кожи или грубого прочного льна, на которую нашивались пло­ские железные кольца. Она была с разрезом внизу, что­бы было удобнее ехать верхом. Под кольчугой носилась длинная льняная или шерстяная туника (рубаха) с длин­ными, до запястий, рукавами. На ноги надевались толстые чулки или штаны со следками, называемые chausses, ко­торые не вязались, а делались из ткани, и подвязывались крест-накрест кожаными ремешками. Металлический щит, достигавший в высоту человеческого плеча, был округ­лой формы с выпуклостью у основания.
    Рядом с рыцарем - представитель нормандской знати. На нем - нижняя туника из тонкого льна или шерсти, поверх которой надета верхняя туника без рукавов, открытая с боков и застегивающаяся вокруг талии ремнем. Плащ держится на плече с помощью круглой фибулы, через которую он пропущен и скреплен узлом. Также на нем чулки и кожаные туфли, как и у рыцаря. Нормандцы коротко стригли волосы и тщательно брились, а некото­рые к тому же сбривали волосы сзади на голове.
    Женщины заплетали волосы в две длинные косы, а головы покрывали небольшим круглой формы покрыва­лом, удерживавшимся на голове с помощью металличе­ского венца. Нижняя туника - шерстяная или льняная, как и у мужчин, с рукавами длиной до запястья. Bliaut, или верхняя туника, достаточно плотно прилегающая к телу до бедер, а затем свободно ниспадающая, шнурова­лась по бокам и имела глубокий вырез, демонстрируя одеяние под нею. Знатная дама украшала себя поясом, усыпанным драгоценными камнями, дважды опоясываю­щим ее талию и завязанным спереди. Полукруглая по форме накидка завязывалась с помощью шнура.
     Рядом с дамой - тяжеловооруженный воин. На нем - кольчуга, сделанная из плотного льна или кожи с наши­тыми на ткань кожаными лентами, которая застегивалась с помощью металлических застежек. Под кольчугу обыч­но надевали нижнюю тунику. В руке у воина - шлем, а на голове - кожаный капюшон кольчуги, прикрывавший голову, чтобы было удобнее носить шлем. При себе у воина - копье с флажком. Его чулки подвязаны крест-накрест, а обувь сделана из кожи.
    На персонаже, находящемся рядом с воином, - коль­чуга, сделанная из перекрывающих друг друга пластинок из тонкого металла, нашитых на кожу или какой-нибудь плотный материал. Его плащ очень напоминает плащ знатного нормандца, что подтверждает его принадлежность к высшему сословию.
    Крайний справа - лучник, на голове которого - мягкая войлочная шапка, которая могла быть любого цвета, кроме желтого, который носили только евреи. Его матерчатая туника застегивалась на талии с помощью пояса, сделан­ного из сложенного в несколько раз материала, а короткие штаны были очень широкими и расстегивались сбоку.
    Цветовая гамма одежды нормандского периода была довольно тусклой, даже и близко не приближаясь к той, какую они стали носить позже.
    Следует отметить, что и у рыцаря, и у воина на сапогах - шпоры, что подчеркивает их принадлежность к кавалерии.
    Старый метод сражения заключался непосредственно в столкновении двух шеренг воинов скрытых за стеной из щитов, поверх которых они рубили друг друга. Виль­гельм нанял лучников, но саксы стойко противостояли им. Нормандцы притворились, что бегут, и это заставило Гарольда разомкнуть строй, после чего конные рыцари Вильгельма просочились сквозь образовавшиеся бреши, чем привели армию противника в полное замешатель­ство.
    От своих скандинавских предков нормандцы унаследовали искусство мореплавания. У длинных, открытых ко­раблей была одна мачта и квадратный парус, а когда было необходимо, в ход пускались весла. Щиты воинов устанавливались по бокам судна, защищая гребцов от напа­дения. Судно управлялось с помощью большого весла, закрепленного в веревочной петле справа; с тех пор пра­вый борт называется starboard (от словосочетания steer-board - править лодкой), так как управляющее весло на­ходилось именно там. Конец направляющего весла мог вытягиваться наверх с помощью троса, чтобы не повре­дить руль при подходе к берегу. На корабле не было никаких кают, а на ночь или в случае непогоды над бортом натягивался тент. Скамьи для гребцов находились по бокам, а в центре был проход.

 

Нормандский корабль

Нормандский корабль


Вильгельм спустя всего месяц после битвы при Гастингсе вернулся в Нормандию, оставив своего сводного брата Одо, епископа Байё, и министра Вильяма Фиц-Осберна осуществлять контроль над положением в стране. Кстати, именно Одо позднее устроит заговор против Вильгельма и угодит в заключение, где и пробудет вплоть до смерти брата.
    Очевидно, сначала в стране было все спокойно, но с отъездом Завоевателя начались бунты, которые норманды смогли усмирить только к 1068 г. Самое крупное восстание произошло в Йорке, когда были убиты три тысячи нормандов, а Свейн, датский король, пришел мя­тежникам на помощь. Вильгельм откупился от датчан, после чего жестоко отомстил саксам, уничтожив почти все сельское население. С наиболее отчаянным сопротивлением он столкнулся в графстве Фен недалеко от Или.
    Чтобы держать страну под контролем, Вильгельм начал строить замки. Возведенные в камне Тауэр в Лондоне, Колчестер в Эссексе, башни в Чепстоу, Пивенси и, возможно, Брамбере, датируются приблизительно этим вре­менем. Можно представить весь ужас саксов, когда нача­ли возводить эти мрачные каменные громады, настолько они были грозными и непохожими ни на что, к чему привыкли саксы.
    Замки возводились только с разрешения короля, и, предполагалось, что они принадлежат ему. Ранний опыт столкновений Вильгель­ма с баронами в Нормандии заставил Завоевателя позаботиться о том, чтобы не позволить вассалам стать слишком независимыми в Англии. Ведь одной из причин, при­ведших к анархии во время правления Стефана, стала та легкость, с которой давались разрешения на строительство новых замков.
    Прежде чем обратиться к описанию нормандского зам­ка, следовало бы также сказать несколько слов о много­численных типах укреплений, предшествовавших ему.
    Чтобы обратиться к самому началу, нам придется вер­нуться к эпохе неолита. Когда люди начали пасти стада, возникла необходимость в укреплениях, чтобы обеспе­чить сохранность скота от волков, а также самих себя от посягательств соседних племен. Примером такого рода укреплений может стать Хилл Кемпс, сооруженный в Чок Даунс.
    В бронзовый и в начале железного века такого рода укрепления развились в великолепные оплоты, как, на­пример, Мейден-Касл возле уэссекского Дорчестера.
    В последний период раннего железного века люди уш­ли в болота вокруг Гластонбери, где построили Лейк Вилидж, убедив себя в собственной безопасности за воз­веденным частоколом и рвом с водой. Когда в 449 г. на берега Британии прибыли англосаксы, они довольствовались тем, что разграбили римско-британские города и построили свои собственные холлы в незанятых местностях, где можно было заниматься земле­делием. Их укрепления не шли дальше рва и насыпи, на верху которой располагался частокол.
    Викинги также любили строиться поблизости от воды, а потому все их пять оплотов, или бургов, расположены на реках: Линкольн-на реке Уитгем, Стемфорд-на Уэленде, Лестер - на Соаре, Дерби - на Дервенте и Ноттингем - на Тренте.

С первых шагов своего правления Вильгельм начал строить каменные замки. Он был хорошо знаком с Шато д'Арк, замком в Нормандии недалеко от Дьеппа, созданным Гильомом д'Арком в 1040 г., у которого была каменная башня и стены, а также караульное помещение у ворот, а в целом крепость представляла собой великолепный образец военной архитектуры. Именно здесь после ссоры Вильгельм осадил Гильома д'Арка, который, кстати, был его дядей, и уж точно Завоеватель не был похож на человека, который увидел бы Шато д'Арк и продолжал строить деревянные замки, за исключением, правда, особых случаев. Например, причиной могло стать то, что деревянное укрепление можно возвести очень быстро, и когда Вильгельм завоевывал страну, он мог легко построить такой замок и оставить в нем гарнизон, чтобы держать под контролем местное население, пока не решится вопрос, подходит ли это место для возведения более долговременной конструкции.
   Известно, что Вильгельм привез с собой из Нормандии деревянные заготовки для строительства фортов, которым заранее придали нужную форму и подогнали, а гвозди для строитель ства были упакованы в бочонки.
   Такие форты строились на вершинах высоких холмов или насыпей, чтобы часовые могли видеть более широкую площадь. У подножия холма был большой огороженный двор — «бейли» (bailey), где находился арсенал гарнизона, конюшни и стойла для скота и т. п.
   В цилиндрическом типе укреплений (Shell type), который появился следом, как в Беркхемпстеде, Льюисе и Арунделе, деревянный форт на холме сменило каменное строение, окруженное каменными стенами вместо частокола.
   Типичный замок XII в. - замок Хедингем в Эссексе. Он был построен около 1130 г. и очень напоминает замок Рочестер, возведенный примерно в это же время.

Англия, 12 век - замок Хедингем Вид на замок Хедингем в Эссексе с высоты птичьего полета (частичная реконструкция)

Замок стоял к северо-востоку от деревни на краю холма, который искусственно сделали отвесным. Древние военные строители обладали прекрасной способностью выбирать такие места для своих замков, которые позволяли бы замку доминировать без каких-либо особых усилий. Они никогда не делали искусственную насыпь, если могли найти подходящий холм.

замок Хедингем, http://www.hedinghamcastle.co.uk/    Вход во внешний двор в Хедингеме, по-видимому, находился на южной стороне. Здесь было караульное помещение с подъемным мостом и переправой по нему. На другой стороне располагались маленькие помещения для охраны и лестница, ведущая наверх в комнату над воротами, откуда управляли опускающейся решеткой. Было устроено таким образом, что решетка могла подниматься или опускаться, а проход внизу защищался лучниками, стрелявшими из амбразур зубчатых стен. Через сторожку можно было пройти прямо во двор замка. Там находились конюшни и зернохранилище, бараки для солдат и множество необходимых мастерских. Всегда следует помнить, что в те времена не существовало магазинов прямо за углом, так что если требовалось починить или выковать новое оружие, все это делалось в стенах замка. В целом, включая господ, пажей, слуг и гарнизонные войска, в замке размещалось огромное число людей. Двор был окружен каменными стенами, которые называли куртинами, а снаружи за ними находился ров, по бокам же, вероятно, располагались выступающие башни, позволявшие защитникам стрелять из-за стен и таким образом не подпускать к замку осаждающих.

Из внешнего двора замка теперь перейдем во внутренний (А), на холм, по мостику через ров и по подъемному мосту перед второй сторожкой. Внутренний двор был окружен стенами, за которыми был выкопан ров и сделана насыпь. На внешней стороне рва был частокол, так что врагу пришлось бы вскарабкаться на холм, на котором расположен замок, затем перебраться через частокол, за­тем через ров, чтобы обнаружить, что еще необходимо как-то преодолеть стену замка.

Очень немногое известно о том, как выглядели курти­ны и двор замка в XII в. Ведь хотя многие башни и караульные помещения сохранились и до наших дней, сте­ны с тех пор несколько раз перестраивали, чтобы они соответствовали достижениям военного дела различных эпох, а некоторые из них и вовсе сносили из-за нужды в строительном материале. Частично сохранившиеся в Беркхемпстеде стены XII в. указывают на то, что суще­ствовали полукруглые башни, выступавшие так, как указа­но на рисунке.

На следующем рисунке изображен внешний вид главной башни (донжона), являющейся предметом особой гордости Хедингема. Стены шириной в 10-12 футов были по­строены из твердого бетона, облицованы прекрасным барнакским камнем; они возвышаются абсолютно вертикально, как серые скалы, без всяких орнаментов и узоров. Современные архитекторы говорят, что хорошая архитек­тура должна быть функциональной, что она должна иметь те же черты, что динамо или аэроплан, чтобы выполнять свою работу, и если она полностью удовлетворяет своим функциям, то это - прекрасная вещь. С этой точки зрения - Хедингем столь же современное, как и любое функциональное здание, что строятся сейчас во Франции или Голландии, Швеции или Германии. Мы считаем, что это - лучший пример использования бетона, чем многие современные здания. Бетон - действительно очень неудобный материал, так как своей формой полностью обязан трафарету, в который его заливают. Такой шаблон называют опалубкой, ее делает плотник, и она весьма дорого стоит.

Англия, 12 век - замка Хедингем

замок Хедингем cегодня  http://www.hedinghamcastle.co.uk/

Донжон замка Хедингем,
Эссекс Башни восстановлены

Замок Хедингем cегодня

В Хедингеме облицовка из барнакского камня (и камень, и мрамор - самые благородные строительные материалы) использовалась вместо опалубки и удерживала бетон на должном месте.

Единственный вход в главную башню - тот, что по­казан на фасаде надвратной башни, от которой до на­ших дней сохранился лишь фундамент. Надвратная башня в замке Райзинг, в Норфолке, прекрасно сохранилась, и все указывает на то, что она была построена с целью закрыть лестницу, ведущую вверх во внешний вестибюль. Из него, в Хедингеме, можно повернуть направо и попасть в главную башню через другую дверь, защи­щенную опускающейся решеткой. На цокольный этаж можно попасть, спустившись по винтовой лестнице внутри башни.

Теперь следует обратиться к плану донжона, на котором изображен большой зал третьего этажа, но все этажи очень походили друг на дру­га. Свет в большую, центральную, комнату падал из окон, расположенных в нишах стен. Чем выше располагались окна, тем шире становились ниши, так как в данном случае они представляли меньшую опасность при осаде. В толще стен находились маленькие комнаты (А). В комнатах второго, третьего и четвертого этажей были камины. Уборные, размещались в углу противоположном тому, где была лестница, и следует отметить, что они отделялись от остальных помещений вестибюлем, проветривавшимся с помощью окна. Средневековый туалет представлял собой шахту в толще стены и, должно быть, из-за своей конструкции вызывал шум.


План донжона замка Хедингем

План донжона замка Хедингем

Первый (цокольный) этаж, по-видимому, использовался в качестве склада, а помещения внутри стен выполняли функции темниц. Второй или входной этаж был карауль­ным помещением. Над ним размещался большой холл - основное жилое помещение, а последний этаж мог отводиться женщинам. Колодец замка находился в башне, так что гарнизон мог быть уверен в том, что не погибнет от жажды во время осады.

Лестница располагалась в одном из углов замка и вела наверх в квадратную башню, выходившую к бойницам; подобные ей башни находились и с трех других сторон замка. Здесь стражи несли караульную службу на высоте 75 футов над вершиной холма. Благодаря такой высоте они обозревали окрестности над кронами деревьев и предупреждали неожиданное появление врага.

Внутреннее убранство большого холла в обычной главной башне представляло собой комнату примерно в 39 футов длиной и 31 фут шириной; но в более крупных замках, как, например, лондонский Тауэр, комнаты дости­гали 95 футов в длину и 40 футов в ширину.

На рисунке холла можно видеть вход в одну из ма­леньких комнат, изображенную на плане под буквой А, как раз над двумя борзыми, которых держит на привязи охотник. В маленьких комнатах не всегда имелись окна, а поэтому единственным способом проветривания и освещения был проход, возможно завешивавшийся на ночь кожаными занавесями. Эти комнаты использовались в качестве спален для главных семьи, слуги спали на тростниковых половиках на полу в холле. Днем люди в гораздо большей степени жили вместе, чем в наши дни, и если бы мы перенеслись в XII в., нам казалось бы, что вокруг слишком шумно и негде побыть одному.

Большой холл в Хедингеме.

Большой холл в Хедингеме

Окна большого холла были очень узкими, и, конечно же, в них не было стекол; ночью или во время плохой погоды их прикрывали деревянными ставнями, но днем по замку, должно быть, гулял ветер, а сквозняки и дым от очага создавали весьма некомфортабельные условия жизни.

Очаг, устроенный у внешней стены, имел так называемый дымоход, но вместо того, чтобы отводить дым наверх, чтобы тот выходил из трубы на крыше, как у современных каминов, в то время дымоход выводили в угол через толщу стены, и дым попадал в открытый воздух возле одной из подпорок замка.

На галерею, проходившую вокруг всего холла, можно было попасть по лестнице, расположенной в угловой башенке, и она использовалась для того, чтобы смотреть на происходившее внизу в зале. Галерея находилась в толще стены и располагалась, таким образом, над маленьки­ми комнатами этажом ниже. Эта весьма красивая деталь добавила еще больше привлекательности холлу замка.

Мебель того времени была весьма простой и представляла собой столы на козлах и скамьи, напоминающие школьные; по-видимому, были один или два тяжелых стула, или места, а пол был устелен тростником. Еда подавалась в большом холле, а приготовление ее, по-видимому, происходило на кухне во дворе замка; хотя и весьма трудно представить, насколько это было возможно и насколько пища сохраняла свои свойства в зимние дни, ведь ее необходимо было доставить через большое расстояние. В одной рукописи начала XII в. существует рисунок, на котором изображен нормандский дворецкий в своем помещении и слуги, помогающие ему нести пищу по внутренней лестнице. Большая комната на первом этаже, вне всяких сомнений, использовалась для приготовления пищи, а кроме того служила в качестве караульного помещения. План второго, или входного, этажа полностью совпадает с планом большого холла этажом выше: здесь также есть очаг и комнаты в толще стены, так что было множество комнат для этих целей и в мирное время не было необходимости держать большое количество воинов в главной башне.

Нормандские повара, которые над одним очагом кипятили воду, а над другим - жарили мясо, а затем подавали обед через дверной пролет, ведущий в холл, и, что весьма необычно, приносили еду на вертелах, на которых она жарилась.

К столу подают мясо на вертелах. (Ковер из Байё)

Появлению слуг часто предшествовали музыканты, ко­торые играли в то время, как подавалось мясо; арфисты под свои аккомпанемент рассказывали истории о рыцарях. Нормандцы особенно любили менестрелей; у короля был свой менестрель, и каждый знатный господин также содержал дома одного или более музыкантов. Группы странствующих акробатов давали свои представления.

Жонглеры     

Винтовая лестница располагалась в угловой башне зам­ка. Она была построена из камня, и падение с лестницы, должно быть, вызывало весьма болезненные ощущения. Каждая ступенька была встроена в круглое основание на одном конце, а с другой стороны - встраивалась в стену; передняя часть каждой ступени упиралась в заднюю часть нижней ступени. Каждая часть круглого основания в центре идеально подходила к предыдущей, и все вместе они формировали цен­тральную каменную колонну, или стержень. Очень долгое время большинство лестниц походили на описанную нами.

Лестница в Хедингеме

Знать, видимо, имела маноры, так же как и монастыри держали фермы в своих отдаленных землях. Именно к этим фермам нам следует обратиться, чтобы увидеть то, как дома становились более удобными и ме­нее похожими на замки.

Англосаксонский холл, описанный в «Беовульфе», был больше похож на великолепную ферму, и такой тип постройки оставался основным в английском зодчестве вплоть до елизаветинских времен. Когда монахи строили свои фермы, они следовали древней англосаксонской традиции, и точно такие же черты встречаются и в жилых монастырских постройках. Монашеская отапливаемая комната располагалась в том же месте, что и погреб с соларом (Solar- личная комната в доме; происходит от слова «солнеч­ный», то есть небольшая комната с окном, куда всегда проникали лучи солнца ) над ним; холл был трапез­ной, а кухня и служебные помещения остались там же.

Представители знати, принимали во внимание подобное устройство при строительстве своих маноров, добавляя дополнитель­ные оборонительные детали, которые не требовались в случае с фермами монастырей.

Манор Бутби Пагнел в Линкольншире - к счастью, сохранившееся до наших дней небольшое строение XII в. Наследница Бутби вышла замуж за одного из представителей семьи Пагнел ветви ньюпортских Пагнелов из Бекингемшира. Устройство дома весьма типично: сводчатый нижний этаж использовался под погреб (под­вал) и никак не сообщался с верхним, жилым, этажом, на который можно было попасть по внешней лестнице. На обоих этажах были красивые окна, а очаги соединя­лись с помощью большого дымохода.

Манор Бутби Пагнел, графство Линкольншир
План первого этажа
10 5 0 10 20 30 40
футы

Также обнаружилось, что холлы строили внутри куртин замков в дополнение к главным башням. Примером может служить так называе­мый нормандский дом в Крайстчерче, графстве Гемпшир, построенный между 1125 и 1150 гг.

В «Беовульфе» холл, несомненно, находился на первом этаже, но на ковре из Байё Гарольд изображен обедающим в холле, расположенном на втором этаже под сводчатой кровлей, к которому ведут наружные лестницы. Такой холл мы можем увидеть в Крайстчерче, и именно такое расположение позволило увеличить окна в размерах, чем если бы холл располагался на первом этаже. По-видимому, в одном конце холла находилась кухня и башня для garde-robes.

По материалам книги М. и Ч. Квиннеллы
"Повседневная жизнь в Англии во
времена англосаксов, викингов
и норманнов." Пер. с англ. Ковалева Т.В.
"Евразия", 2002

Из обсуждений на форуме

В начало страницы

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов клуба  www.apropospage.ru  без письменного согласия автора проекта. Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста. 


Copyright © 2004  apropospage.ru

 


Rambler's Top100