Нормандские завоеватели в Англии
Хронологически XII век начинается спустя тридцать четыре года
после высадки Вильгельма Завоевателя в Англии и битвы при Гастингсе. Завоевание нормандцами было, конечно же,
значительным, но одновременно и страшным событием для английского народа. Оно означало не только смену правящей
династии, но и совершенно иную организацию общественной жизни и другой язык правящего класса. Саксы по большей части были крестьянами, и они никогда не стремились жить в больших городах. Сейчас мы понимаем, что у них была четкая, хотя и примитивная, система
строительства церквей, и мы можем восхищаться великолепно оформленными рукописями и другими видами их искусства, но они
не были связаны прочными нитями феодальных отношений, подобных тем, какие, например, позволили нормандцам иметь в
своем распоряжении хорошо обученную армию, которой пастухи-саксы не могли противостоять.
Вильгельм Завоеватель сам был великим человеком, талантливым государственным деятелем и воином. И хотя был необычайно жестоким, например опустошая северные провинции, все-таки он искал пути наведения порядка и обустройства страны, в которую вторгся и затем покорил.
Конный нормандский рыцарь
«Книга Страшного суда» - замечательный отчет о жизни страны и ее ресурсах в 1085 г. В течение всего века шло повсеместное строительство церквей и монастырей, покрывавших страну ковром из больших и маленьких зданий, построенных в красивом и четком романском стиле; многие здания сохранились и по сей день. Повсюду активно возводились замки, и некоторые из этих мощных построек, такие как Рочестер и Хедингем, простояли еще восемь веков со дня своего возведения. Более устойчивая власть феодальной системы означала, что каждый сюзерен и каждый землевладелец был обязан, когда требовалось, предоставить соответствующее число воинов на службу королю. Результатом такого воздействия новой системы на крестьян было то, что многих из тех, кто возделывал земельные угодья, отнесли к вилланам, чей статус был такой же, что и у сервов, но хотя они и были прикреплены к своим сюзеренам, у них были определенные права. Существовал и класс свободных жителей городов, которые постепенно усиливали свои права и влияние, обычно ценою продолжительной борьбы со своим сюзереном или
епископом, или аббатом. Одним из последствий завоевания нормандцев стало то, что Англия спустя несколько веков вновь стала теснее и более непосредственно связана с Европой и превратилась в часть великой и могущественной страны. Путешествие между Англией и континентом, пожалуй, было, по крайней мере среди правителей, более привычным, чем в последующие века. Крестовые походы, конечно же, также означали частые расставания и встречи. В течение XII в. условия жизни в Англии зачастую были безнадежно плохи, но несмотря на это, простой народ ежедневно выполнял свою работу и изо всех сил
обрабатывал землю, чтобы устроить свой быт и быт своих детей. Из-за неразвитости путей сообщения последствия междоусобиц имели локальное значение, и бароны могли вести ожесточенные войны вокруг замка, в то время как в нескольких милях от них люди жили своей обычной жизнью. Каждой деревушке и поместью приходилось существовать как автономному и самодостаточному организму Первая фигура слева - нормандский рыцарь; на его голове - железный шлем конической формы с переносьем, которое является характерной чертой того времени. Его кольчуга называлась haubert и была сделана из кожи или грубого прочного льна, на которую нашивались плоские железные кольца. Она была с разрезом внизу, чтобы было удобнее ехать верхом. Под кольчугой носилась длинная льняная или шерстяная туника (рубаха) с
длинными, до запястий, рукавами. На ноги надевались толстые чулки или штаны со следками, называемые chausses, которые не вязались, а делались из ткани, и подвязывались крест-накрест кожаными ремешками. Металлический щит, достигавший в высоту человеческого плеча, был округлой формы
с выпуклостью у основания. Рядом с рыцарем - представитель нормандской знати. На нем - нижняя туника из тонкого льна или шерсти, поверх которой надета верхняя туника без рукавов, открытая с боков и застегивающаяся вокруг талии ремнем. Плащ держится на
плече с помощью круглой фибулы, через которую он пропущен и скреплен узлом. Также на нем чулки и кожаные туфли, как и у
рыцаря. Нормандцы коротко стригли волосы и тщательно брились, а некоторые к тому же сбривали волосы сзади на голове. Женщины заплетали волосы в две длинные косы, а головы покрывали небольшим круглой формы покрывалом,
удерживавшимся на голове с помощью металлического венца. Нижняя туника - шерстяная или льняная, как и у мужчин, с рукавами длиной до запястья.
Bliaut, или верхняя туника, достаточно плотно прилегающая к телу до бедер, а затем свободно ниспадающая, шнуровалась по бокам и имела
глубокий вырез, демонстрируя одеяние под нею. Знатная дама украшала себя поясом, усыпанным драгоценными камнями, дважды
опоясывающим ее талию и завязанным спереди. Полукруглая по форме накидка завязывалась с помощью шнура.
Рядом с дамой - тяжеловооруженный воин. На нем - кольчуга, сделанная из плотного льна или кожи с нашитыми на ткань кожаными лентами, которая застегивалась с помощью металлических застежек. Под кольчугу обычно надевали нижнюю тунику. В руке у воина - шлем, а на голове - кожаный
капюшон кольчуги, прикрывавший голову, чтобы было удобнее носить шлем. При себе у воина - копье с флажком. Его чулки подвязаны крест-накрест, а обувь сделана из кожи. На персонаже, находящемся рядом с воином, - кольчуга, сделанная из перекрывающих друг друга пластинок из
тонкого металла, нашитых на кожу или какой-нибудь плотный материал. Его плащ очень напоминает плащ знатного нормандца, что подтверждает его принадлежность к высшему сословию. Крайний справа - лучник, на голове которого - мягкая войлочная шапка, которая могла быть любого цвета, кроме желтого, который носили только евреи. Его матерчатая туника застегивалась на талии с помощью пояса, сделанного из
сложенного в несколько раз материала, а короткие штаны были очень широкими и расстегивались сбоку. Цветовая гамма одежды нормандского периода была довольно тусклой, даже и близко не приближаясь к той, какую они стали носить позже. Следует отметить, что и у рыцаря, и у воина на сапогах - шпоры, что подчеркивает их принадлежность к кавалерии. Старый метод сражения заключался непосредственно в столкновении двух шеренг воинов скрытых за стеной из щитов, поверх которых они рубили друг друга.
Вильгельм нанял лучников, но саксы стойко противостояли им. Нормандцы притворились, что бегут, и это заставило Гарольда разомкнуть строй, после чего конные рыцари Вильгельма просочились сквозь образовавшиеся бреши, чем привели армию противника в полное замешательство. От своих скандинавских предков нормандцы унаследовали искусство мореплавания. У длинных, открытых
кораблей была одна мачта и квадратный парус, а когда было необходимо, в ход пускались весла. Щиты воинов устанавливались по бокам судна, защищая гребцов от нападения. Судно управлялось с помощью большого весла, закрепленного в веревочной петле справа; с тех пор правый
борт называется starboard (от словосочетания steer-board - править лодкой), так как управляющее весло находилось именно там. Конец направляющего
весла мог вытягиваться наверх с помощью троса, чтобы не повредить руль при подходе к берегу. На корабле не было никаких кают, а на ночь или в случае непогоды над бортом натягивался тент. Скамьи для гребцов находились по бокам, а в центре был проход. Нормандский корабль
Вильгельм спустя всего месяц после битвы
при Гастингсе вернулся в Нормандию, оставив своего сводного брата Одо, епископа Байё, и министра Вильяма Фиц-Осберна осуществлять контроль над положением в стране. Кстати, именно Одо позднее устроит заговор против Вильгельма и угодит в заключение, где и пробудет вплоть до смерти брата. Очевидно, сначала в стране было все спокойно, но с отъездом Завоевателя начались бунты, которые
норманды смогли усмирить только к 1068 г. Самое крупное восстание произошло в Йорке, когда были убиты три тысячи
нормандов, а Свейн, датский король, пришел мятежникам на помощь. Вильгельм откупился от датчан, после чего жестоко
отомстил саксам, уничтожив почти все сельское население. С наиболее отчаянным сопротивлением он столкнулся в графстве
Фен недалеко от Или. Чтобы держать страну под контролем, Вильгельм начал строить замки. Возведенные в камне Тауэр в
Лондоне, Колчестер в Эссексе, башни в Чепстоу, Пивенси и, возможно, Брамбере, датируются приблизительно этим временем.
Можно представить весь ужас саксов, когда начали возводить эти мрачные каменные громады, настолько они были грозными и
непохожими ни на что, к чему привыкли саксы. Замки возводились только с разрешения короля, и, предполагалось, что они принадлежат ему. Ранний опыт столкновений Вильгельма с баронами в Нормандии заставил Завоевателя позаботиться о том, чтобы не позволить вассалам
стать слишком независимыми в Англии. Ведь одной из причин, приведших к анархии во время правления Стефана, стала та
легкость, с которой давались разрешения на строительство новых замков. Прежде чем обратиться к описанию
нормандского замка, следовало бы также сказать несколько слов о многочисленных типах укреплений, предшествовавших ему. Чтобы обратиться к самому началу, нам придется вернуться к эпохе неолита. Когда люди начали пасти
стада, возникла необходимость в укреплениях, чтобы обеспечить сохранность скота от волков, а также самих себя от
посягательств соседних племен. Примером такого рода укреплений может стать Хилл Кемпс, сооруженный в Чок Даунс. В бронзовый и в начале железного века такого рода укрепления развились в великолепные оплоты, как, например, Мейден-Касл возле
уэссекского Дорчестера. В последний период раннего железного века люди ушли в болота вокруг
Гластонбери, где построили Лейк Вилидж, убедив себя в собственной безопасности за возведенным частоколом и рвом с водой. Когда в 449 г. на берега Британии прибыли англосаксы, они довольствовались тем, что разграбили римско-британские города и построили свои собственные холлы в незанятых местностях, где можно было заниматься земледелием. Их укрепления не шли дальше рва и насыпи, на верху которой располагался частокол. Викинги также любили строиться поблизости от воды, а потому все их пять оплотов, или бургов, расположены на реках: Линкольн-на реке Уитгем, Стемфорд-на Уэленде, Лестер - на Соаре, Дерби - на Дервенте и Ноттингем - на Тренте.
С первых шагов своего правления Вильгельм начал строить каменные замки. Он был хорошо знаком с Шато д'Арк, замком в Нормандии недалеко от Дьеппа, созданным Гильомом д'Арком в 1040 г., у которого была каменная башня и стены, а также караульное помещение у ворот, а в целом крепость представляла собой великолепный образец военной архитектуры. Именно здесь после ссоры Вильгельм осадил Гильома д'Арка, который, кстати, был его дядей, и уж точно Завоеватель не был похож на человека, который увидел бы Шато д'Арк и продолжал строить деревянные замки, за исключением, правда, особых случаев. Например, причиной могло стать то, что деревянное укрепление можно возвести очень быстро, и когда Вильгельм завоевывал страну, он мог легко построить такой замок и оставить в нем гарнизон, чтобы держать под контролем местное население, пока не решится вопрос, подходит ли это место для возведения более долговременной конструкции. Известно, что Вильгельм привез с собой из Нормандии деревянные заготовки для строительства фортов, которым заранее придали нужную форму и подогнали, а гвозди для строитель
ства были упакованы в бочонки. Такие форты строились на вершинах высоких холмов или насыпей, чтобы часовые
могли видеть более широкую площадь. У подножия холма был большой огороженный двор — «бейли» (bailey), где находился арсенал гарнизона, конюшни и стойла для скота и т. п. В цилиндрическом типе укреплений (Shell type), который появился следом, как в Беркхемпстеде, Льюисе и Арунделе, деревянный форт на холме сменило каменное строение, окруженное каменными стенами вместо частокола.
Типичный замок XII в. - замок Хедингем в Эссексе. Он был построен около 1130 г. и очень напоминает замок Рочестер, возведенный примерно в это же время.
| Вид на замок Хедингем в Эссексе с высоты птичьего полета (частичная реконструкция)
|
Замок стоял к северо-востоку от деревни на краю холма, который искусственно сделали отвесным. Древние военные строители обладали прекрасной способностью выбирать такие места для своих замков, которые позволяли бы замку доминировать без каких-либо особых усилий. Они никогда не делали искусственную насыпь, если могли найти подходящий холм.
Вход во внешний двор в Хедингеме, по-видимому, находился на южной стороне. Здесь было караульное помещение с подъемным
мостом и переправой по нему. На другой стороне располагались маленькие помещения для охраны и лестница, ведущая наверх в
комнату над воротами, откуда управляли опускающейся решеткой. Было устроено таким образом, что решетка могла подниматься или
опускаться, а проход внизу защищался лучниками, стрелявшими из амбразур зубчатых стен. Через сторожку можно было пройти
прямо во двор замка. Там находились конюшни и зернохранилище, бараки для солдат и множество необходимых мастерских. Всегда
следует помнить, что в те времена не существовало магазинов прямо за углом, так что если требовалось починить или
выковать новое оружие, все это делалось в стенах замка. В целом, включая господ, пажей, слуг и гарнизонные войска, в
замке размещалось огромное число людей. Двор был окружен каменными стенами, которые называли куртинами, а снаружи за
ними находился ров, по бокам же, вероятно, располагались выступающие башни, позволявшие защитникам стрелять из-за стен
и таким образом не подпускать к замку осаждающих.
Из внешнего двора замка теперь перейдем во внутренний (А), на холм, по мостику через ров и по подъемному мосту перед второй
сторожкой. Внутренний двор был окружен стенами, за которыми был выкопан ров и сделана насыпь. На внешней стороне рва был
частокол, так что врагу пришлось бы вскарабкаться на холм, на котором расположен замок, затем перебраться через частокол,
затем через ров, чтобы обнаружить, что еще необходимо как-то преодолеть стену замка.
Очень немногое известно о том, как выглядели куртины и двор замка в XII в. Ведь хотя многие башни и караульные помещения
сохранились и до наших дней, стены с тех пор несколько раз перестраивали, чтобы они соответствовали достижениям военного
дела различных эпох, а некоторые из них и вовсе сносили из-за нужды в строительном материале. Частично сохранившиеся в
Беркхемпстеде стены XII в. указывают на то, что существовали полукруглые башни, выступавшие так, как указано на рисунке.
На следующем рисунке изображен внешний вид главной башни (донжона), являющейся предметом особой гордости Хедингема.
Стены шириной в 10-12 футов были построены из твердого бетона, облицованы прекрасным барнакским камнем; они
возвышаются абсолютно вертикально, как серые скалы, без всяких орнаментов и узоров. Современные архитекторы говорят,
что хорошая архитектура должна быть функциональной, что она должна иметь те же черты, что динамо или аэроплан, чтобы
выполнять свою работу, и если она полностью удовлетворяет своим функциям, то это - прекрасная вещь. С этой точки зрения
- Хедингем столь же современное, как и любое функциональное здание, что строятся сейчас во Франции или Голландии, Швеции
или Германии. Мы считаем, что это - лучший пример использования бетона, чем многие современные здания. Бетон -
действительно очень неудобный материал, так как своей формой полностью обязан трафарету, в который его заливают. Такой
шаблон называют опалубкой, ее делает плотник, и она весьма дорого стоит.
|
|
Донжон замка Хедингем, Эссекс Башни восстановлены |
Замок Хедингем cегодня
| В Хедингеме облицовка из барнакского камня (и камень, и мрамор - самые благородные строительные материалы) использовалась
вместо опалубки и удерживала бетон на должном месте. Единственный вход в главную башню - тот, что показан на фасаде надвратной башни, от которой до наших дней сохранился
лишь фундамент. Надвратная башня в замке Райзинг, в Норфолке, прекрасно сохранилась, и все указывает на то, что она была
построена с целью закрыть лестницу, ведущую вверх во внешний вестибюль. Из него, в Хедингеме, можно повернуть направо и
попасть в главную башню через другую дверь, защищенную опускающейся решеткой. На цокольный этаж можно попасть,
спустившись по винтовой лестнице внутри башни.
Теперь следует обратиться к плану донжона, на котором изображен большой зал третьего этажа, но все этажи очень
походили друг на друга. Свет в большую, центральную, комнату падал из окон, расположенных в нишах стен. Чем выше
располагались окна, тем шире становились ниши, так как в данном случае они представляли меньшую опасность при осаде. В
толще стен находились маленькие комнаты (А). В комнатах второго, третьего и четвертого этажей были камины. Уборные,
размещались в углу противоположном тому, где была лестница, и следует отметить, что они отделялись от остальных помещений
вестибюлем, проветривавшимся с помощью окна. Средневековый туалет представлял собой шахту в толще стены и, должно быть,
из-за своей конструкции вызывал шум.
План донжона замка Хедингем
Первый (цокольный) этаж, по-видимому, использовался в качестве склада, а помещения внутри стен выполняли функции темниц.
Второй или входной этаж был караульным помещением. Над ним размещался большой холл - основное жилое помещение, а
последний этаж мог отводиться женщинам. Колодец замка находился в башне, так что гарнизон мог быть уверен в том, что
не погибнет от жажды во время осады.
Лестница располагалась в одном из углов замка и вела наверх в
квадратную башню, выходившую к бойницам; подобные ей башни находились и с трех других сторон замка. Здесь стражи несли
караульную службу на высоте 75 футов над вершиной холма. Благодаря такой высоте они обозревали окрестности над кронами
деревьев и предупреждали неожиданное появление врага.
Внутреннее убранство большого холла в обычной главной башне представляло собой комнату примерно в 39 футов длиной и 31 фут
шириной; но в более крупных замках, как, например, лондонский Тауэр, комнаты достигали 95 футов в длину и 40 футов в ширину.
На рисунке холла можно видеть вход в одну из маленьких комнат, изображенную на плане под буквой А, как раз над двумя
борзыми, которых держит на привязи охотник. В маленьких комнатах не всегда имелись окна, а поэтому единственным
способом проветривания и освещения был проход, возможно завешивавшийся на ночь кожаными занавесями. Эти комнаты
использовались в качестве спален для главных семьи, слуги спали на тростниковых половиках на полу в холле. Днем люди в
гораздо большей степени жили вместе, чем в наши дни, и если бы мы перенеслись в XII в., нам казалось бы, что вокруг слишком
шумно и негде побыть одному.
Большой холл в Хедингеме.
Окна большого холла были очень узкими, и, конечно же, в них не было стекол; ночью или во время плохой погоды их прикрывали деревянными ставнями, но днем по замку, должно быть, гулял ветер, а сквозняки и дым от очага создавали весьма
некомфортабельные условия жизни.
Очаг, устроенный у внешней стены, имел так называемый дымоход, но вместо того, чтобы отводить дым наверх, чтобы тот выходил из трубы на крыше, как у современных каминов, в то время дымоход выводили в угол через толщу стены, и дым попадал
в открытый воздух возле одной из подпорок замка.
На галерею, проходившую вокруг всего холла, можно было попасть
по лестнице, расположенной в угловой башенке, и она использовалась для того, чтобы смотреть на происходившее внизу
в зале. Галерея находилась в толще стены и располагалась, таким образом, над маленькими комнатами этажом ниже. Эта
весьма красивая деталь добавила еще больше привлекательности холлу замка.
Мебель того времени была весьма простой и представляла собой столы на козлах и скамьи, напоминающие школьные; по-видимому, были один или два тяжелых стула, или места, а пол был устелен
тростником. Еда подавалась в большом холле, а приготовление ее, по-видимому, происходило на кухне во дворе замка; хотя и
весьма трудно представить, насколько это было возможно и насколько пища сохраняла свои свойства в зимние дни, ведь ее
необходимо было доставить через большое расстояние. В одной рукописи начала XII в. существует рисунок, на котором
изображен нормандский дворецкий в своем помещении и слуги, помогающие ему нести пищу по внутренней лестнице. Большая
комната на первом этаже, вне всяких сомнений, использовалась для приготовления пищи, а кроме того служила в качестве караульного помещения. План второго, или входного, этажа полностью совпадает с планом большого холла этажом выше: здесь также есть очаг и комнаты в толще стены, так что было
множество комнат для этих целей и в мирное время не было необходимости держать большое количество воинов в главной башне.
Нормандские повара, которые над одним очагом кипятили воду, а
над другим - жарили мясо, а затем подавали обед через дверной пролет, ведущий в холл, и, что весьма необычно, приносили еду на вертелах, на которых она жарилась.
К столу подают мясо на вертелах. (Ковер из Байё)
Появлению слуг часто предшествовали музыканты, которые играли в то время, как подавалось мясо; арфисты под свои аккомпанемент рассказывали истории о рыцарях. Нормандцы особенно любили менестрелей; у короля был свой менестрель, и каждый знатный господин также содержал дома одного или более музыкантов. Группы странствующих акробатов давали свои представления.
Жонглеры
Винтовая лестница располагалась в угловой башне замка. Она была построена из камня, и падение с лестницы, должно быть,
вызывало весьма болезненные ощущения. Каждая ступенька была встроена в круглое основание на одном конце, а с другой
стороны - встраивалась в стену; передняя часть каждой ступени упиралась в заднюю часть нижней ступени. Каждая часть
круглого основания в центре идеально подходила к предыдущей, и все вместе они формировали центральную каменную колонну,
или стержень. Очень долгое время большинство лестниц походили на описанную нами.
Лестница в Хедингеме
Знать, видимо, имела маноры, так же как и монастыри держали фермы в своих отдаленных землях. Именно к этим фермам нам
следует обратиться, чтобы увидеть то, как дома становились более удобными и менее похожими на замки.
Англосаксонский холл, описанный в «Беовульфе», был больше
похож на великолепную ферму, и такой тип постройки оставался основным в английском зодчестве вплоть до елизаветинских
времен. Когда монахи строили свои фермы, они следовали древней англосаксонской традиции, и точно такие же черты
встречаются и в жилых монастырских постройках. Монашеская отапливаемая комната располагалась в том же месте, что и
погреб с соларом (Solar- личная комната в доме; происходит от слова «солнечный», то есть
небольшая комната с окном, куда всегда проникали лучи солнца ) над ним; холл был трапезной, а кухня и служебные
помещения остались там же.
Представители знати, принимали во внимание подобное устройство при строительстве своих маноров, добавляя дополнительные
оборонительные детали, которые не требовались в случае с фермами монастырей.
Манор Бутби Пагнел в Линкольншире - к счастью, сохранившееся
до наших дней небольшое строение XII в. Наследница Бутби вышла замуж за одного из представителей семьи Пагнел ветви
ньюпортских Пагнелов из Бекингемшира. Устройство дома весьма типично: сводчатый нижний этаж использовался под погреб
(подвал) и никак не сообщался с верхним, жилым, этажом, на который можно было попасть по внешней лестнице. На обоих
этажах были красивые окна, а очаги соединялись с помощью большого дымохода.
Манор Бутби Пагнел, графство Линкольншир План первого этажа 10 5 0 10 20 30 40 футы | Также обнаружилось, что холлы строили внутри куртин замков в дополнение к главным башням. Примером может служить так называемый нормандский дом в Крайстчерче, графстве Гемпшир, построенный между 1125 и 1150 гг.
В «Беовульфе» холл, несомненно, находился на первом этаже, но
на ковре из Байё Гарольд изображен обедающим в холле, расположенном на втором этаже под сводчатой кровлей, к
которому ведут наружные лестницы. Такой холл мы можем увидеть в Крайстчерче, и именно такое расположение позволило
увеличить окна в размерах, чем если бы холл располагался на первом этаже. По-видимому, в одном конце холла находилась
кухня и башня для garde-robes.
По материалам книги М. и Ч. Квиннеллы
"Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов."
Пер. с англ. Ковалева Т.В. "Евразия", 2002
|