графика Ольги Болговой

Литературный клуб:

Мир литературы
  − Классика, современность.
  − Статьи, рецензии...
  − О жизни и творчестве Джейн Остин
  − О жизни и творчестве Элизабет Гaскелл
  − Уголок любовного романа.
  − Литературный герой.
  − Афоризмы.
Творческие забавы
  − Романы. Повести.
  − Сборники.
  − Рассказы. Эссe.
Библиотека
  − Джейн Остин,
  − Элизабет Гaскелл,
  − Люси Мод Монтгомери
Фандом
  − Фанфики по романам Джейн Остин.
  − Фанфики по произведениям классической литературы и кинематографа.
  − Фанарт.

Архив форума
Форум
Наши ссылки


На нашем форуме:

 Идеальные герои. Кто они? что можно сказать про Татьяну Ларину и Евгения Онегина? Ну, Онегин явно не идеал, наш скучающий денди. Татьяна, робкая душою, гораздо больше подходит под идеал женщины (и Пушкин ее любил). Но я думаю, она идеальна с точки зрения мужчин, но никак не женщин. Хотя и мужчины здесь лицемерят. Почему?
 Коллективное оригинальное творчество «Принимают участие все желающие. Соавторами избирается ответственный редактор-координатор, в чьи обязанности входит координация работы соавторов. Также он следит за развитием сюжета, собирает написанные отрывки и т.д. Авторские фрагменты, рассказы и т.д. пишутся в...»
 Живопись, люди, музы, художники «Со старых полотен на нас смотрят лица давно ушедших людей, мы слышим шум городов и плеск воды, видим давно прошедшие закаты и восходы, художники сохранили для нас на своих полотнах не только изображение, но и жизнь, следы былых страстей, надежд и чаяний...»
  Ужасающие и удручающие экранизации «Ну вот, дождались очередной экранизации "Войны и мира" Судя по рекламе, Наташа там блондинка и ваще... что-то неудобоваримое. Мне лично очень даже нравится "олигофренка", как тут комментировали, Хепберн...»


Любовно-исторический роман «Водоворот»
Водоворот
«1812 год. Они не знали, что встретившись, уже не смогут жить друг без друга...»

Читайте в книжном варианте под названием

«1812: Обрученные грозой»
(главы из книги)

Купить в интернет-магазине:«OZON»


О жизни и творчестве
Элизабет Гаскелл


Впервые на русском языке опубликовано на A'propos:

Элизабет Гаскелл «Север и Юг» (перевод В. Григорьевой) «− Эдит! − тихо позвала Маргарет. − Эдит!
Как и подозревала Маргарет, Эдит уснула. Она лежала, свернувшись на диване, в гостиной дома на Харли-стрит и выглядела прелестно в своем белом муслиновом платье с голубыми лентами...»

Элизабет Гаскелл «Жены и дочери» (перевод В. Григорьевой) «Начнем со старой детской присказки. В стране было графство, в том графстве - городок, в том городке - дом, в том доме - комната, а в комнате – кроватка, а в той кроватке лежала девочка. Она уже пробудилась ото сна и хотела встать, но...»

Элизабет Гаскелл «Занимательно, если не выдумки» (Выдержки из письма Ричарда Виттингема, эсквайра) (перевод С.Поповой) «В своё время Вас настолько позабавило чувство гордости, испытываемое мною по поводу происхождения от одной из сестёр Кальвина, вышедшей замуж за Виттингема, декана Дарема, что сомневаюсь, сможете ли Вы оценить глубину и важность мотивов, приведших меня...»

Элизабет Гаскелл «Признания мистера Харрисона» (перевод С.Поповой) «Ярко пылал огонь в камине. Жена только что поднялась наверх уложить ребенка в постель. Напротив меня сидел Чарльз, загорелый и импозантный. Как приятно было осознавать, что впервые с мальчишеских времён мы сможем провести несколько недель под одной крышей...»



Публикации полного собрания «Ювенилии»
Ранние произведения Джейн Остен «Ювенилии» на русском языке
(ранние произведения Джейн Остен)

«"Ювенилии" Джейн Остен, как они известны нам, состоят из трех отдельных тетрадей (книжках для записей, вроде дневниковых). Названия на соответствующих тетрадях написаны почерком самой Джейн...»

О ранних произведениях Джейн Остен «Джейн Остен начала писать очень рано. Самые первые, детские пробы ее пера, написанные ради забавы и развлечения и предназначавшиеся не более чем для чтения вслух в узком домашнем кругу, вряд ли имели шанс сохраниться для потомков; но, к счастью, до нас дошли три рукописные тетради с ее подростковыми опытами, с насмешливой серьезностью озаглавленные автором «Том первый», «Том второй» и «Том третий». В этот трехтомный манускрипт вошли ранние произведения Джейн, созданные ею с 1787 по 1793 год...»


О романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение»

Знакомство с героями. Первые впечатления
Нежные признания
Любовь по-английски, или положение женщины в грегорианской Англии
Счастье в браке
Популярные танцы во времена Джейн Остин - «танцы были любимым занятием молодежи — будь то великосветский бал с королевском дворце Сент-Джеймс или вечеринка в кругу друзей где-нибудь в провинции...»
Дискуссии о пеших прогулках и дальних путешествиях - «В конце XVIII – начале XIX века необходимость физических упражнений для здоровья женщины была предметом горячих споров...»
О женском образовании и «синих чулках» - «Джейн Остин легкими акварельными мазками обрисовывает одну из самых острых проблем своего времени. Ее герои не стоят в стороне от общественной жизни. Мистер Дарси явно симпатизирует «синим чулкам»...»
Джейн Остин и денди - «Пушкин заставил Онегина подражать героям Булвер-Литтона* — безупречным английским джентльменам. Но кому подражали сами эти джентльмены?..»
Гордость Джейн Остин
Мэнсфилд-парк Джейн Остен «Анализ "Мэнсфилд-парка", предложенный В. Набоковым, интересен прежде всего взглядом писателя, а не критика...» и др.


«Детективные истории»:

 Хроники Тинкертона: O пропавшем колье, «В Лондоне шел дождь, когда у дома номер четыре, что пристроился среди подобных ему на узкой улице Милфорд Лейн, остановился кабриолет, из которого вышел высокий...»

О театральном реквизите «Когда многочисленные театралы, кто пешком, а кто и в экипаже, стремятся под портик Ковент-гарден, ожидая открытия дверей, они не подозревают, что частенько более захватывающие представления разыгрываются не на оперной сцене...»

Рассказы о мистере Киббле: Как мистер Киббл успокаивал призраков «Леди Бриджет деликатно вздохнула. Опять этот ужасный стук ни с того, ни с сего! А когда не стук, то странное завывание, ничуть не похожее на вой ветра в печной трубе. Мало того, что душераздирающие звуки нарушали покой высокородной леди, но еще и появлялись совершенно нерегулярно и непредсказуемо, и ни днем, ни ночью от них не предвиделось никакого спасения...»
и другие.


 

Женские образы в литературе

Екатерина Юрьева

Наташа Ростова - идеал русской женщины?

"Образ Наташи Ростовой — один из самых обаятельных образов в русской литературе. В нем автор показал русскую душу, чудесный женский характер, натуру, способную на любовь и самопожертвование".

(Из школьного сочинения)

Наташа Ростова… Мы росли с твердым убеждением, что Наташа Ростова не только самый обаятельный и самый любимый женский образ Льва Толстого в романе "Война и мир", но и вообще идеал русской женщины, идеал женственности, материнства, преданности, любви, самопожертвования, пример близости к природе, народу и Родине. Так нас учили на уроках литературы, это утверждалось в учебниках и старательно выводилось на страницах школьных сочинений

Что примечательно, мало кто читал собственно сам роман. фильм еще смотрели, а вот книгу одолели не все - за редким исключением. Поэтому у многих представление о главных героях складывалось по школьным занятиям и учебнику, которые изобиловали вышеперечисленными штампами и напрочь отбивали какое-либо желание читать знаменитую эпопею.

 

Мое знакомство с романом, к счастью, произошло задолго до того, как я его стала "проходить" в школе. Сначала я прочитала весь "мир" - по малолетству война была мне гораздо менее интересна, нежели описания светских вечеров, балов и дворянской жизни в пышных особняках. Через какое-то время я принялась уже за "войну", которую читала почему-то с еще большим удовольствием, увлеченная армейскими баталиями, политическими хитросплетениями и военной тактикой со стратегией, столь блестяще описанными Львом Толстым.

 

Наташa РостовaЗатем я сложила все части и читала "Войну и мир" уже ничего не пропуская, наслаждаясь великолепным языком писателя и занимательным сюжетом романа.

Видимо поэтому отношение к главным героям у меня всегда было отличное от традиционного. Можете представить - мне никогда не нравилась Наташа Ростова. Она казалась мне взбалмошной, эгоистичной девчонкой, недалекой и недоброй. Пожалуй, большую симпатию у меня вызывала Марья Болконская, хотя зачастую раздражали ее закомплексованность и мягкотелость. И всегда испытывала сочувствие к Соне - из-за зависимого положения, одиночества и явной нелюбовью к ней остальных членов семьи - порой даже не скрываемой.

Недавно перечитывая роман, я опять поймала себя на мысли, как все-таки далек - на мой женский взгляд - настоящий образ Наташи Ростовой от привычного, официального идеала русской женщины.

 

Почему-то подростковые шалости тринадцатилетней Наташи в начале романа расцениваются критиками как особенно привлекательная и положительная черта в отличие от "бездуховного" общества (такое странное представление о нормах поведения). Невоспитанность и избалованность Наташи обычно относят к живости характера, а вечное хихиканье, видимо, считается прерогативой счастливого детства. Мне трудно понять, чего хорошего в подобной истеричности и неумении себя вести. Но сделаем скидку на возраст, к тому же еще есть надежда, что со временем Наташа изменится в лучшую сторону. Увы!
   Дабы не быть голословной, попробую разобрать ее образ более детально.

 

Речь

На протяжении всего романа Наташа Ростова изъясняется в основном отрывистыми, в большинстве своем, бессвязными восклицаниями, которые скорее свидетельствуют о ничем не сдерживаемых эмоциях, нежели о рассудительности: "ах, как хорошо, отлично!", "ах, как хорош, прелесть!", "это такая прелесть!", "ах, Боже мой, что это, что это!"…

Иногда, помимо отдельных сумбурных возгласов, ей все же удается составить законченные - хотя столь же сумбурные - фразы, но так редко, что это скорее можно называть исключением, нежели правилом.

 

Письмо

Писать, как и говорить, Наташа связно не может. "Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом", - сообщает читателям Лев Толстой.

Князю Андрею Наташа отправляла "классически-однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки."

 

Ум

"Она не удостаивает быть умной... Да нет, она обворожительна, и больше ничего," - говорит Пьер о Наташе. И сам Лев Толстой признает, что Наташа не принадлежит к умным женщинам, "которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве". По его мнению, она относится к другим - одаренным "способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины".

И - как нам известно - любого мужчины, в том числе и Анатоля, глупость которого была очевидна всем, кроме Наташи.

Я даже не могу припомнить случая, когда Наташа думала и поступала как разумный человек. Все ее действия подчинены настроению и эмоциям, которые зачастую проявляются столь бурно и неадекватно, что производят скорее гнетущее впечатление.

Знаменитую историю с Анатолем можно, конечно, списать на наивность и доверчивость юной девушки (как это принято делать). Но, учитывая ее умственные способности, очевидно, что она просто подчинилась своим импульсивным желаниям, не давая себе труда задуматься, почему Анатоль не ездит в дом, не просит ее руки, а склоняет к побегу. На резонный вопрос Сони о странном поведении Анатоля, Наташа наконец-то задумалась: "видно, ей самой в первый раз представлялся этот вопрос и она не знала, что отвечать на него".

Настораживает и ее вечно веселое, приподнятое настроение, смех по любому - и без любого! - повода: "Наташа смеялась при всяком слове… не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом".

 

Поведение

Как в тринадцать лет Наташа не умела себя вести, так и повзрослев, она не отличалась ни хорошими манерами, ни деликатностью, ни тактом, часто ставя окружающих в неловкое положение. Показателен эпизод с приездом в дом Ростовых Бориса Друбецкого:

"Наташа села и, не вступая в разговор Бориса с графиней, молча рассматривала своего детского жениха до малейших подробностей. Он чувствовал на себе тяжесть этого упорного, ласкового взгляда и изредка взглядывал на нее.

Наташа сидела всё время молча, исподлобья глядя на него. Взгляд этот всё больше и больше, и беспокоил, и смущал Бориса. Он чаще оглядывался на Наташу и прерывался в рассказах. Он просидел не больше 10 минут и встал, раскланиваясь. Всё те же любопытные, вызывающие и несколько насмешливые глаза смотрели на него."

 

Но, в конце концов не всем же дано быть умными, не у всех получается гладко говорить и писать, да и с манерами тоже бывают проблемы. Ведь главное, как известно, душевные качества: доброта, верность, порядочность и т.п. У Наташи Ростовой - увы! - и с ними существуют определенные затруднения.

"- Честное, благородное слово, - крестясь, говорила Наташа, - никому не скажу, - и тотчас же побежала к Соне.

- Николенька...ранен...письмо... - проговорила она торжественно и радостно."

Как мы видим, она не только нарушает данное слово, но еще "торжественно и радостно" сообщает о письме от брата и его ранении. Только вид побледневшей Сони заставляет Наташу "в первый раз прочувствовать всю горестную сторону этого известия".

 

Вообще, чуткость Наташи проявляется очень своеобразно.

"Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:

"Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я".

Она поет, и своим пением утешает Николая, проигравшего в карты огромные деньги.

Об этой сцене часто упоминают критики (правда, опуская последние предложения, которые я все же цитирую), говоря о благостном воздействии музыки на душу человека: "О! как задрожала эта терция, и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!... Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым..".

Конечно, ведь деньги - так преходящи, так низменны, как все материальное. Разве сравнятся с душевным наслаждением - переживания старого графа, разорение семьи. И стоит ли сокрушаться по этому поводу?

В знаменитой сцене - лунная ночь в Отрадном, я почему-то обращаю внимание не столько на поэтическую картину, сколько на то, как Наташа не дает спать Соне, поднимает ее с постели и заставляет сидеть с собой. Когда же Соня опять ложится, Наташа, оставшись в одиночестве, долго не высиживает - без компании лунная ночь уже не производит прежнего впечатления.

 

Избалованность и эгоизм.

Эти черты Наташи Ростовой почему-то упорно не замечаются критиками, хотя проявляются ею на каждом шагу.

Наташа кружит голову своему кузену Борису просто потому, что ей приятно чувствовать себя объектом влюбленности. Ее мать, понимая, что Наташа его не любит, а он от нее "сходит с ума", вынуждена переговорить с дочерью по этому поводу. На все аргументы девушка отвечает только: "а если я хочу...". Видя, что графиня все же собирается прервать ее общение с Борисом, Наташа возражает "тоном человека, у которого хотят отнять его собственность".

Показательны "переживания" Наташи (уже помолвленной с князем Андреем) после его отъезда за границу:"Ей оскорбительно было думать, что тогда как она живет только мыслью о нем, он живет настоящею жизнью, видит новые места, новых людей, которые для него интересны. Чем занимательнее были его письма, тем ей было досаднее."

Во время ее страданий и болезни после истории с Анатолем и разрывом помолвки с князем Андреем, я обратила внимание на следующую фразу: "Даже самой Наташе, которая хотя и говорила, что никакие лекарства не вылечат ее и что все это глупости, - и ей было радостно видеть, что для нее делали так много пожертвований, что ей надо было в известные часы принимать лекарства, и даже ей радостно было то, что она, пренебрегая исполнением предписанного, могла показывать, что она не верит в лечение и не дорожит своей жизнью."

Какое упоение собственными страданиями! Да еще и игра на переживаниях ее родных. К тому же, оказывается, "ей отрадно было думать, что она не лучше, как она прежде думала, а хуже и гораздо хуже всех, всех, кто только есть на свете. Но этого мало было. Она знала это и спрашивала себя: "Что ж дальше? А дальше ничего не было. Не было никакой радости в жизни, а жизнь проходила. Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю, - думала она, - а так даром, ни для кого, проходят лучшие годы".

Обычно так говорят (или думают) люди, которые уверены, что они на самом деле очень хорошие, и ругают себя - неискренне - лишь чтобы самим себе тут же возразить и похвалить себя же, или предоставить это сделать другим.

 

В скромности Наташу Ростову упрекнуть тоже нельзя:

"Это удивительно, как я умна и как... она мила", - продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой-то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина... "Всё, всё в ней есть, - продолжал этот мужчина, - умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, - плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!"

Для избалованной девушки, привыкшей, что весь мир крутится вокруг нее и для нее, жестоким разочарованием оказалось начало знаменитого первого бала, когда ее никто не приглашал танцевать.

"Нет, это не может быть!" - думала она. - "Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною".

 

Как следствие эгоцентризма ей не чуждо и тщеславие. Поэтому она легко поддается на любую лесть. Стоило Элен ей улыбнуться и сказать комплимент, как "с лица Наташи не сходила улыбка удовольствия. Она чувствовала себя счастливой и расцветающей под похвалами этой милой графини Безуховой, казавшейся ей прежде такой неприступной и важной дамой, и бывшей теперь такой доброй с нею. Наташе стало весело и она чувствовала себя почти влюбленной в эту такую красивую и такую добродушную женщину."

Анатоль очень быстро добился ее благосклонности лишь несколькими пылкими взглядами, комплиментами и прикосновениями. Она сразу поняла, что он "добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его" Очень логично, поэтому уже можно не удивляться ее дальнейшим рассуждениям:

"... (Наташа) читала любовное письмо Анатоля, из которого она, не понимая ни слова, понимала только одно - что это письмо было от него, от того человека, которого она любит. "Да она любит, иначе разве могло бы случиться то, что случилось? Разве могло бы быть в ее руке любовное письмо от него?"

Трясущимися руками Наташа держала это страстное, любовное письмо, сочиненное для Анатоля Долоховым, и, читая его, находила в нем отголоски всего того, что ей казалось, она сама чувствовала."

 

Честь, долг - понятия, которые, судя по всему, мало знакомы нашей героине. Собираясь тайно обвенчаться с Анатолем, она бесчестит не только себя. Ее семья была бы опозорена побегом дочери. Князь Андрей, Марья Дмитриевна, у которой она жила в это время и которая за нее отвечала перед родителями, тоже бы разделили бремя ее безответственного поступка. Подобное пренебрежение честью и долгом, подчинение лишь своим сиюминутным желаниям говорят о ее "низости, глупости и жестокости" - как пишет Лев Толстой, и во что никак не хотел поверить Пьер. "И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе".

Конечно, он пожалел и простил Наташу, увидев ее раскаяние. Замечу, раскаяние произошло уже после того, как побег не состоялся (вопреки ее воле) и Наташа узнала, что Анатоль женат.

 

Еще бытует мнение, что Наташа Ростова (будучи "идеалом") - очень добрый и отзывчивый человек. Эти качества - по утверждению многих - вкупе, с "любовью к народу и родине" особенно проявляются в сцене с ранеными, когда, как все знают, Наташа настояла на том, чтобы разгрузить вещи и отдать подводы солдатам.

"Любовь к народу и родине не позволяет ей равнодушно отнестись к судьбе раненых: она добивается того, что подводы отдают им и потом искренне радуется их спасению". Это цитата из школьного сочинения.

Все так: и добивается, и радуется. Вот только небольшая деталь, о которой почему-то мало кто вспоминает (или знает?): перед этим старый граф именно из-за раненых поссорился со своей женой, которая не хотела оставлять вещи и отдавать подводы солдатам. Наташа слышит этот разговор родителей. По идее, она должна сразу выступить в защиту раненых - ан нет: " Наташа отошла к окну и задумалась".

К счастью для раненых, в это время к Ростовым приехал Берг и стал сбивчиво (с чужих слов) рассказывать о героизме русских солдат.
"Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого-то вопроса, смотрела на него".

 

И тут на свою беду практичный Берг попросил у Ростовых мужика - чтобы купить "шифоньерочку". "Граф сморщился и заперхал.

- У графини просите, а я не распоряжаюсь,

- Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, - сказал Берг. - Мне для Верушки только очень бы хотелось.

- Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. - закричал старый граф. - Голова кругом идет. - И он вышел из комнаты…

Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз."

 

После этого последовали бурная сцена объяснения Наташи с матерью и приказание освободить подводы для раненых. Спасибо графу и Бергу!

"В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно".

Это тоже цитата из школьного сочинения. Как будто роман не читали - и, судя по всему, - не читали. Вот как это выглядит не в учебнике, а у Толстого, когда семья Ростовых в спешке собирается к отъезду из Москвы:

"Петя и Наташа, напротив, не только не помогали родителям, но большею частью всем в доме надоедали и мешали. И целый день почти слышны были в доме их беготня, крики и беспричинный хохот. Они смеялись и радовались вовсе не оттого, что была причина их смеху; но им на душе было радостно и весело, и потому все, что ни случалось, было для них причиной радости и смеха."

А ведь идет война, Наполеон стоит под Москвой, огромная часть территории России уже занята врагами, потери русских исчисляются не десятками - сотнями тысяч убитых, родной брат Наташи воюет, подвергаясь ежеминутной опасности быть убитым.

"Главное же, веселы они были потому, что война была под Москвой, что будут сражаться у заставы, что раздают оружие, что все бегут, уезжают куда-то, что вообще происходит что-то необычайное, что всегда радостно для человека, в особенности для молодого."

Кстати, Наташе уже давно не тринадцать лет, как в начале романа - а все двадцать. По меркам тех времен - взрослая женщина.

 

Говоря о добротелюбимой героини, можно вспомнить еще сцену охоты и следующий диалог Наташи и Николая:

 

"- Едем, да только за волками: тебе скучно будет. Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, - сказала Наташа."

Мне же трудно представить добрую, нежную и чувствительную барышню, получающую удовольствие от травли животного - пусть даже волка.

Но, пожалуй, самое неприятное для меня в Наташе - ее отношение к своей "бедной родственнице" - Соне:

 

- "Имущему дастся, а у неимущего отнимется", помнишь? - (говорит Наташа Марье - они обе уже замужем) - Она - неимущий: за что? не знаю; в ней нет, может быть, эгоизма, - я не знаю, но у нее отнимется, и все отнялось. Мне ее ужасно жалко иногда; я ужасно желала прежде, чтобы Nicolas женился на ней; но я всегда как бы предчувствовала, что этого не будет. Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы."

 

Очень жестокие слова, особенно в устах благополучно устроенной графини, имеющей любящего (и богатого!) мужа, детей, и не знающей, что такое зависимость от других. После этого говорить о "доброте и чуткости" нашей любимой героини как-то не хочется. (Наташа, правда, упоминает о своей жалости к кузине, которую, на мой взгляд, вовсе не испытывает). Действительно, куда бедной приживалке Соне чувствовать так, как может чувствовать нежная и трепетная душа избалованной аристократки.

А ее удивительная "любовь к русскому народу" - так всегда пишут в сочинениях - обычно сопровождается цитатой: "она умела понять все, что было… во всяком русском человеке" и вспоминается сцена охоты и танец под балалайку у дядюшки после принятия грибков, меда и наливки.

Я же вспоминаю другой эпизод:

Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. "Что бы мне с ними сделать?" подумала Наташа. - Да, Никита, сходи пожалуста... куда бы мне его послать? - Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса"…

Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.

Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть…

Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда-нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. "Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?" думала Наташа, медленно идя по коридору."

Трудно представить крепостных, рассердившихся на приказания хозяйки - это так, к слову.

 

И тут же можно поговорить о трудолюбии. Мы знаем, что Наташа серьезно занималась только музыкой, вернее, пением. О других занятиях не упоминается. Обычно она или беспричинно веселилась, страдала или изнывала от тоски, не зная, куда себя девать. Вот и теперь:

 

"Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё-таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы…"

Все время чем-то занятая Соня вызывает у нее раздражение:

 

"- Ты куда ходила? - спросила Наташа.

- Воду в рюмке переменить. Я сейчас дорисую узор.

- Ты всегда занята, а я вот не умею, - сказала Наташа. - А Николай где?

- Спит, кажется.

− Соня, ты поди разбуди его, - сказала Наташа. - Скажи, что я его зову петь."

 

Можно цитировать еще много и по разным поводам. Можно поговорить о "диалектике души", не только о заблуждениях и разочарованиях, но и о становлении характера и совершенствовании личности.

Но я не ставила такую цель. Мне лишь хотелось обратить внимание на те моменты, которые, повторю - на мой взгляд, - представляют Наташу Ростову несколько с другой стороны, отличной от общепринятой. Не хочу сказать, что в ней все так уж плохо: она самоотверженно ухаживает за умирающим князем Андреем (за которым, кстати, также ходила и Соня), за своей матерью, переживающей смерть сына.

Речь о другом - Лев Толстой описал в образе Наташи Ростовой свое представление о женщине. Слабая, капризная, недалекая, непоследовательная. Не случайно в эпилоге романа она предстает женщиной, полностью поглощенной мужем и детьми - по словам Льва Толстого - "сильная, красивая и плодовитая самка". Ее неряшливый, запущенный вид, поведение ("ни мила, ни любезна"), безудержная ревность (даже к гувернантке), чтение писем мужа, скупость и пр. - выглядят уж как-то совсем непривлекательно в глазах читателя. Возможно, писатель этого и добивался. И в подобном изображении своей героини выразилось его презрительное отношение к женщинам вообще или к своей семейной жизни. А может, напротив, он считал это нормой и не видел ничего отталкивающего в своей любимице. Кто знает?

Мне непонятно следующее: почему нас учат, что Наташа Ростова - пример, достойный подражания, "идеал русской женщины"? Столь странное прочтение романа, когда не замечаются, кажется, очевидные вещи, вызывает у меня реакцию "от противного". И, боюсь, не только у меня.

Фальшь, как известно, всегда чувствуется. Может быть, именно поэтому - как своеобразный ответ на навязанный идеал женщины, которая столь далека от идеала - ни о каком другом литературном женском персонаже не ходит столько анекдотов, как о любимой народной героине. Что называется, не в бровь, а в глаз. И, может быть, поэтому в школьных сочинениях можно прочитать фразы, подобные этой:

"Наташа Ростова хотела что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла ей рот".

Copyright © 2007 Все права принадлежат автору Екатерине Юрьевой

Другие публикации Екатерины Юрьевой

Обсудить на форуме

Исключительные права на публикацию принадлежат apropospage.ru. Любое использование
материала полностью или частично запрещено

В начало страницы

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов клуба  apropospage.ru без письменного согласия автора проекта.
Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста.


     Top.Mail.Ru